Ах, Юлька! Ах...

Никита Краснов
Как говорит брат по духу, роду и виду – Гоблин – «будучи экспертом с мировым именем» в литературоведении, настаиваю, что популярная музыка является видом высокого искусства. Подчеркиваю, что глубина мыслей, присутствующая в текстах песен популярных исполнителей значительнее, чем это себе представляет большинство людей нашего поколения. В доказательство проведем краткий, но достаточно подробный анализ текста песни Юлии Савичевой - Если в сердце живет любовь.

 

Проходят дни, пролетают года, высыхают океаны

Но ты одна, в твоей душе и глазах эти слёзы, эти раны.

Но не смотри, не смотри ты по сторонам, оставайся такой как есть, оставайся сама собой.

Целый мир освещают твои глаза, если в сердце живёт любовь.

 

«Проходят дни, пролетают года, высыхают океаны» - без сомнения можно сказать, что эта строка представляет собой мощную, многослойную метафору. Как известно значительной части образованной общественности, многие пророки не раз прорицали различные версии конца света. Данная строка – безусловно, является цитированием скандинавской Эдды. Необходимо уточнить, именно той ее части, что посвящена северной версии конца света, именуемой Рагнарек(Рагнарок). Это естественно, потому как дни, «идущие» дольше, чем года, которые «пролетают» и пустыни, неизбежно образующиеся на месте океанов – подробно описаны в эпизодах гибели богов. Да, время в те страшные грядущие времена – сойдет с ума. Перейдем к следующей строке…

«Но ты одна, в твоей душе и глазах эти слёзы, эти раны». Гениально выверенное предложение на первый взгляд кажется неправильным. Отмечу – это только кажущееся явление. Посмотрим, что хочет сказать гениальная строка. Она обращается к некоторому существу, в чьей душе – слезы, а в глазах – раны, соответственно. Многие люди, считающие себя подкованными в литературе, незаслуженно обвинили автора, (подчеркиваю, великолепного!) в отсутствии логики. По их мнению, раны должны быть в душе, а слезы в глазах. Но сии личности определенно не правы, потому как не слышали о святой Татиане, как известно замуж никогда не выходившей, и оставшейся девственницей, то есть «одной». Как гласит легенда, язычники пытали ее, пытаясь заставить поклоняться богу Аполлону, били ее и терзали глаза железными крючьями. Но мученице, охраняемой ангелами, пытки не наносили вреда, кроме глаз – зеркала души – ничего не страдало. Поэтому строка отсылает нас во времена Рима, когда плакала душа Татианы, и наносились ужасные раны ее глазам. Если вы еще не убедились в том, что Савичева поет очень непростые песни, проанализируем следующую строку…

«Но не смотри, не смотри ты по сторонам, оставайся такой как есть, оставайся сама собой». Данная строчка подтверждает мое мнение о блестящем музыкальном образовании Юлии. Вам ничего не напоминает смысл передаваемый этой частью стихотворения? Конечно ! « Be yourself no matter what they say» непревзойденного Гордона Самнера, более известного под сценическим псевдонимом Sting. Что ж такие реминисценции не часто встретишь. И вспомнить, естественно, приятно. Остается пожелать Юле долгой творческой жизни и на прощание процитировать последнюю строчку этой замечательной песни: «Целый мир освещают твои глаза, если в сердце живёт любовь» . И мы не можем с этим не согласиться!