F от X равно Y

Анастасия Подорожная
- Профессор, откуда вы взяли вон то многокилометровое выражение?
- Из выражения F(x) = Y
- Каким образом?
- Очевидными преобразованиями.

Это, конечно, не дословный диалог. Но до боли знакомый многим из нас. Седобородый профессор с тридцатилетним стажем столько раз преобразовывал выражение F(x) = Y в «вон то, многокилометровое», что ему уже не понятно, как это может быть не очевидно. К сожалению или к счастью, профессионалам с многолетним опытом стабильной работы тяжело и практически невозможно «спуститься с небес» к нам, простым смертным, и дать дельный совет. Вещи, которые стали для них привычными, впитались в кровь (или даже запечатлелись в генной памяти), для начинающих находятся где-то на уровне откровений: «Ка-а-ак?! Не может бы-ы-ыть!!!» Неужели все так просто? Или сложно? Да у меня никогда так не получится! Или получится?!

Я, знаете ли, с некоторых пор побаиваюсь асов спортивной дрессировки. Они, знаете ли, живут в плоскости, отличной от моей. Для них мое: «Боже! Это надо было подкрепить, а я прошляпила!» звучит катастрофически, просто ужасно. Они уже не могут «прошляпить». Им не положено по статусу. Поэтому, как мне кажется, я немножко счастливее их – мне еще предстоят все те сладкие открытия и переживания, которые для них уже в давнем прошлом.
Если вы хотите найти общий язык со своей собакой, но не знаете, как это сделать самостоятельно, идите в группу к инструктору нормативной дрессировки. Или к кликер-тренеру (если у вас таковой есть поблизости). А если хотите от вашего четвероногого любимца спортивных успехов, не занимайтесь сами – отдайте собаку спортсмену-профессионалу. Особенно, если она у вас – первая. Вам просто не заметить всех тех моментов поощрения, коррекции, отрицательного подкрепления и прочего, которые профи делает интуитивно, сам того не замечая. А если не замечая, то и вам не скажет.
На самом деле, эта статья была задумана, как «пособие по воспитанию щенков для чайников». А все предыдущее было лирическим отступлением. Наступлением. Ой...

Итак, в вашем доме появился щенок. Вы можете сколько угодно прочесть книг перед этим. Или не читать ни одной. Вы можете спрашивать совета и искать поддержки у кинологов со стажем. Или у соседей по подъезду. Чем бы ни вызвано было ваше желание приобрести щенка, как бы ни кричали вам со страниц «пособий для любителей-собаководов» о том, что щенок – не игрушка, не мебель, не парк аттракционов – вы все равно непременно да что-то упустите. Даже если у малыша родители – чемпионы мира. Даже если он сам – самый-самый. Он же вырастет. Плюс воспитание. Плюс улица. Плюс еще что-нибудь. Вам никогда не рассчитать 100% вероятность того, что будет. Жизнь – чудесная сюрпризная штука. Жизнь бок о бок с собакой – на порядок чудеснее.

У меня в доме никогда не было маленького щенка – это радостное событие нам еще предстоит. Две моих собаки попали ко мне в возрасте 7 месяцев и 1.5 лет. Так что кое с чем я еще не сталкивалась. Например, с лужами на ковре. Но зато я помню, как боялась садиться в присутствии 7-месячного боксера, потому что где-то вычитала, что если я сяду, то буду ниже его, а если я буду ниже, то собака возомнит себя вожаком нашей стаи, что, конечно же, недопустимо. И еще я помню, как в первый год нашей совместной жизни мое мнение о поведении собак стремительно менялось как минимум раз в месяц и непременно на прямо противоположное. Это касалось в большинстве своем конфликтных ситуаций: между людьми и собаками или между собаками и собаками (при этом в конфликтах могли участвовать как хозяйские, так и дворовые псы). Но самым трудным оказалось, как всегда, самое простое – любить. Прощать. Вести себя адекватно в самых элементарных ситуациях. Вы зовете своего щенка, а он в кустах ест «шоколад». Съел и прибежал – морда в г... Но он пришел – и это слово нужно как следует взвесить. Не просто пришел, а пришел к вам. А мог бы пойти погулять во-о-он туда. Там веселая куча мала из таких же щенков. А хозяева – тоже – собираются в кучи малы и ходят по парку круг за кругом, до истечения заветного часа прогулки.

Сегодня я знаю, что мой щенок не будет есть «шоколад» в кустах. Я научилась с ним играть – играть по правилам, которые ему понятны. У меня ушло более шести месяцев регулярных занятий (три раза в неделю) на то, чтобы научиться радоваться вместе с ним. Но я до сих пор считаю, что радоваться вместе с собакой – это очень трудно. Особенно, когда она только что – ну вот только что! – сделала что-то из рук вон безобразное.
Самые частые ошибки, которые мне попадаются на глаза – это непоследовательность хозяев. О непоследовательности можно говорить долго – самому себе она незаметна. Только если со стороны кто-то укажет на нее пальцем: «Гражданочка! Вы тут по команде «Сидеть!» то садите собаку, то укладываете».
Самые распространенные жалобы на собак, услышанные то здесь, то там – это «кусается» или «убегает и не подходит». А когда ваша собака нашла под дальним деревом что-то интересное и тянет вас туда на поводке, что вы делаете? Идете за ней или одергиваете и продолжаете свой путь? А когда вы собираетесь на прогулку, кто проходит первым в дверь, вы или собака? А как вы себя ведете, когда она не дает вам помыть лапы, постричь когти, расчесать колтуны? Настаиваете на своем или пусть ходит грязная?

