Несчастный рефмеханик

Мареман Рыбник
 Реклама пива «Сибирская корона» меня все время чем-то задевала. При всей ее псевдоисторической напыщенности что-то резало глаз, а что – разбираться было лень, да и некогда. Но вот сегодня, наблюдая в очередной раз, как некий Николай приносит в жертву глотку пива свою успешную карьеру, я почувствовал, что осенило. Да это же не явь! Это сон!! Отягощенный значительной дозой сон алкоголика.

 В рекламном ролике все приметы сна наперечет: он шизофренически яркий и несуразный по сюжету (вместо закрытого вагона ресторана – открытая прогулочная платформа, то-то добавилось бы угольной гари и сажи из паровозной трубы к любому из блюд). На подкорку спящего алкоголика давит чувство вины перед начальством. Видимо, он уже неоднократно по причине злоупотребления спиртным опаздывал, а то и вовсе не мог выйти на работу. Именно поэтому сообщение о грядущем повышении в начале ролика воспринимается им как нечто совершенно невероятное, и выпивоха сипит в ответ довольно испитым голосом – рады, мол, стараться. А вот заключительная схема с ключевым словом «Сгною», звучит естественно, едва ли не обыденно. Перед тем как заснуть, наш герой, несомненно, принял беленькой, и изрядно. Поэтому перед уже подступающим пробуждением его организм страдает от жажды – сохнет слизистая, распух язык, заложен нос. Организм грезит о пиве и подкорка тут же трансформирует эти грезы в пророческие образы: увлекшись спиртным, человек действительно пропивает свою карьеру, лишается надежды на стабильную, обеспеченную жизнь. Еще одна примета: среди действующих на авансцене лиц фигурируют сплошь мужики. И это понятно: репродуктивная функция выпивохи подавлена алкоголем, женщины уже если и волнуют, то только в течение короткого времени «после первой».

 Почему это видение не может быть явью? Кроме названной несуразицы с вагоном, есть и другие «железнодорожные» признаки. Ни в России, ни в Советском Союзе, ни снова в России вагоны нельзя расцепить одной рукой, держа в другой бокал с пивом. Чаще всего это действие невозможно произвести без помощи кувалды. Так что тут типичное для сна гипертрофированное восприятие спящим своих качеств и возможностей. Не говорю уж о том, что в дореволюционной России пивная бутылка содержала в себе примерно 0,62 литра. Следовательно, ее содержимое не могло влезть в стандартный полулитровый пивной бокал с наклейкой «Сибирской короны». Видимо, наш герой насмотрелся на такие стаканы в барах – довольно обычный для пивнушек дешевый стеклянный предмет. Странные у него представления о том, какими столовыми приборами едят раков (перед начальником стояло только это блюдо), представления, типичные для человека, который раков ест, шелуша их пальцами. Думаю, знатоки истории, без сомнения, отыщут еще много несовпадений с бытом и интерьерами дореволюционной эпохи при более углубленном исследовании ролика.

 В заключение хотелось бы высказать совсем смелое предположение: наш алкоголик – моряк, и снится этот сон ему на судне. Нечасто в офисах встретишь столь колоритного, с неухоженной прической, усами и бакенбардами начальника. А вот на морских просторах среди капитанов судов, которых стрижет боцман, или в лучшем случае, буфетчица, - сколько угодно. В пользу этого предположения говорят и типичное для флота слово «Сгною!» (полностью фраза звучит как «Сгною на вахте!»), и акцентирование идеи сна именно на пиве, которое в длительных рейсах недоступно, и ослабленное влечение к женщинам. А так как цвет кожи у человечка довольно бледный, а лицо необветренное, скорее всего он - спивающийся механик, т.е. человек, на палубе бывающий крайне редко. Допущение, что он необразованный машинист, вряд ли соответствует действительности, так как ни один капитан не будет распекать машиниста за пьянство лично, для этого есть стармех, или «дед». Начальник же в ролике точно не «дед» - у него загорелое лицо и холеные руки, не испорченные возней с железом. Сиплый голос и остановившийся взгляд широко раскрытых глаз нашего героя предполагают, что работать ему приходится с холодом и вредными для здоровья летучими газами, скорее всего, аммиаком. Итого, наш алкаш – рефрижераторный механик. Из морских «рефов» многие раньше работали по специальности на железной дороге. Отсюда сюжет с поездом.

 Спи спокойно, «реф». Все неприятности начнутся для тебя с пробуждением.