Мастер Чтения в пригородных эшелонах

Наташа Уварова
Обзор от Исы Фрост
или МАСТЕР ЧТЕНИЯ В ПРИГОРОДНЫХ ЭШЕЛОНАХ


На прозеру стало модной тенденцией писать обзоры. А что - дело непыльное: скачал пару десятков текстов, прочел внимательно, лоб нахмурив, отобрал, что приглянулось, и рассказал о них другим. Исполнил, то есть, функцию маяка в бурном и безбрежном море текстов. А заодно и товарища пропиарил и себя, родимого, не обидел – приобрел славу великого критика, вдумчивого читателя и заработал пару сотен прозарянских денег (обзоры нынче читают куда охотнее, нежели скажем романы). Решила не отставать от моды и я. Благо, времени на чтение, хоть отбавляй. Утром – час по дороге на работу, а вечером аж полтора. Вот так трясешься в пригородной электричке и читаешь свежеотпечатанные, только что из принтера, прозарянские шедевры. А попутчики еще через плечо норовят заглянуть – мол, что это вы такое читаете, и что это за писатель такой, так легко пишет, вы уж страничку пока не переворачивайте.
Я даже не смогу ответить вам – по какому принципу отбирались эти тексты – что-то методом тыка, что-то выхвачено из анонсов на первой полосе, а некоторые тексты – действительно любимые, о которых хочется рассказать всем. Все приведенное ниже – вовсе не критический разбор текстов, и даже не рецензии, а лишь мои, рядового читателя, рассуждения и мысли.
Поехали!

******
И на первой же станции мы встречаемся с Ветой Уран. На ее повесть «ЛЕЗВИЕ» www.proza.ru/2002/09/07-32 я случайно попала по ссылке с форума любителей фигурного катания.

МЫСЛИ ВСЛУХ: Кто сказал – что искренняя женская дружба – это явление из области фантастики? Кто утверждает – что начинать заниматься фигурным катанием после 20-ти преступно поздно и попросту глупо, и максимум, что вам светит – это гипс и костыли? Кто сказал, что чемпионы заносчивы и недоступны?

ЦИТАТА: «Женя сжимала кулачки за подругу. Инесса Степановна напряженно следила за Кириным катанием. Оно было чистым, уверенным, спокойным – как река в ясную погоду. И тренер догадалась, что Кира намерена прыгнуть еще один каскад три плюс два. «Риттбергер или тулуп? – пыталась предсказать Инесса Степановна. – Риттбергер, риттбергер, конечно…»

Даже если вы не в состоянии отличить лутц от акселя, не говоря уже, простиосспади, о риттбергере, если ваши успехи в фигурном катании так и ограничились ковырянием грязного дворового льда сбитыми хоккейками старшего брата, ну, даже если ваш любимый вид спорта – это синхронное потягивание на диване – все равно, непременно прочтите. Это замечательная, увлекательная, живая история о фигурном катании, спортивных интригах, женской дружбе и кое-чём еще.
О ЧЕМ. Жила-была девочка Женя Карасева. Студентка и спортсменка. Все свободное время она проводит на катке, выделывая тройки, ласточки и прочие непонятные простому смертному финтифлюшки. Как-то случайно она знакомится с известной фигуристкой Кирой Братской. Вскоре девушки становятся близкими подругами – вместе тренируются, отдыхают, делятся женскими секретами. И вот Женя понимает, что чувства, которые она испытывает к Кире, мягко говоря, не совсем дружеские.
ЦИТАТА: «…Живешь себе, блин, живешь, – а потом выясняется, что ты лесбиянка… Хоть вешайся!! Ну конечно, лесбиянка… А что еще это может быть, если я по ней скучаю? Если мне нравится ее видеть, с ней разговаривать? Звонка ее жду, думаю о ней… (…) Когда мы снова увидимся?.. В среду… Это хорошо… Боженька, ну на фига ты меня сделал лесбиянкой?!..»
Если спортивная линия повести выведена ярко, вкусно, изобилует штрихами и деталями, и вы не раз поволнуетесь, отслеживая как, согласно сюжету, героиня борется за медаль, прыгая эти самые аксели, то лесбийская, как показалось лично мне, явно притянута за уши. Тема что ли жутко модная? Почему привязанность, искренние переживания за подругу трактуются героиней (автором) как, если не извращение, то явное отклонение от нормы? Но, не волнуйся читатель, прекрасный принц не замедлит выскочить этаким чертиком из табакерки и, следовательно, хеппи-энд истории обеспечен.

