Шёл по городу волшебник

Сюр Гном
Илья Бокштейн, 1997 год. Фото: Борис Криштул





      Настоящая статья и приложение к ней в несколько сокращённом и прискорбно искаженном  варианте видели свет в "Иерусалимском журнале" №10 за 2002 г. Ниже приводится полный текст, содержащий:

 1. Статью "Шел по городу волшебник"
 2. Пояснения к стихам
 3. Стихи:

 a. триптих "Шагал" (Ш 1-3 - факсимильный Бокш. - ксерокс)
 b. "Шагал-4 или Фантазии по темени плетня", образующее тетраптих.
 c. "Шагал-5" ("Шагал-3" в бокштейновской нумеровке, в книге "Блики
 Волны", стр.205)
 d. триптих "Кирико" (1-ая, 2-ая створки - факсимильные
бокштейновские)
 e. Vivrista ("Блики Волны", стр.314)
 f. "Виврист-2" или танцующий Бокштейн } два стиха
 g. "Монах" } посвященные Бокштейну
 h. "Монах и странник" - по мотивам Бокштейна
 i. Монах и Странник - Бокштейн - 2 версии.


 Шел по городу волшебник

      Я и сейчас вижу его. Вот, завернул за угол. Цвета залежалой
тель-авивской пыли и такого же запаха. В одеженке с чужого плеча, в полу-безумной бороде в звездах. Магическими пассами птичьих ручек он творит и гонит перед собой слова. Мечтатель и странник ("странный человек, не похожий на других"), он хворостинкой слова погоняет чудеса. Чтоб не разбежались. Чудесам хорошо с ним, в этом странноприимном закутке, где нет машин и телефонов, попоек и зарплат, долгов и связей, где дома угловато летят в космос, плоскости пересекаются, рождая цвета и запахи, где Судьба и Время, Пространство и Образы Вещей играют в чехарду и творят тесто мира, замешанное на красоте и гармонии. Где все так чутко и хрупко, что "балка обрушится, если чуть прислушаться".

     И возникал он так же. Иногда проявлялся сквозь пыль, как на старом дагерротипе, с полу-фразы затевая прерванный пол-года назад разговор (а на самом деле продолжая уже вслух бесконечный внутренний диалог); иногда - обнаруживался у дверей - всегда без предупреждения, телефона, вдруг. Телефоном он не пользовался никогда. И не потому, что не умел им пользоваться (а он не умел), - просто телефон, как и тысячи других атрибутов нашего бытия, не числился в инвентарном списке
необходимого. Его не было.

      Он заходил и оставался. Иногда на три, пять, восемь часов, иногда на
два-три дня. Чудо впускало нас обоих (нет, только меня - он и так был
внутри), устанавливало свой микро-климат, свой порядок вещей, исчезало
время, отпадали "необходимости", зато рождалось волшебство. Оно ткало материю пространства и слово в нем было и нитью и канвой. Материя ветвилась, множилась, сгущалась, рисунок дробился и усложнялся, впитывая все новые факторы и взаимосвязи, насыщенность росла, достигала критической массы, выпадала в осадок кристаллами, и ты (кто раньше, кто позже, у каждого своя доза) взмаливался: все! хватит! не могу!

      И он исчезал. Чуть-чуть приятно-обиженный (не приятно, по-настоящему обиженным он бывать не умел).

      А потом я его искал. Безуспешно, месяцами, как и он, наматывая
на башмаки вервие пыльных улиц, дрожа в хамсинном мареве, мигая тьмой
неоновых реклам. Пока в какой-то точке магического узора нить не
находила бусинку. И чудо воскресало.

      Сейчас чуду уже не воскреснуть. Сколько бы пыли не осело на Тель-Авив,  сколько бы пар башмаков я не истоптал... Нету больше бусинки.
Волшебник творил чудеса и жил среди них. Одного-единственного чуда - на себя самого - у него не хватило.
Всегда так.


 * * *

      Любая смерть невосполнима, смерть - она смерть и есть, а поэта - и подавно, но с этой мы потеряли не просто поэта – пусть и сколь угодно гениального. Мы потеряли звезду. Живую. Это гибель мира, цивилизации со сложнейшими, уникальными, эндемными эко-системами, с магическими  взаимозависимостями, где предметы (мертвая материя) достигают уровня живой, а живая возносится до уровня духа.

