Он пришел за мной

Ирина Шлионская
Большая полутемная гостиная в загородном доме. За круглым столом сидят трое – двое мужчин и женщина. Старшему из мужчин на вид лет 50-55, у него проседь в волосах. Остальным – лет по 35-40, у обоих – темные волосы и довольно привлекательная внешность. Перед участниками сцены стоят чашки, заварной чайник, тарелки с пирожными, они пьют чай и продолжают начатую беседу.
- Я так рад, что вы с Соней нашли возможность навестить меня, - говорит седоватый мужчина, обращаясь к молодому. – Живу здесь один, отшельником.
- Почему вы не женитесь, Арсений? – спрашивает женщина. – Ведь уже двенадцать лет, как не стало Лидии. Хватит жить бобылем! Вы еще мужчина в полном расцвете сил. Хотите, познакомлю вас с одной из своих подруг?
- Увы, современные женщины корыстны, - разводит руками Арсений. – Я мог бы рискнуть, не будь у меня этого особняка и разных приятных вещиц в нем, а также счета в банке… Моя Лида вышла за меня, когда я был нищим студентом медицинского. И мое нынешнее благосостояние – во многом ее заслуга. Эх, жаль, детей нам Бог не дал… Всегда приходится чем-то жертвовать… Нет, такой женщины я больше никогда не встречу!
- Не грустите, Арсений! – прерывает его второй мужчина. – Зато у вас есть преданные друзья!
- Да, Юра, вы с Соней – самые мои близкие друзья! Жаль, что мы так редко видимся в последнее время. Но мне просто необходимо уединение.
За дверями гостиной в этот момент слышится какой-то шум. Шаги… Большие дубовые двери отворяются… Входит черная фигура в маске, в которой проделаны прорези лишь для рта и глаз. В руке незнакомец держит что-то блестящее. При съемке крупным планом видно, что это – остро отточенный нож!
На какое-то время сидящих за столом охватывает столбняк, затем Софья пронзительно визжит.
Арсений лучше владеет собой.
- Что вы делаете в моем доме и как сюда попали? – спрашивает он чуть дрожащим голосом.
Пришедший молча, вытянув нож перед собой, начинает двигаться в сторону стола.
- Бежим! – кричит Юрий. Он рывком поднимает обессилевшую от страха жену с места и выталкиает ее в дверь, находящуюся прямо за столиком.
Пауза. Затем мы видим всех троих в тесном коридорчике. Запертая дверь дрожит от напора с другой стороны – очевидно, бандит в маске рвется сюда.
Арсений шепчет:
- По-моему, нет смысла прятаться в других комнатах. Там ненадежные запоры. Если он сумел отпереть ворота и замок на входной двери, то для него не составит труда открыть и остальные замки. Бежим в мансарду, он не сразу нас найдет и мы оттуда сможем вызвать милицию по мобильному.
В следующем эпизоде мы видим, как все трое поднимаются по узкой винтовой лесенке в мансарду. Поднявшись, они захлопывают за собой дверь и задвигают засов (вернее, это делает Арсений, идущий последним.
Мансарда – это очень темное тесное помещение с одним-единственным запыленным окошечком, куда не протиснуться человеку. Очертания фигур людей едва видны в темноте.
- Здесь есть выключатель? – спрашивает Софья.
Щелчок – видимо, Арсений нажал кнопку – и вспыхивает тусклая лампочка под потолком. Все окружающие предметы тонут в полутьме. Видно, что кругом свален всякий хлам – какие-то ненужные вещи, груды тряпья… Лица троих людей выглядят испуганными, слышно их прерывистое дыхание.
Арсений вытаскивает из кармана мобильный телефон, смотрит на дисплей:
- Не работает. Мы вне сети!
Юрий тоже извлекает мобильник:
- И у меня не работает!
- А я свой оставила внизу, - говорит Софья.
- И что будем делать? – интересуется Юрий. – Ведь этот тип рано или поздно до нас доберется!
- Кстати, кто он такой? Чего хочет? – истеричным тоном спрашивает Юрий.
- Не знаю… - пожимает плечами Арсений. - Может, какой-то маньяк или сбежавший преступник? А может, киллер, которого ко мне подослали.
- Но кому понадобилось убивать известного врача- психиатра? – изумляется Софья (похоже, она уже пришла в себя).