 ЦИТАТА: «…От одной мысли о физическом контакте мороз драл по коже, и становилось худо. И Женя, удивленная этим открытием, ответила:
– Нет… Похоже, нет… (…)
– Чудачка ты, – снова сказала Братская. – Это же дружба! Только не такая, знаешь, когда, как бы, табачок врозь, а настоящая.»

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА: Скольжение мощное, уверенное. Скорость высокая. Реберность хорошая. Но некое однообразие элементов несколько портят общий рисунок программы. Восемь из десяти баллов уверенно.

******
Милла Синиярви «ЖЕНЩИНА-ДОРОГА».
www.proza.ru/2004/01/29-87

МЫСЛИ ВСЛУХ: Как-то рассказала я одному своему финскому приятелю, что делаю ремонт в ванной. «У тебя в квартире есть ванная? – спустя секунды появилось на мониторе, - О, я бы сейчас убил, за то чтобы полежать в ванной!».
- Как же ты живешь там, бедняжка? – с тревогой спросила я. – Где ж ты моешься-то? (Цивилизация, блин!)
-Ну-у-у, у меня в квартире только душевая кабина и сауна, - спустя пару минут нашелся Ярно. Вот и пойми их, этих горячих финских парней! Загадочные души!
Однако Милла Синиярви, самая финская из прозарянских писательниц, продолжает искать и разгадывать загадки русских душ. Душ женских. Женщины Миллы Синиярви – это женщины странницы, искательницы, созерцательницы. Чуткие и внимательные, наивные и романтичные, они всегда в поиске и открыты новым чувствам, но почему-то всегда одиноки. Как на чужбине, так и на родине. Современные Пенелопы сами отправляются в дальние странствия, дабы найти любимого,

ЦИТАТА: «А мы обречены на непонимание, одиночество и невостребованность. Радость ежедневных открытий: а здесь все иначе, как будто заново родился, омрачается унынием. Это немота, нежелание действовать. Вокруг нет событий, нет русской ежеминутной борьбы. Да и с языком проблема. Выучив азы книжного, мы, как роботы, оперируем схемами чужой грамматики. Произносим "с чувством, толком, расстановкой" обороты, вышедшие из употребления обычных людей. И все это сдабриваем роскошным, а главное, редким, акцентом. Оглушенный атакой, смотрит на нас "убогий чухонец" и лепечет: "Помилуйте, вы говорите на других языках, кроме русского?»
О ЧЕМ. Эмигрантку Асю не прельстили ни сытая жизнь, ни уютный (свой!!!) домик, ни сказочные красоты страны тысячи озер, ни изобилие местных супермаркетов. После смерти мужа она поспешно возвращается в неухоженный Питер, в душную хрущобу и пытается построить жизнь заново. И вновь, мучительный поиск второй половинки, ошибки, разочарования, слезы. И несокрушимая вера в то, что все будет! А читателю придется еще и поломать голову над тем, почему героиня поступила именно так, и где ее настоящая родина.
Язык повествования неспешен и напевен. Ёмок и объемен. Есть в нем что-то и от эпичности «Калевалы», и от искреннего надрыва старинных русских песен. Порой он изобилует повторами и длиннотами, а порой напротив скуп и холоден, как северные скалы. Но в этом его особая прелесть.
ЦИТАТА: «Ася шла с вытянутой рукой, здороваясь с деревьями. Береза гладкая и скользкая, ель шершавая, сосна ребристая, рукав друга мокрый. Уши заложило от тишины, лес следил за гостями. Воздух обнимал, пропитывая, как губку. Асе казалось, она превращается в мох-лишайник, утопая все глубже и глубже в ковре невесомости, попадая в воздушные ямы, пружиня и выпрыгивая. Они шли по мокрому сосновому бору, наступая на листья брусники, замерзшие грибы и иголки, которые не кололись. Степаныч специально оставил машину далеко, чтобы пройтись по утреннему лесу. Птицы еще не проснулись, черно-белое оцепенение напоминало остановившийся кадр немого кино».