     Его смерть была гибелью всего этого. А гибель рукописей - вторая и единственно-настоящая смерть поэта - развеяла прах.

     Вот теперь он действительно умер.

     Мы никогда не узнаем, что было (жило-было) в этих рукописях.
Цивилизация погибла неузнанной и непознанной. В ней, как в уничтожающихся лесах Амазонии, исчезли звери, птицы и цветы, негаданные, нечитанные, незнаемые.

     Сколь бы тщательно не собирали мы теперь все разрозненные осколки - клочья злата - напечатанного, опубликованного, рукописного - целого нам не  восстановить, как не склеить облако. Чисто количественно все собранное вряд ли превысит 10% от целого, а качественно - и 1%, т.к. самое главное - словарь мета-языка, ключ ко  всему творчеству Бокштейна - в целостном своем виде утерян безвозвратно.

     Когда чудо убивают, да еще и выбрасывают на помойку - в самом
буквальном смысле - Освенцима уже "не надо". Все ясно и так.
Его жизнь удивленно трепетала на грани трагедии и гротеска, смерть
уже перешагнула границу фарса, а уничтожение рукописей ввергло его в мир. В наш с вами мир. Тот, где Жерар де Нерваль вешается на собственном шарфе в пургу, на заборе ночлежки для бездомных, где ему было отказано в приюте; где толпа, обожравшись "гороховой колбасой" зарубает топором Бруно Шульца; где сходят с ума или гибнут от удушья Новалис и Гёльдерлин, Цветаева и Мандельштам, Кафка и Майнринк.

     Наш с вами мир. Обычный. С телефонами.

     Что противопоставить трагедии, доведенной до гротеска, Катастрофе, ввергнутой в фарс? Чем ответить на все это?

     Одним из двух: дадаистской кляксой или новой Божественной Комедией.

     Нет. Из трех. Есть еще один выход. Быть может, единственно достойный. Он невозможен, немыслим, бредовен, но потому и правилен. Потому, что волшебен. На уничтожение чуда есть лишь один ответ: сотворение нового. Не воскрешение погибшего, это и вправду не по силам никакому волшебнику. Новое чудо должно заключаться в осознании того, погибшего.

     У нас не осталось даже пепла рукописей? Что ж, у нас есть их звук, их образ в пространстве, метафизический узор, вечный свет на сетчатке. Как эхо в волшебной бутылке. Как тень на доме в Хиросиме.

     Осознание чуда, нет, не умом (чудо по определению не
подвластно познанию умом), но "третьим глазом", внутренним зрением и слухом, - само породит новое: чудо восприятия, чудо познания принципов красоты и гармонии, угадывания истинных пропорций, золотого сечения добра и зла, лжи и истины, обличий Духа.

     Волшебник - даже умерший - поможет нам в этом.

     Божество помогает - и живет - пока ему молятся. То есть
стремятся познать.

 * * *

     Я познакомился с Бокштейном в начале 80-х в "Обществе парапсихологии и эзотеризма", где председательствовал Авраам Шифрин, его бывший солагерник. Мы тут же сблизились. На начало и середину 80-х приходятся и наиболее интенсивные наши контакты (смотрите на даты стихов). Именно тогда, сидя у меня "днями и ночами" и зародились основы творческого взаимообмена, познания и oсознания. Мы оба любили рисунок, живопись, цвет в слове.

    Как-то Бокштейн принес мне своего Шагала (Ш-1). Я сказал, что это хорошо, но для меня это не Шагал. "Ну что ж, - сказал Бокштейн, - напиши своего, напиши". Я написал. Он долго метался с ним из угла в угол, ушел, а потом  появился... с еще одним своим, предварительно испросив у меня позволения использовать аллюзии из моего Шагала в своем. Так мы делали всегда ("с позволения...").

    Бокштейн, почему-то, упорно именовал меня "Геннадием". Под этим
именем я и фигурирую в посвящении к Шагалу-2 в "Бликах волны". В целом же образовался триптих, где боковые створки Шагал-1 и Шагaл-3 - бокштейновские, а центральная моя. Позднее я написал еще одного Шагала. "Шагал-4 или  "фантазии по темени плетня". Триптих превратился в тетраптих. На стр.205 в "Бликах волны" есть еще  один "Шагал" Бокштейна "Шагал-3" (малый эскиз) - если учитывать и его, то
образуется уже "квинтаптих"...