- Психиатр – нынче одна из самых опасных профессий, - отвечает Арсений. – Ах, если бы вы, мои молодые друзья, знали, с какими людьми иногда приходится иметь дело!
Юрий: - Вы подозреваете кого-то из своих пациентов?
Арсений: - Этого я не могу сказать. Но все может быть. Впрочем…
Снизу явственно слышатся тяжелые шаги. Все замирают. Однако шаги не приближаются – убийца просто ходит по нижнему этажу.
- Может, выдавить стекло и позвать на помощь? - робко спрашивает Софья.
- Никто не услышит, – отвечает Арсений. - Моя усадьба хорошо изолирована, я сам об этом в свое время позаботился. Скорее мы привлечем этим убийцу.
- Так что вы хотели сказать, доктор? – Юрий с трудом сдерживает в голосе тревожные нотки.
Арсений: - О чем я? Ах, да… Видите ли, версия сумасшедшего пациента может оказаться не единственной. Вы знаете, кто наследник моего богатства?
- Кажется, какой-то дальний родственник? – припоминает Софья.
Арсений: - Племянник покойной Лиды. Пренеприятнейший субъект, надо сказать. Но Лида его очень любила. Можно сказать, он вырос у меня на глазах. Правда, подростком Егор совсем отбился от рук и я сказал жене, что никакого участия в его воспитании больше принимать не буду. Видите ли, Егорка – сын старшей Лидиной сестры, она родила его без мужа, а сама страдала душевным расстройством. Она была одной из моих первых пациенток. К сожалению, ее состояние не улучшалось и сейчас она вот уже много лет находится в психиатрической лечебнице. А Егор… Гены, знаете ли…
- Вы считаете, это он мог подослать к вам убийцу? – с ужасом в голосе интересуется Софья.
Арсений: - Или же он и есть убийца. Заметьте, он так и не подал голоса. Возможно, боится быть узнанным?
- Арсений, а вам кто-нибудь конкретно угрожал последнее время? - спрашивает Юрий.
Арсений: - Я привык к угрозам. Все врачи-психиатры с именем их получают. По телефону, электронной почте… Ну знаете, как это бывает. Кому-то не понравилось лечение, у кого-то мания, у кого-то родственники недовольны…
- Ну а совсем недавно? – не успокаивается Юрий. – Вспомните!
Доктор какое-то время молчит, вспоминая… Наконец какая-то странная судорога пробегает по его лицу.
- Я не уверен… По-моему, это просто чья-то шутка…
Софья: - О чем вы говорите?
- Три дня назад мне позвонили и чей-то голос – не знаю даже, кому он принадлежал – мужчине или женщине – произнес: «Вы убили свою жену и теперь настала пора за это ответить!» Во всяком случае, смысл слов был именно таким. Потом трубку положили. Я решил тогда, что ошиблись номером или звонили наугад, чтобы пошутить.
Софья: - Какой бред! Ведь все знают, что ваша жена погибла от несчастного случая!
Арсений: - Да, и меня в тот вечер не было дома. Я нашел ее тело посреди кухни. Эксперты сказали, что ее ударило током, когда она попыталась воспользоваться кухонным комбайном, который я привез ей из заграничной поездки. На проводе оказалась повреждена изоляция… Кажется, произошло замыкание. Проводка на кухне тогда перегорела…
Юрий: - Но кому могло понадобиться мстить за Лидию? Тому же Егору?
- Он никогда не был особенно привязан к тете. В отличие от нее. Его может интересовать лишь наследство. Кстати, я, по-моему, только вам с Соней тогда рассказал про несчастный случай. Остальные думают, что Лида умерла от сердечного приступа. У нее ведь действительно остановилось сердце…
- Арсений, а почему вы нам тогда об этом рассказали? – Юрию, похоже, не дает покоя какая-то мысль. – Ведь мы бы и так поверили в естественную смерть. Все знали, что у Лидии сердце пошаливало.
Арсений: - Юра, почему вы мне задаете такой вопрос? Что вы имеете в виду?
Голос Юрия становится раздраженным:
- А то, что вы ведь меня подозревали в смерти вашей жены, ведь так? Вы знали, что я был у нее в тот день!
Софья: - Юра! Что ты говоришь?
