Маяк

Наталья Стомонахова
Там, где бурная и стремительная река освобождается от гранитных берегов и падает в объятия моря, вот уже много веков на гранитном утесе в стороне от поселка стоит маяк и подает сигналы кораблям, а они благодарят гудком маячника - деда Павла. До этого служили на маяке его прадед, дед и отец. Он жалеет, что его меняет не сын, а автомат, ведь маяк без человека - просто башня. Он боялся и ждал этого дня давно, но когда пришло время, старик понял, что покинуть маяк – все равно, что сойти с корабля, шагнуть в бездну.
Последний раз маячник погасил фонарь, спустился вниз и уселся на каменные ступеньки. Он сидел и смотрел на воду, на скалы и слушал, как море переговаривается с ветром. Его еще сильные крючковатые пальцы потирали старую лампу. Она давно отслужила свое и должна была висеть на гвозде в кладовой, но старик почему-то носил ее с собой, прицепив к поясному ремню – вдруг когда-нибудь понадобиться зажечь ее. Чайки кричали что-то на своем языке и вернули его к действительности.
-Что, старушка, пора нам на покой? – старик прищурил глаза и погладил старую лампу, доставшуюся в наследство от отца. - Меня на покой, а твое место в кладовке со старыми снастями. Я ведь не могу взять тебя с собой. Ты - собственность маяка, – старик потер лампу, и маленькие слезинки огоньками заблестела в уголках глаз.
Старый смотритель сдал дела приехавшему начальнику и побрел в деревню. Он весь вечер просидел возле окна маленького домика, но из его окна не было видно моря. Расстроенный, он лег спать. Ночь была тихой, и старик задремал. Неожиданно его разбудили пароходные гудки. Он знал, что так корабли просят о помощи, когда им грозит опасность. Старик встал, набросил на плечи плащ и быстро зашагал к маяку. Сердце старого смотрителя замерло, когда он увидел, что лампа на маяке не горит.
-Смотрите, корабли идут прямо на скалы, - закричал кто-то, показывая на еле виднеющиеся в тумане проблесковые огни.
-Люди, бегите к берегу и постарайтесь разжечь костры, - крикнул маячник и заспешил к маяку. Ему было тяжело бежать, но он бежал, пересиливая себя.
Корабли, заблудившиеся в тумане, кричали, как раненные чайки. Тяжело дыша, маячник подбежал к маяку, но дверь была заперта на замок, ключи от которого он еще днем отдал городскому начальнику. Корабельные гудки раздавались все ближе и ближе. Маячник взял стоявшую возле двери лопату и попробовал сбить замок, черенок сломался. И тут он вспомнил, что однажды, давным-давно, потерял ключи и долго не мог попасть на маяк, тогда и оставил, на всякий случай, запасной ключ под крыльцом. Смотритель пошарил под ступенькой и в пучке травы нащупал спрятанную связку. Заржавевший ключ долго не хотел проворачиваться в замке, но, наконец, со скрипом замок открылся. Маячник снял с ремня и зажег лампу, стал быстро подниматься по лестнице к самому сердцу маяка. Корабельные гудки звучали уже у самого берега. Свет его старенькой лампы отразился в стеклах маяка и вскоре вспыхнул спасительным огнем. В густом тумане послышался протяжный гудок, и корабли стали уходить в глубь моря. Старый смотритель увидел, как на берегу по одному вспыхивали костры. Туман стал рассеиваться, и первые солнечные лучики запрыгали по стеклам маяка. Смотритель погасил лампу и спустился в низ. Там его ждал вчерашний начальник.
-Да, подвела нас техника. Извини, Павел Павлович, рано ты ушел. Мы все просим тебя приходить с проверкой на маяк.
-Что меня просить, без маяка я - никто. Пока жив, нести службу буду.
-Да, и он без тебя ничто. Капитаны с ночных кораблей просили поблагодарить тебя. Если б не ты, скольких разбило бы о скалы, - начальник протянул маячнику ключи от маяка.
 -Тут всем миром спасали, так, что не одному мне спасибо, - старик сжал ключи в своей ладони.
С тех пор мыс, на котором стоит маяк, прозвали мысом Павла. Говорят, что старый смотритель служит до сих пор, потому что пока не кому передать ключи от маяка.
-------------------