Дочь стала взрослой

Влад Каганов
Взаимоотношения родителей и детей-старшеклассников никогда не бывают идеальными. Во всех странах, у всех народов, во все времена эти отношения были сложными, напряженными.
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами.». Эти слова принадлежат Сократу, жившему в 470-399 гг до нашей эры.

Ссора, о которой я хочу рассказать, произошла в семье моих хороших знакомых десять лет назад.
Лиза выросла на моих глазах. Мы жили в одном доме. Я хорошо знал ее родителей. Училась Лиза в школе, где я преподавал. Ее отец, Роман Михайлович работал главным механиком фабрики. Он был человеком деловым, аккуратным и несколько резковатым. А мама Лизы , Любовь Ефимовна, отличалась мягким, добрым характером. Она работала медсестрой в больнице.
Помню, как они оба привели Лизу в первый класс и стояли во дворе школы радостно- возбужденные, пока директор школы торжественно поздравлял учеников с началом учебного года. Незаметно пролетело время. Лиза выросла, расцвела и превратилась в стройную, миловидную десятиклассницу.
Однажды встречаю ее отца в подъезде и не узнаю его: осунулся, в глазах растерянность.
- Что с вами,? - спросил я.- Вы мне сегодня не нравитесь…
- Все плохо, -махнул он рукой.- Жена поехала в Крым печень подлечить. Через неделю приезжает. А Лиза вчера ушла из дома и не ночевала.
- Как – не ночевала? Что случилось?
- Ушла – и все! Обиделась на отца за то, что на танцульки не пустил…
- Где же она сейчас?
- В школе. Ночевала у подружки, а я за всю ночь не сомкнул глаз. Успокоился лишь тогда, когда она с подружкой прошли мимо дома в школу.
В школе я отозвал Лизу в сторонку.
- Утром я встретил твоего отца, - начал я без вступления.- Но мне хотелось бы услышать от тебя, что там произошло?
Лиза покраснела. Она и сама переживала.
- Понимаете,- она пыталась подыскать подходящие слова.- Я всегда слушала папу и делала так, как он хотел. Но иногда его резкий тон, его бессмысленное упорство меня оскорбляет. В наш десятый класс принесли пять пригласительных билетов на вечер в Дом культуры. Билеты разыграли в лотерею. Один билет достался мне. Но отец сразу сказал, как отрезал: «Нечего там делать!». И сколько я ни пыталась объяснить, что там будут ребята из нашей школы, его это не убедило. Тогда я решила прибегнуть к помощи ребят из нашего класса. Я попросила, чтобы они зашли за мной перед тем, как идти на вечер. Мне казалось, что тогда папа не станет так упорствовать.
Они пришли и стали уговаривать его отпустить меня. Но папа был непреклонен. «Лучше бы к экзаменам готовились» – сказал он. Наш староста класса, Юра обещал, что приведет меня после вечера живой и здоровой.
- Ух, какой защитник явился! – отрезал папа.- Да ты первый и убежишь, если хулиганы нападут.
Вот тогда я не сдержалась и высказала все, что думала:
- Почему ты унижаешь, одергиваешь моих друзей? Ты забываешь, что мы уже не маленькие детки. Так вот, папа, я пойду на вечер и ничего со мной не случится. Можешь не беспокоиться!
Мои друзья стояли сконфуженные: они оказались свидетелями ссоры.
- Ах, вот как ты заговорила! – разгневался отец. – Если уйдешь – можешь домой не возвращаться!
Роман Михайлович ушел в другую комнату и прикрыл дверь. Он надеялся, что ребята сейчас уйдут, и он поговорит с дочерью по душам. Дверь захлопнулась и в большой комнате стало тихо. Но в квартире никого не было.
Обычно мелкие семейные недоразумения улаживала жена. Но сейчас она была на курорте. Роман Михайлович растерялся. Он не знал, что делать. В первый момент ему хотелось тут же пойти в Дом культуры и заставить дочь вернуться домой. Но потом он понял, что это унизит и его и дочь. В десять вечера Лиза позвонила и сказала, что останется ночевать у подруги. Отец потребовал чтобы она немедленно шла домой. Лиза повесила трубку.

- Пока мама не вернется, я домой не пойду! – категорически заявила Лиза. В ее голосе зазвучали отцовские нотки.
- Но это же ребячество! – упрекнул я ее.- Ты посмотри на отца, на нем же лица нет. Он постарел за эту ночь. Неужели за резкое слово, пусть даже несправедливое, нужно так казнить родного отца? Можешь, наконец, не разговаривать с ним, но домой ты должна все-таки вернуться. Нельзя быть такой безжалостной.
Лиза ничего мне не пообещала, но вечером вернулась домой.

Через несколько дней я вновь встретил моего соседа.
- Почему вы не захотели отпустить Лизу на вечер? – спросил я.
- Да разве вы не знаете, какая сейчас молодежь! - Он припомнил различные случаи, вычитанные в газетах, о нападении хулиганов на девушек.
- Но ведь Лиза собиралась пойти туда не одна. С нею были ребята из ее школы. Потанцевали бы до десяти вечера и вернулись домой. Она пришла бы довольная, счастливая. Ведь ей скоро семнадцать! Она взрослый человек.
- Потому и безобразий много и преступлений среди молодежи,- загорелся мой сосед.- Их слишком рано взрослыми делают. А они еще жизни не знают.
- Вы все еще смотрите на дочь, как на ребенка, а она взрослая девушка. На старшеклассников можно воздействовать только убеждением. Сумеете убедить ее поступить так, как вы считаете правильным – отлично. А если нет - значит, возможно, вы и сами в чем-то не правы, или не сумели найти убедительных аргументов. И в этом ничего обидного нет. Лиза хорошая, умная девушка. Она вас любит. Но нужно считаться и с ее мнением тоже.
Роман Михайлович молчал.
- Не знаю…Не знаю…- медленно проговорил он. – Но такой обиды и неуважения я не заслужил. Ну, хорошо, пусть я был не прав, пусть я перегнул. Но ведь я же отец. А она даже заговорить первой не хочет.
- Так заговорите вы! – сказал я.- Вы же умный, серьезный человек, проживший большую часть своей жизни. Покажите пример. На молодых это действует лучше, чем длинные нравоучения.
- Э, нет! – покачал он головой. – У меня тоже есть своя гордость!
Мы попрощались и он заспешил в свой подъезд. И тогда я понял, что эта ссора была не случайной. Просто мой сосед никак не мог понять, что подход к детям семи и семнадцати лет не может быть одинаковым, неизменным.