Последний атом

Ю.Золотарев
ПОСЛЕДНИЙ АТОМ

Случай заставил задуматься о корнях "взрывообразных", что ли, явлений, об их сути, причинах и течении (или там "протекании"). Случай, в общем-то, так себе, на уровне бытового, но крепко напугавший своей неожиданностью и непредсказуемостью.

Прихожу на работу в ночную смену, в дежурной комнате, положив вещи, привычно тяну руку к занавесям, чтобы задернуть окно. И в ту же секунду за спиной раздается потрясающий треск и грохот!

Придя в себя после шока (ну какой там может быть "треск" в тихой, мирной комнате?! взрыв? выстрел? исключено! да и руки-ноги мои целы...), медленно оборачиваюсь, и дело проясняется. На полу – громадная куча осколков стекла, а один из стеклянных стеллажей с образцами продукции исчез...

Всё ясно! Стеклянный лист полки, не выдержав многолетней нагрузки, внезапно лопнул, и вся масса стаканов-рюмок-ваз и прочего, сопровождаемая жутким, невероятным грохотом, в полсекунды рухнула и оказалась на полу. И мне, можно сказать, повезло: отделался ТОЛЬКО испугом. А могло ведь рухнуть и на голову... Но поскольку жив-здоров, и нервы все-таки целы, задумываюсь, и душой овладевает философское настроение. И я представляю себе "процесс" изнутри: материя стеклянной полки, очевидно, долго сопротивлялась перегрузке, а полку всё грузили и грузили (в центре ее чья-то – скорее всего женская! – рука поставила увесистую вазу). В результате нагрузка изгиба оказалась предельной (вспомним сопромат: эпюра моментов от центральной нагрузки на балку, вершинка эпюры, т.е. место максимального изгиба, направлена вниз!).

И вот эту предельную нагрузку держали какие-то несколько "атомов" внутри материала, держали довольно долго, ухватясь своими "ручками" за концы разрываемого материала! Но облегчения всё не было. И вот сперва сдался один из атомов, затем другой... Пока не остался ПОСЛЕДНИЙ! Он был самым сильным, и он, как Атлант, выдавливая на своем лбу капли пота, держал и держал – лишь бы не допустить катастрофы! Но его ресурс кончился, он не выдержал (сколько же можно!) – и произошло неизбежное: обрушение, катастрофа! И теперь передо мной – куча обломков, среди которых "трупик" того, "последнего" атома, который жертвовал собой, но положения не спас...

И подумалось: а ведь описанная микротрагедия суть слепок, отражение, схема, матрица любой катастрофы, любой трагедии, с которыми мы так или иначе сталкиваемся в пределах нашей жизни!

Вот на склонах гор накопился снег. Его всё больше и больше, но какие-то последние атомы еще удерживают пласт на скале. И вот: еще чуть-чуть снега, либо тепла от Солнца, либо вибрации от ветра - и последний атом не выдерживает адского напряжения! И пошла лавина! И как результат – сметенные ею жилища, засыпанные дороги, погребенные под снегом люди...

А вот утечка газа. И заполняется им помещение, и смесь его с воздухом постепенно приближается к критической пропорции, и вот уже всё помещение становится взрывоопасным! Но человек этого еще не знает. Вот он уже достает спички... И "атомы" его мышления борются в отчаянной попытке не допустить победы невежества над знанием, и остается последний "атом" знания, который заходится в крике, адресованном человеку:
"НЕ ЗАЖИГАЙ ОГОНЬ!! УБЕРИ СПИЧКИ!!!".
Но человек не слышит этого предсмертного крика последнего атома его жизни, который все еще надеется спасти положение. Но вот он, "атом", надрывается – и уже молча и обреченно наблюдает завершение трагедии: человек достает спичку и чиркает ею... И перестает жить (в самом "лучшем" случае у него сгорают волосы, обгорают уши, лицо и кожа рук. Увы, "последний атом" осторожности не спас положения.

Вот рушат старую трубу. Без взрывчатки (которую завхоз так-таки и не смог достать через министерство). Отбойный молоток проделал уже солидную дыру в основании трубы. Но труба пока стоит. Вот-вот должна рухнуть, но стоит, потому что ее гигантский вес пока удерживают несколько последних атомов старой кладки. Вот еще один кирпич удалось выбить... Ну же, ну!

Никто не слышит отчаянного крика САМОГО последнего атома, который пока еще удерживает баланс сил всей махины старой трубы. Но вот этот "последний" сдается – сколько же можно?! – баланс сил начинает быстро смещаться от нуля в отрицательную сторону, т.е. к смещению центра тяжести трубы за пределы опоры. Раздается треск – разрываются последние удерживающие равновесие связи – и труба медленно-медленно начинает клониться в сторону, определенную ей для падения.

"Береги-ись!!!" – и оставшийся в зоне обрушения последний человек быстро ретируется. Проходит пять секунд, и труба медленно и торжественно, набирая скорость, заваливается на бок. Пыль, грохот, колебание почвы – и спустя секунду зона обрушения перестает быть опасной.

Слава тебе, Господи! И сделай так, чтоб любые обрушения нашей жизни оканчивались без жертв (даже если при этом гибнет последний атом).

18-23.04.2006