Юрий: - А теперь ваши глупые подозрения могут стоить нам всем жизни! Наверное, кто-то подслушал наш разговор тогда, на похоронах, и теперь, через много лет, вспомнил об этом! У Лидии ведь был любовник, так, профессор?
Арсений: - Вы сами знаете ответ на этот вопрос!
Софья: - Юра, замолчи!
Юрий: - Да теперь уже нечего скрывать! Я был ее любовником! Почти с тех самых пор, как стал ездить в этот дом в качестве вашего аспиранта! Мы с Соней тогда еще не были женаты. И роман у нас закрутился как раз после похорон Лидии. Вы ведь все знали обо мне и вашей жене, профессор? Вы нашли в тот день в доме некую принадлежащую мне вещь и сразу поняли, что я там был!
Арсений: - Вашу авторучку. Ведь я сам привез вам ее в подарок из Канады. А вы потеряли ее в моем доме.
Юрий: - И вы тогда все сразу поняли?
Арсений (печально): - Я и раньше догадывался, что жена мне изменяет. Но доказательств у меня не было. Просто чувствовал что-то…
Юрий: - Вы знаете, почему она вам изменяла? Не только потому, что я моложе вас. Она была очень одинока. Несчастна… Она говорила мне, что вы никогда ее не любили, просто привыкли к ней как к старой удобной мебели… А ведь она была очень красивой и еще относительно молодой женщиной. Ей тоже хотелось простого человеческого счастья!
- Да что вы, молодой человек, знаете о том, что такое счастье! – прерывает Арсений.
Софья: - Тише!
Все прислушиваются. Но внизу ничего не слышно.
Софья: - Он затаился. Наверное, выжидает, пока мы решим, что он ушел, и спустимся отсюда.
Юрий (крича): - Арсений! Кто там сейчас ждет внизу? Ведь вы знаете!
Арсений: - Хорошо, я отвечу на ваш вопрос. Но прежде расскажите мне, как умерла моя жена!
Юрий: - Вы думаете, я виноват в ее смерти? Вы действительно так считаете?
Арсений: - Вы были там, когда это случилось?
Юрий: - Хорошо, я все расскажу! Мы пили кофе на кухне. Возникла ссора. Я убеждал ее оставить вас, говорил, что вы делаете ее несчастной. Она отрицала это. Я в порыве схватил ее за руку, она отшатнулась и случайно прикоснулась к проводу от комбайна. Она сразу свалилась как подкошенная. Когда я понял, что она мертва и нет смысла даже вызывать «скорую», я собрался и покинул дом. К счастью, никто из соседей меня не видел. А на похоронах я начал усиленно ухаживать за Соней, чтобы вы ничего не заподозрили. Правда, она мне давно нравилась… Ну, вот все и выложил. Теперь вы ответите на мой вопрос?
Арсений: - Молодые люди, вам нечего бояться! Я придумал историю с телефонным звонком, чтобы вытянуть из вас, Юра, правду о Лиде. Теперь я все знаю.
Софья: - А убийца? Он-то здесь при чем? Или вы его тоже наняли, чтобы подыграл?
Арсений: - Честное слово, я понятия не имею, кто этот человек и зачем он здесь!
Юрий: - Зачем – ясно: хочет нас всех убить!
Арсений: - А что если он все-таки пришел лишь за одним из нас? Например, за мной? И вам, Юра, об этом прекрасно известно!
Юрий: - Мне? Откуда мне это может быть известно?
Арсений: - Потому что вы сами наняли этого киллера, чтобы убить меня!
Софья: - Арсений, но зачем Юре вас убивать? Ведь наследства он все равно не получит!
Арсений: - Затем, что он все знает о нас с тобой! И хочет отомстить!
Крупным планом в полутьме – лихорадочно блестящие глаза Софьи.
Софья: - Юра! Это правда?
Юрий (грубо): - А то я не знаю, шалава подзаборная, что вы давно шашни крутите! И диссертацию ведь ты защитила только благодаря покровительству великого Арсения! Твоего любовника! Ты еще в нашу первую ночь призналась, что он был твоим любовником! И все эти годы я терпел ваши амуры – ради своей и твоей карьеры! Думаешь, я не догадывался, где ты бывала на самом деле, когда говорила, что едешь на дачу к Нике? Думаешь, я полный идиот, чтобы в это верить? Я ведь еще тогда, после смерти Лидии, понял, что ты метила на ее место. Да только не вышло у тебя, не в свои сани сесть наметила! Спать-то Арсений с тобой спал, карьеру тебе делал, а вот жениться – нет!