    Другой триптих посвящен Кирико. Мы, -  совершенно независимо друг от друга, не сговариваясь, - занимались теми же художниками,  они, как опорные балки, несли конструкции наших споров и исканий. При этом
отношение наше к ним могло быть в корне различным. Так, например, отношение Бокштейна к Кирико было, хоть и не однозначным, но в целом приемлемым, он его "принимал". Мое же - однозначно отрицающим. В триптихе "Кирико" первая створка (и хронологически и порядково) принадлежит Жигалову, центральная - Бокштейну, третья мне.

    Кроме этого, прилагаю два стиха, посвященных Бокштейну. Один - "Монах" - говорит сам за себя (хоть факт этот усиленно замалчивается - Бокштейн был христианином, до последнего дня). Второй - "Виврист-2" или "Танцующий Бокштейн", - требует пояснения.
 
    В то время - начало 80-х, - Бокштейн был единственным представителем литературного мира, которого одновременно (и с большой охотой) публиковали и "Мулета" Толстого и "Континент" Максимова - это было явлением  абсолютно  беспрецедентным, т.к. во всех остальных случаях публикация какого бы то ни было автора в одном из журналов полностью и "навечно" закрывала ему доступ в другой.

    "Мулета" опубликовала большую и великолепно графически оформленную подборку Бокштейна. Толстый, вообще, проявлял очень теплое к нему отношение. Мы - Бокштейн и я – каждый в отдельности, были с ним в переписке. "Вивризм" - термин, введенный Толстым и обозначавший новое течение в тогдашнем авангарде (от фр. vivre - жизнь). У Бокштейна есть стих "Vivrista" (стр.314 в "Бликах волны"). Мой "Виврист-2" - с реминисценциями из него и из "Шагала-2".

    В целом, все мною посылаемое, представляет, на мой взгляд,
определенную ценность, т.к. проливает некий свет на то, как Бокштейн
взаимодействовал с различными материалами и средами и как "поле Бокштейна" влияло на других. А "триптихи" - это всегда больше, чем три.

     Еще пример. Однажды Бокштейн пришел и говорит: "Слушай, я тут
написал двухстишие и не знаю какими должны быть третья и четвертая
строфы".
 
Двухстишие было:

 Монах и странник спорили об истине:
 Что лучше: созерцать или идти? //размышлять*

 "Давайте подумаем", - я сказал, - и каждый из нас засел в своем углу.

Я добавил:

 Не ведая, что видимость пути
 Не истинней иллюзии логичности.

 Это от 9/X/83

    Я посмотрел на написанное, задумался и сказал: "Нет, все-таки об истине они спорить не могли, об истине не спорят, она очевидна. А спорили они о счастии, т.е. о пути к ее достижению". Бокштейн не протестовал против этого утверждения, но в своем варианте оставил как было. Итак, стало:

 Монах и странник спорили о счастии
 Что лучше: созерцать или идти?

Я добавил:

 Не ведая, что видимость пути
 Не истинней иллюзии причастья.

И далее:

 Но мировой Судья лишен пристрастья.
 Уравновесив чуткие весы,
 Обоих исцелил от суеты:
 Того от мозолей, другого от бесстрастья.

Это датируется 10/X/83
_________________________________
* У Бокштейна - "размышлять". По этому поводу мы тоже спорили и
каждый остался при своем.

      Не буду приводить здесь версию Бокштейна**, она широко
известна, тем более, что в течении долгих лет он вновь и вновь возвращался к ней, придумывая все новые варианты. В тот же вечер, помнится, мы спорили до хрипоты, - прямо как Монах и Странник, – о правомерности подходов и трактовок, споры эти завели нас далеко в дебри буддийской философии и каждый остался при своем мнении.

 Интересно тут другое. Сама постановка и определение проблемы - чисто
 бокштейновские. Его колебание между Монахом и Странником, между Путником и Созерцателем предполагало их противопоставление: движение статичности. Я же утверждал, что противопоставления нет: монах, оставаясь на месте, странствует по мирам духа, а странник - созерцает в пути. Бокштейн - по крайней мере открыто - не хотел себе признаваться, что он, как раз-то, и  есть тот самый Монах-Странник, странствующий созерцатель. Думаю, он лукавил (Бокштейн умел лукавить), т.к. в более поздних версиях он вообще отказался от  философских трактовок этого казуса и перевел всю проблему в эстетическую
плоскость, кстати, на всем протяжении этих его поисков предпочтение
свое, свои "симпатии" он отдавал Монаху...

