Куры гриль

Ольга Скворцова
 
Это было в самом начале перестройки. Мы с мужем и трехлетним сыном были проездом в Москве… Поезд наш отходил поздно вечером. Мы уже посетили Красную площадь, зашли в Детский Мир, походили по Арбату, устали и захотели поесть и отдохнуть. Куда податься провинциалу в длинный летний день в столице?. Я по старой памяти предложила поехать на ВДНХ. Возражений не было. Мы спустились в метро и по Калужско-Рижской ветке быстро добрались до цели. Пройдя в широкие ворота мимо знакомой скульптуры Рабочего и Колхозницы, зашли внутрь. Присели на лавку у фонтана Дружбы народов.

Сын наш с восхищением смотрел на огромных золочёных девушек, застывших в веселом хороводе. Но мы уже знали цену всей этой помпезности. Весной прошел съезд народных депутатов СССР, на котором все достижения Советского Союза были признаны недействительными, а путь, по которому мы двигались, тупиковым. Нам не терпелось скорее приобщиться к западной цивилизации. Мы уже не хотели жить по-старому… Мы хотели свободы и справедливости… Мы хотели достатка и роскоши...Но в тот момент мы просто хотели есть…  Можно, конечно, было пойти в Шашлычную или Детское кафе, но наше внимание привлек новый стеклянный павильон, на котором были написаны необычные слова «Куры гриль». Возле павильона стояла большая толпа. Мы подошли поближе. Запахло вкусной едой, вызывая ответный рефлекс слюноотделения. А то, что мы увидели, просто поразило нас своим великолепием.

За стеклянной стеной в медленном хороводе, истекая прозрачными каплями жира, нанизанные на блестящие металлические стержни, вращались румяные тушки кур. Стоящие в очереди люди, молча смотрели на них, глотая слюни… Сын наш, увидев это, тут же сказал: «Я хочу кушать». И мы заняли очередь.

Прошел час… Куры вращались медленно, но еще медленнее двигалась очередь. Люди с завистью смотрели на выходящих из павильона счастливчиков, которые несли на подносах "куру гриль" и бутылки оранжевой «Фанты». У входа возник скандал – там пытался пройти без очереди ветеран Великой Отечественной войны. Его с позором выдворили. Он, весь красный, кричал толпе что-то обидное. Толпа в ответ что-то обидное кричала ему, но я не слышала – заглушала музыка, громко звучащая по радио. Становилось невыносимо. Некоторые, плюнув, уходили.

Я тоже предложила мужу уйти. Он с презрением взглянул на меня и отвернулся. Он был просто загипнотизирован этим зрелищем. Взрослый сильный мужчина с ребенком на руках стоял и с упрямой ненавистью смотрел на вращающихся кур. В его взгляде была собрана вся страсть, всё первобытное желание охотника, во что бы то ни стало добыть эту дичь.

Так мы простояли два часа. Сын, устав ждать, уснул на его плече. Меня от голода и раздражающего запаха слегка поташнивало. Наконец, подошла наша очередь. Мы взяли  "куру гриль", две бутылки «Фанты» и присели за столик. Разбуженный сын недовольно посмотрел на "куру гриль" и попросил пить. Муж отодрал руками от "куры гриль" большой кусок и молча положил его мне на пластиковую тарелку, кусок поменьше положил сыну. Я откусила. "Кура гриль" оказалась жесткой и безвкусной. Я посмотрела на мужа. Он молча откусил кусок "куры гриль", в глазах был довольный блеск.

- Ты почему не ешь? – спросил он меня строго.
- Невкусно, - виновато ответила я.

Он с неприязнью посмотрел на меня. Сын тоже отказался грызть жесткую "куру  гриль". Я выпила тёплой сладкой «Фанты», откусила кусок хлеба и вспомнила...

Как давным-давно, бывая проездом в Москве, мы с папой и мамой всегда приезжали сюда...Сначала мы бродили по широким аллеям Выставки среди, поражавших наше провинциальное воображение своей красотой павильонов и фонтанов. Заходили во все павильоны, с восторгом смотрели на огромные плоды и овощи, на породистых животных, на фантастические космические корабли. И, когда окончательно уморившись, плюхались где-нибудь в укромном уголке на скамейку, мама доставала остатки домашней курицы, которую она специально зажаривала в дорогу. Папа приносил нам мороженое и лимонад. И всё было так вкусно! Мы сидели, ели и весело делились впечатлениями.  И вокруг всё казалось невероятной сказочной страной, и я была жителем этой прекрасной страны...А жизнь впереди казалась счастливой и бесконечной…

Муж один доел "куру гриль". Вытер платком жирные губы. Не глядя на меня, закурил.Мы встали и бесцельно пошли дальше мимо павильонов и фонтанов. Везде сновала праздная возбуждённая толпа. До отправления поезда оставалось еще несколько часов...