Про горного духа

Мареман Рыбник
 Было это в поздние советские времена. Дальний родственник, дядь Лева, служил тогда в нашем необъятном таежном крае на дальнем кордоне егерем. Тем не менее, в краевом центре его знали. И люди с полномочиями частенько беспокоили дядю Леву всякими просьбами - то им коры бархата надери (кому-то для почек), то кирказону (сердечникам). Особливо в этом списке дикий женьшень стоял. И вот однажды, когда дядь Лева как раз в городе был, вызывает его в краевой «Белый Дом» знакомый чиновник и говорит: «Лев! Тут не до шуток. Прилетает из Москвы очень серьезный человек. И нужен ему женьшень. Да не просто корень, а так, чтоб он своими руками его взял. Поглазел, как он в природе растет, на камеру заснял, приобщился значит». Ну, дядь Лева - под козырек: «Предлагаю два варианта. Ежели этот человек, к примеру, лопух, то я закапываю корешок тут недалеко от городского парка и веду клиента зигзагами. Если же нет - придется попотеть...» Чиновник в ответ: «Лев, скорее всего, попотеть придется. Человек – далеко не лопух. Но, если даже сработает ближний вариант, ты того, не веди напрямки. Туману поднапусти. Человек - высокий чин, но на пенсии. А в последнее время слегка, как мне намекнули, мистикой увлекся. Словом, антураж нужен». Дядя, опять-таки, под козырек.

 И вот появляется клиент. Поджарый, бодрый, несмотря на свои «под семьдесят». Рюкзачишко «Ермак» набит серьезно - не до разрыву, но именно так, как надо. Стал ему чиновник про два варианта рассказывать - мол, поближе и подальше. Тот глазами сверкнул: «Да Вы, ребятки, никак надуть меня хотите?» Все вопросы разом отпали. Стал дядь Лева на серьезный поход настраиваться. А дело не такое простое. Кто его знает, этот женьшень, где он растет? Кто знал, давно вырыл и продал, и деньги пропил. А с бухты-барахты - не факт, что отыщешь. Поколдовали они с клиентом (которого сопровождающие все «товарищ генерал» пытались называть, несмотря на возраст и спортивную куртку без опознавательных знаков) над картой - вот мол перспективный район, куда нужно выдвинуться. Клиент позвонил командующему флотом: «Так, мол, Алексей - привет, мне тут вертушку бы на полдня». Прилетела вертушка. И прямо «от калитки» улетели дядя Лева с генералом в отроги Сихотэ-Алиня.

 Высадились, как договаривались, - не на самом верху, но и не в долине. Вертушка тут же обратно ушла. Генерал по уму разместился: из «Ермака» - одноместную палаточку, спальник на гагачьем пуху. Дядя Лева – и подавно, считай, всю жизнь в тайге. Посидели у костра, по рюмке за успех предприятия... Дядь Лева, помня уговор с чиновником, грамм 200 «Столичной» в костер опростал. Генерал удивляется, а дядь Лева говорит: «Это - Духу гор! Задобрить надо бы». Ушел после генерал в палаточку, дядь Лева у костра прикорнул. Ничего, ночи у нас в августе не холодные. Только проснулся, видит - на месте костра, где земля еще теплится, клубок змей. Сплелись, тихо лежат - греются. Дядь Лева пока глаза продрал - генерал появился из палатки. Сразу было за палку: «Я их (змей) сейчас ...» Да дядь Лева успокоил - не трожь, это Дух гор прислал, они и покажут женьшень-батюшку. Ну, генерал не стал спорить. А дядя Лева, пуще того, встал и покричал в разные стороны: «Эге-ге-гей! Спасибо! Трам-тарарам!» А эхо ему как ответило со всех сторон. Кто слыхал - знает, от такого ответа все кругом звенит, а душа - в пятки.

 Тут то-се, солнышко пригрело, стали змеючки расползаться (я так думаю, полозы это были). Дядь Лева с генералом - за ними. Змеи поползли чуть вниз по склону, потом то одна в скальную щель нырнет, то вторая под корягу. Метров пятьсот прошли - и остались без поводырей. Генерал спрашивает дядьку: «Ну, и где ж твой дух?» А дядька стоит, и в глотке у него все перехватило: прям перед ним в трех шагах спелый женьшень с ягодками. А дальше - еще один, и еще. Было от чего растеряться. Тут и генерал заметил: «Так вот же он», - говорит. Генерал правильный оказался: заснял стебелек с ягодкой со всех сторон на видео, отрыли они с превеликой осторожностью корешок, и все. «Мне хватит,» - говорит генерал - «Тебе, если надо, копай...» Ну дядь Лева еще пару корней выхватил, остальное «на потом» оставил. Уже скоро вертушка должна была прийти. Распростились они с генералом в городе лучшими друзьями.

 А потом дядь Леве письмо из Москвы пришло пригласительное: «Вы, Лев Батькович А...нов, как человек, способный с Духом Гор разговаривать, приглашаетесь на слет экстрасенсов и чародеев, который состоится такого-то числа в таком-то месте». И подпись генеральская.