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА: Вроде, историй таких пруд пруди! Каждая эмигрантка спешит поделится бесценным опытом своей жизни Там. Кому-то веришь, над кем-то похихикиваешь. А кого-то слушаешь, затаив дыхание. К последним и относится Милла. Наверное, это и есть талант.
Восемь с половиной.


 ******
Привлекла мое внимание и работа «новобранца» Прозы – знакомьтесь, ЛЮДА ГРАДОВА и ее текст «Сказка о Дурачке, спасшем город».
http://www.proza.ru/2006/01/31-304

ЦИТАТА: «Бродяга встал и вяло поплелся на улицу. Было еще темно, и колючий снег острыми зубками больно кусал лицо. Огромная стая собак рыскала возле мусорного контейнера. Больше всего на свете бывший адвокат боялся собак, вот и сейчас он с тоской подумал: «Только бы дотянуть до весны! Земля промерзнет, кто ради меня станет лед долбать… Зашвырнут в сугроб, и они сожрут меня… Только бы скорее весна».
Добрая современная сказка. В меру наивная, в меру грустная, в меру поучительная.
СЮЖЕТ. Все называют его Дурачком. Еще вчера он был вполне уважаемым человеком, отцом семейства, высокооплачиваемым адвокатом, а сегодня стал бомжем. Отныне его удел ночевать на вокзале, собирать бутылки и получать тычки и оскорбления от тех, чья судьба еще вчера была в его руках. Задача Дурачка понять, какие действия и ошибки привели его к столь бедственному положению. И судьба дает ему шанс исправится. Бывший адвокат вдруг понимает, что делать добро тому, кому еще хуже, чем тебе и при этом не за деньги – высшая в мире радость.
ЦИТАТА: «Кругом было так бело, так мертвенно бело, а на лавке сидела маленькая рыжая девочка в венке из настурций, а ноги ее были усыпаны золотыми апельсиновыми корками. (…) И он вдруг подумал, что вот такой же девочкой когда-то была его жена. И его дочь. И когда он их обижал, то некому было их пожалеть и утешить. А ведь это он, он должен был их оберегать от всех невзгод на всем белом свете…»
СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА: Да, много штампов, да много неудачных метафор и попросту неграмотно построенных фраз, но эти огрехи с легкостью прощаются. Потому что эта история – добрая, что в наше время большая редкость. Люда из тех авторов, кто пишет сердцем. А филигранная техника письма придет. Восемь.
ЦИТАТА: «… на заре из города вышли и пошли в одну из четырех сторон света седоволосый старик и златовласая девочка. Они не испытывали ни голода, ни жажды, на них была теплая красивая одежда, и чище их тел невозможно было отыскать даже в мэрском дворце. А в карманах у них лежали такие паспорта, что уже никто во всем свете не смел их остановить, оскорбить, или ударить. И они обещали, что Есаулу выправит такой же. И со дня на день он ждет от них вести.»
ЗЫ. А спасти мир совсем несложно - надо просто научится любить!