Софья плачет.
Арсений: - Юра, ну зачем вы так? Между мной и Соней давно все кончено. Мы сейчас не более чем друзья…
Юрий: - С каких это пор к друзьям бегают тайком на свидания? Ведь она позавчера опять якобы к подруге уехала! А я не поленился проверить и поехал туда сам. Какой сюрприз!
Софья: - Ты был на даче у Ники?
Юрий: - Да, представь себе, был! И тебя там не нашел. Ника так растерялась, что даже не могла сначала ответить на мои вопросы. А потом все же призналась, что ты иногда просишь ее прикрывать, пока она мужу рога наставляет!
Арсений: - Но отчего вы решили, что Соня была именно со мной?
Юрий: - Когда она вернулась от вас, я ощутил еле уловимый аромат одеколона. Из всех наших знакомых таким одеколоном пользуетесь только вы один!
Арсений: - Да, убийственный аргумент, нечего сказать! Ну, допустим, вы нас разоблачили. И что дальше? Это вы наняли киллера? Решили нас попугать?
Юрий: - А вот здесь вы ошибаетесь! Кто послал этого типа, я и понятия не имею. Просто рад, что наконец выяснил с вами отношения!
Софья (сквозь слезы): - Как же мы теперь будем смотреть друг другу в глаза?
Юрий: - А долго ли нам осталось? Сейчас этот маньяк поднимется сюда и всех нас убьет!
Арсений: - Послушайте! Я предлагаю бросить жребий! Давайте тот, на кого он выпадет, первым спустится по лестнице и вызовет, так сказать, огонь на себя.
Юрий: - То есть вы предлагаете нам, как агнцам, отправиться на заклание?
Арсений: - Раз вы против, я могу спуститься первым. Я самый старший из вас и мне, в отличие от вас, почти нечего терять.
Юрий (бормоча себе под нос): - Только роскошный особняк и кругленький счет в банке… Всего-то ничего…
Софья: - Умоляю тебя, Сеня, не ходи! Он не оставит тебя в живых!
Но Арсений, не слушая, отпирает засов и быстро скрывается за дверью.
Пауза. Затем, на фоне кромешной тьмы, слышны сдавленные крики, возня… Все стихает и из темноты медленно выплывает мансарда с сидящими на стульях Юрием и Софьей.
Глаза Софьи расширены от ужаса.
Софья: - Он убил Сеню! Ты слышишь, убил!
Юрий: - Тихо, а то он доберется и до нас! Хорошо, что я успел задвинуть засов. Хотя дверь деревянная, ему не составит особого труда ее взломать.
Софья: - Как ты можешь о чем-то говорить, когда Арсений убит!
Юрий (насмешливо): - Ну да, я совсем забыл о твоих чувствах к нему!
Софья: - Да что ты понимаешь в чувствах! Никто так не достоин любви, как он! Ты ему и в подметки не годишься!
Юрий: - Ну да, рылом не вышел! На коттедж себе еще не заработал, только на «девятку» подержанную! И диссертация за плечами только кандидатская, до членкора далеко! Где уж мне за этим светилом психиатрии угнаться!
Софья (неожиданно подойдя к мужу и обнимая его за плечи): - Юрочка, милый! Прости меня, прости за то, что я здесь наговорила, ведь я только тебя люблю! Сеня очень много для меня сделал и я не смогла его просто так бросить. Но любила только тебя, веришь?
Юрий вскакивает со стула, внезапно подхватывает жену на руки и опускает на пол. Следует сексуальная сцена. В разгар ее раздается требовательный стук в дверь.
- Кто там? – кричит Юрий, отрываясь от жены. - Арсений, это вы вернулись?
В ответ – зловещее молчание. Снова удары в дверь…
Оба быстро встают, поправляя одежду.
Софья: - Он пришел за нами! Нам конец!