 Так что, для меня он, все же, Монах, хоть и странствующий.



 
_________________________________
** настоящим высылаю две версии бокштейновского "Монаха", какие только
смог отыскать:
 
 а. раняя версия 1982 года из "Антологии Гнозиса".
 b. более поздняя версия опубликованная в "Бликах Волны".

 ***


КВИНТАПТИХ ШАГАЛ

Илья Бокштейн

(из "Блики Волны" стр.203)

 Ш А Г А Л - 1
(Скрипучая скрипка зеленого раввина.)

Из-за масляной шторы священник выносит
Два паруса - свитки мерцающей торы
Звенящие мачты - педали печали старинной
Венчают их глобусы - слов весы - шепчутся половые шторы -
Обвившие тору цветные узоры песчинок
А ветвистая дверь - распустилась на двери менора -
Приоткрывшись, со столика ловит снежинки -
Вопросы потоками вьющихся кос
Идущих по стенам задумчиво красочных коз
Штора шепчется рыбами детских голов
На подушке кивок - ушки метаморфозы
С потолка на тарелку спустился
Настольного неба глубокий платок -
Павший ангел - застольный подарок мороза
Из густого листа плавника проступает слегка
Большущий как мама петух
У постели таинственным глазом
За шкафом кита
В приглушенной кровати шептанием сдвоено
Жалостью жаркое ухо обнявшихся двух
На лиловом шкафу остеклившись овалом
Позванивал маленькой ложечки такт
Маслянистые косы царицы - метели
Морозы к постели в посуде несут
Возле торы на столике тонкие шпоры
В тарелке у карпа в салатном лесу
Шпоры встали и клюнули книгу, раскрыв
А на торе бородка раввина - рыхлая равнина
У наряженной церкви - на-рву -
-окна-утренним небом заснежены
А у комнатной ели -
Зайчата знакомой звезды - рождеству
А из двери слова искупителя - красками нежными.



Сюр Гном

 Шагалу посвящается

Березы - скрынки молока,
В них утром Бог купается.
Вся - в трепетании луча,
Корова крышу обняла
И красным улыбается.
И месяц, прорубью звеня,
Коромысло качает.
У скрипки - перья петуха
И синеглазая, она
Влюбленностью стекает.
А за околицей пожар
Витражных колоколен
У девок из-под юбок жар
Там глубинеет чудный яр,
Призывностью приволен
Там в облаках плывет, смеясь
Сенагогальный витязь.
Деревня - спичечная вязь -
Вся сколобочилась, дивясь
Парению в Над-Витебск.

16.9.82


Илья Бокштейн

(из "Блики Волны" стр.204)



 Гене Суржеру

 Ш А Г А Л - 2

Доска кувшином досыта обита
Омыт из молока вопрос
Купающийся Бог берез
А может быть обновы луч?
Рассветный клич:
В листе ключа
Включи трепещущее слово
Обняло крышу краски красное копыто
Вишневая улыбка у коровы.
Игривы гривы взмыл смычок
Попробуй проруби - изографа кораблик
(А может месяц?) - ладно - мела колобок
Забеливают стену - брус ложится поперек
Не памяти - Парижа! -
Из ноздри звенит цветок -
Пари! - ушами ослика помахивая славно.
А в облаках постель - пастели камуфляж
Кому муляж, кому у флаж -
-и-ваш-ка-выть-янутся Витязем - поблажка!
Заполни площадь лошадь - всполохи сплошь
Сенагогальный бык обычая
Клякс примиреньем в пляксу вгляж
Из храма охры вхож в витраж
Дома ведерком обойдешь
Над дверью киноварью выси выпь плеснешь
И щеткой машет рожь: я Вязи витязь, свитки, появитесь!
Над Витебском целующихся ритм
Оформивший местечко красок Рим
Рифмованный с ромашек кашей кашля.

