Зефир в шоколаде, или Марина Москвина

Книжный Клуб
Зефир в шоколаде, или Марина Москвина

Но быть живым, живым и только,
Живым, и только - до конца.
Борис Пастернак
Последняя книга Марины Москвиной «Учись видеть» замечательно издана. В центре обложки на фиолетовом фоне изображено дерево с опадающими жёлтыми листьями (картина автора «Дерево всех деревьев»). Два подзаголовка «Путь художника» и «Уроки творческих взлётов» настраивают читателя на встречу с прекрасным. Титульный лист украшает, очевидно, логотип издательства «Гаятри». На второй странице обложки на светло-коричневом фоне чёрно-белый портрет улыбающейся Марины и небольшая аннотация на книгу. Марина Москвина ведёт семинары по развитию творческих способностей и обучению искусству письма. Книга открывает проект «Ноу Хау» и серию «Путь художника».
Смысл названия книги в призыве автора более глубоко вглядываться в окружающую действительность. Не только смотреть, а видеть духовным взором. Одновременно оно настраивает на общение учителя с учениками.
Это воспоминания ведущей мастер-класса о своей работе со студентами факультета журналистики. Здесь есть продукты творчества её учеников. Текст напоминает дневник чтения писателя. Автор словно отчитывается о встречах с интересными людьми и путешествиях. В книге много фотографий. Совсем чуть - чуть назидательности о том, как писать.
Главное, как это не покажется Вам странным, - вся книга о Марине Москвиной, хотя впрямую о ней написано всего несколько абзацев. Это её портрет, написанный собственноручно. Автопортрет выполнен в прозе и фотографиях. Марина пишет о себе, о своём Я, которое далеко выходит за рамки её тела. Её Я - это Вселенная, прошлое, настоящее и будущее, друзья, ученики, писатели, которых она любит.
Марина рекомендует своим ученикам быть внимательными ко всему, к чему они прикасаются, записывать то, что поражает воображение в дневники и блокноты. Её кредо: без Бога нет пути в литературу. Журналист должен путешествовать. В творчестве очень важна деталь и изюминка, «цимес». Через них можно постичь суть, главное, а не поверхность явлений.
Миниатюры студентов не всегда так хороши, как их представляет Марина. К сожалению, мы не можем объективно оценивать то, что любим. Она всё время отмечает их живость, свежесть и непосредственность. Вот этого у них действительно не отнимешь.
Поражает перечисление авторов, которых она читала. Много незнакомых имён. Упоминание делается «вкусно»: их хочется прочитать, что свидетельствует о профессионализме промоутера. Фотографии очень органично дополняют текст.
Про стиль только одна цитата и всего девять строчек текста. Тема сложная. Автору - нелитературоведу писать об этом трудно. Для Марины здесь нет проблем: как дышишь, так и пишешь. Писать надо так же естественно, как идёт снег. Это и есть образная форма обозначения стиля в универсальном смысле.
В одном месте меня несколько покоробило самовосхваление автора. Но когда я дочитал книгу, то иронически обратился к самому себе: «Неужели Вы думаете, господин рецензент, что в книге, написанной о себе, не будет даже строчки, посвящённой главному персонажу?» Это уже был бы какой- нибудь «Чёрный квадрат» в литературе.
Мне показалось, что маловато написано о семье. Автор излишне повёрнут к внешнему миру. Муж любит Марину, как и всё живое. Она - живая, непосредственная и восторженная. И мне как-то стало жалко Лёню Тишкова…
Марина - яркая личность. Она живёт взахлёб и всё записывает. Разорванность её сознания в мешках записей. Если она объединит их, она просветлеет. А может и я тоже? Переворачивая белые страницы и следя за мыслью автора, хочется не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, не только осязать, но и чувствовать.
В книге нет определённого сюжета. Она представляет собой собранье пестрых глав, внутри которых намечаются сюжеты. Внешняя структура состоит из тридцати одной главы, которые разбросаны в творческом беспорядке. Поскольку тайная идея автора создать свой портрет, то писатель подходит к задаче сразу с разных сторон. Себя любимую она прямо не описывает. Эта характеристика появляется косвенно из творчества учеников, разговоров с разными людьми, списка книг, которые она рекомендует, из советов, которые она даёт начинающим журналистам. Главный приём создания характера - почти ничего не говорить о себе, а рассказать о своих связях с другими людьми. И тогда отражённый от них свет падает на портрет Марины. Самое важное для автора - творчество, которое рождается из глубокого проживания жизни.
Журналистика сейчас переживает не лучшие времена. «Акул пера» много, пишут они интенсивно, очень часто становятся заложниками своей профессии и деградируют, выдавая на гора непрожитый непрочувствованный материал. Сейчас в жизнь входит поколение журналистов новой страны. Какими они будут во многом зависит от их учителей. Смогут ли их наставники вложить в их сознание идёю примата живой жизни над сухой информацией или нет? В этом злободневность книги Марины Москвиной.
Язык автора мне показался простым, понятным и доступным. При всей своей калейдоскопичности книга выдержана в едином стиле. Это ровно горящая свеча, освещающая студентам путь к вершинам профессии. Писатель ведёт диалог со всем читающим миром и приглашает к творчеству.
Главный герой книги - сама Марина Москвина. Ей удалось изобразить свой характер практически ничего не говоря о себе. В данном случае она своей книгой даёт наглядный пример студентам, как рисовать портрет человека не прямо, в лоб, а косвенно с помощью ярких деталей.
У автора, несомненно, есть чему поучиться. Я с удовольствием прочёл книгу, но учеником Марины не стал, так как предпочитаю быть сам себе учителем.