Юрий: - Может, удастся с ним как-то договориться? В конце концов одну жертву он получил, а в свидетели мы вряд ли годимся – лицо у него закрыто, голоса не подает…
Софья: - Неужели ты не понял, Юра? Все подстроено! Убийца пришел за мной!
Юрий резко поворачивается к жене:
- О чем это ты говоришь?
- Разве ты не догадывался, что это я приложила руку к кончине Лиды? По сути это было убийство. Я… надрезала изоляцию на проводе. Едва заметно, возле самой розетки… Конечно, у меня не было уверенности в том, что Лида умрет. Я знала, что Арсений никогда сам не пользуется комбайном. А прислуги они не держали. Значит, только Лида могла…
Юрий: - Мог и я… Ведь и я там был, с ней.
Софья: - Мне и в голову не пришло насчет тебя. Я тогда даже не знала, что ты был ее любовником!
Юрий: - И чего ты этим добивалась?
Софья: - Сама не знаю. Я даже об убийстве не помышляла. Просто хотелось насолить ей.
Юрий: - Чтобы после ее смерти стать хозяйкой этого дома? Ты была уверена, что Арсений на тебе женится?
Софья: - Как можно быть в чем-то уверенным, когда имеешь дело с Арсением? Вот ты уверен, что он сейчас мертв?
Юрий: - Ах да, ты же сказала, что все подстроено? Так что, это он все подстроил с киллером?
Софья: - Наверное, он догадался, что я сделала, и мстит мне за смерть жены.
Юрий: - Почему же он не сделал этого раньше, а ждал столько лет?
Софья: - Не знаю. Может, догадался совсем недавно.
Юрий: - Вот что. Подойди к двери и попробуй сама договориться с этим отморозком! Или с Арсением, если он там.
Он берет жену за плечи и начинает подталкивать к двери, которая все это время дрожит под ударами. В тот самый момент, когда Софья оказывается у двери, та не выдерживает под очередным ударом и вваливается внутрь мансарды, а Софья по инерции падает в темный проем. Слышен ее крик: «А-а-а!» Мы так и не узнаем, что с ней случилось.
Пауза. Из темноты медленно выступает что-то блестящее. Это лезвие ножа, который держит в руке убийца. Очертания его фигуры почти не видны в тусклом свете чердачной лампы. Не видно и Юрия. Рука с ножом неумолимо вытягивается вперед. Дальнейшее остается за кадром, мы слышим только дикий, почти нечеловеческий крик Юрия.
Снова пауза. Мы видим знакомые уже по первым эпизодам интерьеры гостиной в доме Арсения. За круглым столом сидят Арсений и Софья. Какое-то время они в молчании пьют чай, затем Софья нарушает молчание:
- Что же теперь будет? Как нам объяснить его смерть?
- Сейчас допьем чай и снесем тело с чердака вниз. Надо положить его на диван в гостевой, чтобы было естественнее. Экспертам я, разумеется, приплачу, чтобы не в свои дела нос не совали. Впрочем, абсолютно ничего криминального в этой смерти нет – любой медик подтвердит, что он скончался от сердечного приступа.
Софья: - Совсем как твоя жена… Не слишком ли много совпадений?
Арсений: - Да, это неприятно. Честно говоря, я абсолютно не ожидал, что он окажется таким хлипким.
Софья: - Что ты ему подлил в чай?
Арсений: - Особого рода синтетический галлюциноген на основе ЛСД. Он пока запрещен для лечения больных в психиатрии. Еще не полностью прошел испытания. Мне было любопытно, как он подействует на нашего Юру.
Софья: - А как он действует?
Арсений: - У человека выходят наружу подсознательные иррациональные страхи. В какой конкретно форме – предсказать невозможно. И от реальности не отличить… Видимо, сердце в конце концов не выдержало нервной нагрузки…
Софья: - Ты так спокойно об этом говоришь, а ведь ты убил моего мужа!
Арсений: - Никого я не убивал, он сам умер! От страха.
Софья: - Какой же ты садист!
Арсений: - Люблю, когда ты меня так называешь! Ну что, пошли в спальню? Или сначала тело вниз стащим?
Софья протягивает руку за спину, открывает ящик антикварного комода и что-то достает. Затем она вытягивает в сторону Арсения руку с темным предметом. Крупным планом – его удивленное лицо. А затем – два выстрела почти подряд…

К О Н Е Ц