 ***

 Ш А Г А Л - 4

Илья Бокштейн (из "Блики Волны" стр.205)

козы-казаки
под шкрамью* - ракиты
в красках розовые - рост
окантованные молнией -
-мо-до-моль -
над город эллитвы (2*)
/размер увелич/
большущаи храмы
/пардон, - это краны/
обрушили крыши
под крылья влюбивших... шшш!..
/ся - лучше умыкать -
мельтешится, слышится
ттамь и сямь /

__________________________________________

* шкрамь |shkram'|

1) затейливая белокрасная резьба, как
 правило, над дверью главного входа
большой избы.

2) белокрасное резное украшение церковного
портала.__________________________________________

2* эллитва |el'tva|l - ll / л - лл|
кля 2
__________
2 кля / kla | - ключ читателя

13 января 1986
__________________________________________

большущаи храмы / 2% под крылья влюбивших...
ся - лучше умыкать мельтешится
слышиться ттамь и сямь / ттамь и сямь

Ш А Г А Л - 5

Сюр Гном

"Фантазия по темени плетня" или "Шагал-4"

Укачала головка мака
На полене Алену к сОну
Укачала Алену кО сну
Оплетая косу на сОсну.

След во сне я за ясным станом
Синим тыном горшок черпая
Оплошала меня старуха
На козу меня променяла

То ли радость сидеть но шишкам,
Лишь бы синим в перо тапая
Запропаститься никудышним
Неприметное замечая

Мне бы прыснуть зеленой плетью
Небеса одарить подолом
Я по глине козу велею
Два сучка обожженной злости

Вейся, вейся по красной глине
Петушок голубого теста
Разрумяненный на крестинах
На платке расписного детства

Так и шел бы - гулящий Каин
Крапивою язык скоромен,
Озолачивая незрячих
Островершием колоколен.

25.01.86


ТРИПТИХ "КИРИКО"
 I
Анатолий Жигалов

ПЕЙЗАЖ В СТИЛЕ КИРИКО

Мою любовь измерит манекен
Мадам, пройдемтесь парай параллельной
Соперница же в зеркале аллей
Двоится профилем. Крыльцо улыбки
Лишенное перил введет в обман
Сам Винчи уловлял стекляной сетью
Беглянку губ и глубину долин
У бабочки фасеточное зренье
И это ей мешает видить суть.
Часы не тикают а ткут секунды
Льняная ткань смиряет вашу страсть
Другая. Бедра втиснула в пространство
И здесь строитель допустил просчет
Бесстрастный созерцатель сопоставив
Два силуэта выведет иной
Вне наших примитивных измерений
А мне, увы, картину не собрать.
Я точку схода, видно, перепутал
Прогулки чинной четкий механизм
По парку синтетических эмоций
Введет вас во дворец цветных витрин
Где в позу каждый встанет как он хочет
Наш дом из кеглей закругленных фраз
Разрушит шар пока он не погас.

 II.

Илья Бокштейн

 КИРИКО

Я угломером разделил кольцо
на циферблате мыслей
круг цветов
и треугольники вокруг расположил
пространство увеличено внутри
сложенным столиком. Смотри:
какою деревянной глубиной
сияет пустота
внутри огромного ореха!
наполовину срезан сетчатой
ракеткой
у шкафа тенниса лицо
и на тяжелом угловатом
монетами обклеенном плаке'*
жестикулирует кругами
на доске
на угломеры вставший манекен.
______________________________

* плаке' - (фр. plaquer) - изделие покрытое тонкими
листочками из ценных материалов.

 III

Сюр Гном

К И Р И К О

Как гулок шаг в небесных мастерских
Как многолико и пустынно эхо...
В зеркальной раме спит переодето
Амфитеатр радостей земных.

Модель творенья - кокон Бытия.
Манящий плеск грядущего изгиба.
Мышление - прерогатива вида,
Творящего в "нигде" и в "никогда".
Но под резцом крошатся небеса
И оплывают ядовитым воском...
Поставить Башню! Сообщить подмосткам
Всю безысходность кукольного па.
Сплетенья швейных ласк - узор смертей,
Машинный блеск небесного распада.
Углов прищуры - оперенья взгляда,
Пустые звенья маслянных цепей.
В совокупленьи плотных плоскостей -
Пугливый возглас запредельных граней.
Кристальный зуд божественных гортаней
Рождает чувства - символы Вещей.
Фабричный бюст - покладист и безвинн
Макетный пульс отстукивает мерно.
Любовь по выкройкам течет прямолинейно
Вдоль геометрии напрасных величин...
И все же... нить не лишена конца
И замкнутость - не значит бесконечность.
Впитаться в точку - воплотиться в Вечность,
Изведав боль тернового шипа.