******
«Два месяца пролетели, как один день счастья. Они любили друг друга и говорили. Говорили и любили, словно не могли насытиться друг другом. Прижавшись к нему, вдыхая такой сладостный аромат его тела, Анна рассказывала о своей первой любви.»
Скажу прямо, я не любительница подобной литературы. Надуманные драмы, красивые слова, изобилие штампов. Уж если ноги – то длинные, если грудь – то прекрасная. Однако, рассказ Ольги Бесс ДЖОКЕР www.proza.ru/2004/10/08-122, привлек мое внимание.
МЫСЛИ ВСЛУХ: Прекрасный сценарий для душещипательной новорусской мелодрамы об жестоких интригах криминального мира и запоздалом женском счастье. Непременно с Александром Балуевым в главной роли.
О ЧЕМ. Анне уже тридцать, а мечта любить и быть любимой кажется несбыточной. В ранней юности она пережила предательство любимого и с тех пор боится и не верит мужчинам. Да и мальчики кровавые то и дело мерещатся. Но это лишь до того момента, когда ее соседом по лестничной клетке становится таинственный незнакомец. Он скрытен и осторожен. И вот судьба дает героине шанс поближе познакомится с загадочным соседом. При очень необычных обстоятельствах.
ЦИТАТА: - Разведчик, романтика… - Ехидно передразнила она подругу. - Скорее, какой-нибудь браток, которого подрезали свои же.
- Скажешь, тоже. – Тамара прищурила добрые, чуть навыкате голубые глаза.
- И все-таки, смотрю, сердце у тебя не на месте.
- Не знаю…Ничего я не знаю. Кто он, и что - он. Не хочу думать о нем. Но в одном ты права, надо перестать оглядываться на прошлое, и начать жить.
- Давно пора, умничка моя. – Тамара ласково посмотрела на подругу. - Тебе надо было протащить раненого мужика на себе чтобы, наконец, очнуться от летаргического сна!»

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА. Основное достоинство текста в том, что он написан простым доступным «человеческим» языком. (А то ведь есть любители понаворотить сложноподчиненных с десятью придаточными в полстраницы.)
Пищи для ума от его прочтения не получишь, но вот часик в метро или больничном коридоре скоротаешь с удовольствием. Даже если ты и не любитель подобной литературы.
Шесть баллов.

*****
Хорошая фантастическая история известного прозарянина Константина Смелого так и называется – ХОРОШАЯ.
http://www.proza.ru/2002/11/14-18

МЫСЛИ ВСЛУХ: Вы думаете, будущее нельзя изменить? Вы наивно полагаете, что за нами Оттуда никто не следит? Хм, тогда позвольте полюбопытствовать, что бы вы стали делать, окажись в ваших руках некий волшебный предмет, ну, не Меч-кладенец, и не Мел судьбы, а скажем, телефонная карта, позволяющая позвонить любому человеку, живущему ныне, либо когда-то жившему на планете. Кто на связи – Наполеон, Гитлер, Будда?… Или представитель далекого будущего?
ЦИТАТА: «Внезапно все вопросы, которые я хотел задать ему – о повседневной жизни, общественном устройстве, космической экспансии, человеческом облике – показались мне неуместными и неестественными. За голосом Мая стояла огромная чужая реальность, еще более хаотичная, чем моя собственная. Ее непостижимость, едва обозначенная, уже обступала меня со всех сторон. Я пожалел, что забрался так далеко в будущее. Число «2300», черневшее на экранчике, начинало приобретать в моих глазах какой-то пугающий смысл.
- Как долго вы живете? – спросил я неуверенно.
- Я не знаю. Я не хочу меняться. Сначала я хотел первый срок сто восемь лет. Стандарт. Но скучно. Очень давно скучно. Другие говорят, затопило двести лет назад. До сих пор нет решения.
- Что значит «затопило»? – я начал отчаиваться.
- Затопило. Много информации. Строительство. Невозможно проверить. Потеряли историю.»

О ЧЕМ: Герой рассказа двадцатилетний студент Кирилл неожиданно становится обладателем такого чуда. (А заодно и жертвой эксперимента, проводимого представителями другой цивилизации). Первое время он развлекается, названивая то разным выдающимся личностям прошлого, то людям будущего, то себе самому. Но, позвонив любимой девушке, он вдруг узнает, что в самом ближайшем будущем ей грозит опасность. Остается только предупредить любимую – время еще есть!