Фраза маленькая, проблема большая. Причин проблемы еще больше. Какая ваша – пойди, разберись. Зато почти все они – разрешимы. И это радует. Даже очень. И, наверное, «кусается» - это проблема иерархии в стае. А «убегает и не подходит» - проблема контакта. Если собаке с вами интересно, она не отойдет от вас ни на шаг. И за свободное состояние по команде «Гуляй!» при сдаче норматива «Собака в городе» вы получите 0 баллов, потому что ваша собака все время будет рядом. С чем вас и поздравляю.
Ближе к делу. Итак, у вас появился щенок. И вместе с ним – десять тысяч миллионов и еще один вопрос. Не буду давать дельных советов. Лучше расскажу, как это происходит в нашей семье.

Чем мы запаслись до того, как. Клеткой. Она может быть любой. Главное, чтобы внутри было тепло, сухо, и она не стояла на сквозняке. Противникам клеток рекомендую внимательно посмотреть, где спят наши младенцы. И где они играют. В таких кроватях с высокими вертикальными деревянными прутьями. И в круглых манежах, затянутых сеткой. А если вы утверждаете, что это исключительно ради их блага и безопасности, так к щенкам это тоже относится.

Что мы думаем о собаках в кровати. Когда – что. Мира (боксер) в кровати – существо очень полезное. Она помогает засыпать. С ней всегда тепло (в жаркие ночи она уходит спать на пол, и мы не препятствуем). Она ложится на больные места (правда, когда болит голова, это несколько неудобно) – ну... и все такое. Ляля (метис) в кровати – существо вредное. Она все время носится, трогает вас лапой, лижет лицо, уши, пятки – и так далее. Поэтому Ляля спит в клетке. Там она сразу засыпает, потому что ей нечего делать. Так что спать или не спать в постели – дело сугубо индивидуальное.

Как мы едим. До или после собачьего кормления? Когда – как. Конечно, литература рекомендует есть раньше собак. Но в жизни не всегда бывает так, как мы хотим. Щенка надо кормить по графику. А наше питание не всегда регулярное. За столом я даю понять собакам, что это моя еда, и покушаться на нее запрещено. То есть, если они вдруг подходят со скорбными глазами, я могу рыкнуть в прямом смысле этого слова. Или бросить испепеляющий взгляд. Обычно этого достаточно.

Как мы идем на прогулку. Перед выходом собака должна сесть и сидеть. Я одеваюсь, пристегиваю поводок, выхожу за дверь. Собака сидит. Говорю: «Пойдем!» - собака выходит за дверь и садится. Я закрываю дверь на ключ и делаю шаг к выходу. Собака сидит. Говорю: «Пойдем!» - она идет, я прохожу первой в парадную дверь, собака – за мной. Этому меня научил мой первый инструктор в моей первой школе (OBEDIENCE), и с тех пор все собаки в моем доме выходят на прогулку только так.

Что мы делаем на прогулке. Сначала – все свои дела. Потом играем. Для Миры подходят любые игрушки: мячики, пищалки, канатики, летучие тарелки. Команды курса послушания. Преодоление препятствий. Следовая работа. Ляля не играет с игрушками и не ходит по следу, поэтому для нее годятся догонялки, прятки, команды курса послушания и преодоление препятствий. И, конечно же, у «мамы» всегда полные карманы любимого лакомства. И каждый раз, когда собаки подбегают ко мне, я высоким и ласковым голосом выражаю самый бурный восторг, на который я только способна.

Что мы делаем после прогулки. Моем лапы. Животы. Морды. По мере необходимости купаемся в ванной. Раз в две недели стрижем когти когтерезом. Чистим уши. Подстригаем лапы между подушечками пальцев. И это обязательно, понимаете? Все сии действа идут под грифом «надо» и обжалованию не подлежат.

Что мы делаем дома. Если «мама» не занята, конечно. Играем. Включаем музыку и танцуем. Поем. Мечтаем, что когда-нибудь станцуем фристайл. А если «мама» занята, собаки уходят в клетки и спят. Потому что им нечего делать.

P. S. А еще у нас есть несколько настольных книг. Это Карен Прайор «Не рычите на собаку», Джон Фишер «О чем думает ваша собака», Конрад Лоренц «Человек находит друга». Конечно, мир не зациклился на вышеперечисленных книгах – на самом деле, их гораздо больше! Просто эти три – мои любимые...