Песок времен прохладен по утру.
Покоен жернов и стройны подобья.
Но тень изобличает Сатану.
Несущего цветок правдоподобья.

1 июня 83


Илья Бокштейн

("Блики Волны", стр.314)

Vivrista

бредочки бредочки
бредут на водопой

о! - слов моих кулечки
болтают под водой
бредочки, бредочки
склонились у воды
а на воде плевочки плещают не туды
бредочки ошалели позвольте господа
мы две недели ели
балдели и храпели
но где же эти мели
чтоб вырезать всегда?
защелкали словечки: не хны,
не хны,
сумейте плесть колечки колючие
вумны
проткните дверки злобы залейте
водо-ем
мы все поставим пробы на нем,
зачтем
вам памятник поставим
из печени моржа
моржами сами станем вы сядьте на ежа
а если будет больно
ну что ж, ну что ж
сидели и довольно
гляди: садится вошь

Сюр Гном

Танцующий Бокштейн или ВиВрИсТ-2

Смычок - отмычка смельчака
Насмешностью витиеватой
Продет парик придурковатый
В чертополосицу лица
Следите! Бант озорника
Смешал фигуры в менуэте
На заговоренном паркете
Поддев запястьем башмака
К чему вороне кружева
Набитой чучелом батиста?
Вам дозволятся струиться
В заподнебесье сюртука!
Туда, где умно лопоча,
Гуляют толпы тараканов,
На каждом усике нирваны
Неся ничуть не расплескав
Нарвите уши у зайчат
Осыпьте ратушу сиренью
Вам заповедано Бокштейном
Звенеть из медного дупла
Я ананасы на кладбище
Роняю муторной рукой
Кишат ромашки кашей кашля
Бредочки гня на водопой.

27/IX/85

Сюр Гном

 МОНАХ

 Илье Бокштейну

 1

В поклоне скит зрачков - сквозь-бирюзовый мрак.
Презревшему сует влачащиеся гимны
Соцветья глубизны - не одичавший символ,
Но златой пылью сна увитый ВосьмиЗнак.

А капюшон - купель сочащихся плодов.
Вдоль трепетанья сфер, по четок средоточьям
Рука рисует трель, узретую воочью
Чтоб фрески, словно крипт настояные мощи,
Влажнея востекли к ланитам куполов.

Молитвы синева, оперившись пурпуром,
Мерцает из-под скул дыханием лампад
...................................
Теплеющий базальт... листок архитектуры...
Небесного огня всеблагостный распад.

 4.10.82

 2

Свечи фитильный склеп - молочная смиренность
Златистый хоровод шалящих ангелят.
Келейный полусвод - чарующая пленность
Ажурный взмах теней округл и стрельчат.

Ажурный взмах теней округл и стрельчат.
Под полу-нимбом век - неодоуменья просинь.
Склоненной головы ласкающая проседь.
Блаженая капель полу-пронзённых глаз.

Блаженая капель полу-пронзённых глаз.
В озерах образов, в лучах ультрамарина:
.......................................
Простертая ладонь св. Августина
Оливковым перстом благославляет нас.

 5.10.82

 МОНАХ И СТРАННИК

 Илья Бокштейн

 из "Антология Гнозиса" (1982)

Монах и странник спорили об истине:
Что лучше - размышлять или идти.
Монах ответил: погоди,
Позволит ли твой путь
Уйти от смерти.

 II

 Илья Бокштейн
из Авероны, гранх Диньжер, "Блики Волны", стр.135

Монах и странник спорили об истине:
Что лучше - размышлять или идти.
Монах ответил: погоди,
Позволит ли твой путь
Уйти от смерти.
Ответил странник, подожди:
Позволит ли твой путь
Уйти от мрамора, от красной статуэтки.


 III

 Сюр Гном

Монах и странник спорили о счастии
Что лучше: созерцать или идти?
Не ведая, что видимость пути
Не истинней иллюзии причастия.
Но мировой Судья лишен пристрастья.
Уравновесив чуткие весы,
Обоих исцелил от суеты:
Того от мозолей, другого от бесстрастья.

 10/X/83