Рассуждения о живой природе

Александр Феоктистов
В субботу я топил баню несколько часов. Наконец она прогрелась. Стало тепло везде. Внизу. Вверху. Прогрелись стены.
Первый заход в парилку, я обычно не делаю долгим. Чтобы правильно расслабиться нужно прогреваться постепенно, не насилуя себя.
На душе стало спокойно, ровно. Пахло печкой, дровами, влажным банным веником и старым деревом.
  Сев за стол в предбаннике, я пожалел, что не принес с собой воды для чайника. Когда пьешь горячий чай, то разогреваешься изнутри быстрее.
  Вдруг рядом, на клеенку упала с потолка ржаво-коричневая капля. Я пригляделся и увидел, что это полусонная бабочка павлиний глаз. Я посмотрел вверх и увидел на потолке множество коричневых листочков – пластиночек. Там спала стая бабочек. Штук двадцать.
  Они постепенно оживали и падали рядом со мной на стол. Я подумал, что буду, виноват в их смерти и что весной не выведутся красавицы с павлиньими глазами.
Чтобы спасти стаю я начал собирать бабочек с потолка в кружку, чтобы вынести их в холодную соседнюю комнату. Не знаю, кто как, но я собирал урожай бабочек с потолка впервые. Чтобы не повредить крылья, их приходилось брать, руками еле касаясь. Бабочки уже оживали и начинали трепетать. В их сухих, как пожухлые листья тельцах, преждевременно потекли жизненный сок, весенняя жизненная сила, бабочкина кровь.
  Та сила, что была оставлена природой, для того чтобы весно полететь по солнцу. Полететь  по ветру, теплым весенним днем! Оставлена сила для того,  чтобы встретиться еще раз с цветами, с себе подобными!  Чтобы отдать все силы для рождения потомства и потом, прожив лето умереть или опять спать в бане.
При сборе сонных красавиц у меня появилось странное предчувствие, что сейчас явится какая-то мистическая королева бабочек и накажет меня за самоуправство в ее царстве, произнеся магическое заклинание. А может она отблагодарит меня и предложит выполнить любое мое желание?
Стряхнув бредовые мысли о королеве, я подумал, что по прихоти своего тела, по желанию париться, нарушил этот их жизненный цикл. Значит, я изменил будущее. И если они не выживут, то бабочек этого вида будет намного меньше следующим летом и цветы опыляться меньше и меньше будет красоты.
Вот так и людские замерзшие души мы иногда отогреваем и даем им надежду на другую лучшую жизнь и оставляем их по лености своей или занятости, а они оставленные без нашего тепла замерзают. Вот так далее развивалась мрачная картина в моей голове.
  Потом вспомнилось, что говорят про бабочек. Иногда их представляют душами умерших, которые посещают нас, но тогда, если они прилетали в наш мир, то почему они не улетели назад, откуда прилетели, а остались тут у меня на потолке. Это что кладбище потерянных душ? Из-за жалости к невовремя разбуженным бабочкам расхотелось париться. Набежали мысли.
Вспомнилась осень. Сентябрьским теплым вечером я выходил курить на веранду и зажигал свет. Множество маленьких серых жабят бежало и прыгало в яркий проем двери из темных зарослей настурции. Они стремились к свету, так же как летят бабочки на лампу. Наверное, им было страшно в темноте, и влажная ночь казалась им пастью какого-то зверя. Я вылавливал их по щелям и углам, слегка сжимая пальцами, боясь им что-либо сломать. Они отчаянно дергались, барахтались и скреблись у меня в кулаке, пока я нес их в темный сад подальше от двери. Они так пихались, что мне казалось, что жабята ужасно ругают меня на своем неслышном языке. Кто посмел?! Лапают, мол, всякие!
  Я выпускал жабят в траву и думал о том, что какие-то наивные люди придумали, что от жаб могут быть бородавки. Это, наверное, у жабят от людей могут быть. Я еще немного стоял, слушал, как они убегают в траву, и шел домой.
Мыслями опять вернулся к бабочкам. Решил, что они обязательно выживут. У природы же большой запас прочности. Бывают ведь моменты, когда оттепели и сильные морозы, но, несмотря на это, выживают ведь те, кто впали в спячку. Хотя и не всегда хорошо, когда природа ошибается. В Варфоломеевскую ночь, поздней осенью, зацвели фруктовые сады, и это было воспринято людьми, как знак к убийству себе подобных. Той ночью католики резали протестантов в Париже.
  Вспомнилось, что январь и февраль были необычно морозными, лютыми. Как же выжили деревья? Наверное, ветви яблонь, слив и вишен померзли. А под снегом, наверное, вымерзли луковичные цветы.
  А ведь где-то недалеко от бани под листьями в ямах и под завалами веток спят всю зиму ежи. Им тоже верно было холодно? Однако, они спали.
  Подумалось: Вот беда нашего времени! Нервы! А ведь их можно неплохо лечить длительным сном.
  Интересно!  Почему люди на зиму не ложаться спать как медведи? Чтобы отдохнуть, забыть, восстановиться. Лечь спать на зиму и проснуться другим. Обновленным, здоровым, свежим, почти ребенком. Может быть после сна мы будем жить дольше и счастливее? Спасите бабочек и к Вам придут еще и ни такие мысли.
PS: Через неделю, обходя вокруг бани, я увидел валяющуюся на земле полутонную печную трубу от банной печки. Она была, как срезана. То ли цемент не выдержал. То ли королева бабочек прилетала и запретила топить баню до мая, сломав трубу. Вот вам и шуточки.

2006 г