ЦИТАТА: «Соединение затягивалось.
- В названной вами дате абонент не существует, - услышал я голос телефонистки.
- Не может быть!… - автоматически вырвалось у меня.
- Попробуйте более ранние координаты, - посоветовала телефонистка.
- Более ранние?… Она что, до восьмого марта не дожила?
- Попробуйте более ранние координаты, - повторила телефонистка.
- …Ну хорошо, четырнадцатое февраля, то же время.
Я стал дышать в два раза тише. Мысли в панике разбегались и прятались.»

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА. История эта, в первую очередь, об ответственности. О том, что получив некие необычные способности можно употребить их как на зло так и на благо. А чаще – на баловство.
Так что наслаждайтесь чтением и не забывайте, что «Твое будущее станет недействительным, как только ты о нем узнаешь».
Девять баллов заслуженно.

****
 Если бы на Прозеру действительно ценились талантливые авторы и качественные тексты, то НОННА ЕРМИЛОВА имела бы массу поклонников. Даже удивительно, человек, имеющий образования сценариста, ведущий литературных радиопрограмм, и неоднократно публиковавшийся в «оффлайне», на Прозеру плетется в арьергарде.
Ее текст «Напрасное Чудо Франгейта» я и предлагаю вашему вниманию.
http://www.proza.ru/2004/10/14-107

МЫСЛИ ВСЛУХ: Среди моих любимых произведений, которые я могу перечитывать бесконечно, есть малоизвестный рассказ Константина Паустовского «Соранг». Пересказывать его нет смысла – найдите и прочтите непременно. И только после этого доказывайте, отчего на ваших глазах не выступили слезы, а в душе не звонят колокола. Подобные чувства вызвал у меня и текст Нонны.
ЦИТАТА: «И хотя я ждала весну, радостно мне было видеть, как чистый покров затянул все мучительные знаки ее приближения – обнаженные, незащищенные корни деревьев, растрепанную желтую траву, замело грязные лужи – так что повсюду под слоем снега появились чистые черные зеркала. Можно было размести варежкой снег и глядеться в них сколько душе угодно. И я склонялась над ними, до боли в глазах пытаясь разглядеть собственное будущее».
СЮЖЕТ. А так ли он важен? Мы все строим - кто-то любовь, кто-то бизнес, кто-то судьбу. Героиня этого повествования строит Город. И пусть для нас, простых смертных его дома всего лишь причудливо сложенная бумага, а жители – кусочки пластилина, Город реален. Потому что он живет в сердце героини.
ЦИТАТА: «Мне нравилось наблюдать, как по мановению руки возникали площади и ложились мосты, а улицы, наполненные звонкой жизнью, разворачивались, рассказывая свою историю, как линии на раскрытой ладони, и вначале все было возможно и легко видеть возникающий Город, как видят города быстрые ласточки и свободные морские чайки.
Что же случилось потом? Отчего так скоро жизнь Города начала замирать под моими пальцами?»
Все мы чего-то ждем – письма, поезда, любви, счастья, ответа… И не дожидаемся. А может, просто не умеем ждать.
А еще все мы любим в сказки. Героиня прочла их, наверное, тысячу. И научилась верить в них. Поверьте и вы.
А еще научитесь любить – искренне, безумно, самозабвенно. И тогда злая Королева Мышильда окажется лишь безобидной норушкой, а серая бродяга – ласточка вернется под родную крышу.
ЦИТАТА: «Наступят ясные дни, зазеленеет трава, кончатся видения, сгинут старые лестницы с искореженными спицами ржавых прутьев, зацветут каналы пестрой ряской, узкоглазые ангелы на старых часах затрепещут медными, в прозелени крыльями. И лишь в бреду вернемся мы в этот Дом, а может быть, и в бреду не вернемся, только вечный поезд Ожидания всегда будет в дороге…»

СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА: Текст требует неспешного вдумчивого чтения. Даже не чтения, а вчитывания. Вживания. Слияния. Самоотдачи. Интеллекта, знания. Он загадочен и сложен. На первый взгляд кажется хаотичным и нелогичным. А на самом деле архитектурно выверен и просчитан до мелочей.
Да, некоторые камни в фундаменте обтесаны не столь идеально. Да, есть ошибки и недочеты. И недочетики эти как маленькие камушки на ровной дороге, и не споткнешься о них, а ведь сквозь туфельку чувствуешь. Но они не заставят нас свернуть с пути. Правда?
Восемь с половиной.

* * *
МЫСЛИ ВСЛУХ. Не далее как вчера мы с подругой вели бурную дискуссию о принципиальной разнице мужской и женской психологии. Что мужчинам, к примеру, вообще не свойственно умение ждать. Ждать самоотверженно, напряженно. Отдаваться процессу ожидания полностью и до конца. (Я весь день у окна просидела, в туалет отойти боялась – вдруг прогляжу, а он… Он, оказывается, друга встретил и в кабак с ним пошел! – плакалась приятельница). Так думала и я. Пока не прочла следующий рассказ.

Герои ДМИТРИЯ ЦЕНЕВА все сплошь непризнанные гении, циники и бунтари. Не высказавшиеся и непонятые. Ходят среди нас этакими лунатиками, бесцельно коптя небо. Им более свойственно размышлять и сомневаться, нежели действовать. И отмерять, нежели рубить сплеча.
О ЧЕМ. В рассказе ДНЕВНИК ОЖИДАНИЯ (http://www.proza.ru/2004/09/28-115) на первый взгляд, и действия - то никакого нет, и вообще для непосвященных – текст этот ни о чем, так, бессмысленное сотрясание воздуха и несколько тысяч символов, вбитых с клавиатуры в бездушное нутро компьютера. Но мы то знаем, что ожидание – тяжелейший в мире труд.
ЦИТАТА: «Возвращаюсь на приготовленное для неожиданного появления место и начинаю сомневаться: вдруг, не увидев меня в приоткрытую дверь за столом, она не войдёт, посчитав, наверное, что меня здесь уже нет совсем. Тут же возражаю себе, что она войдёт для того хотя бы, чтоб дождаться меня. А если она испугается? Вдруг мой тихий оклик из-за спины, даже если я произнесу его шёпотом, станет для неё слишком неожиданным? Вопросы, ответы, возражения проносятся в голове вихрем, будто стараясь заглушить грядущее каблучками по коридору счастье».
Итак, как мы поняли – герой влюблен и он ждет. Весь текст – это непрерывный поток сознания. Все что попадает в поле зрения и слуха героя – переносится автором на бумагу, будь то солнечный зайчик или музыкальный отрывок из радиоприемника.
ЦИТАТА: «Я остановился у стены справа от двери на противоположной от стола стороне комнаты. Репродуктор играет что-то скрипично-клавесинное, я едва пьян, хотя – вряд ли коварен. Я просто жду, весь ещё больше обратясь во слух. Соперничая с тихо и нежно звучащей музыкой – Альбинони, Торелли? – мой слух начинает подыгрывать желанию, то и дело вкрапляя в пространство нечто напоминающее стук каблучков, но звук этот тотчас пропадает, забывается, становясь воспоминанием.»
Пересказывать этот текст нет никакого смысла – ибо как передашь своими словами содержимое души другого человека, пусть и вымышленного. И в чем измеришь силу любви и глубину тоски?
СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА: Текст в чем-то элитарен. В смысле – не для всех. Для тех, кто страдает «горем от ума». Так же как и работа предыдущего автора - Нонны Ермиловой, этот рассказ требует от читателя максимальной самоотдачи. Напряжения. Вживания в ситуацию. Вливания в ритм. Кто умеет ждать – тот проникнется. Восемь с половиной.

Приятного чтения!