Талантливый макулатурщик, или Из мошенников в эксперты

Книжный Клуб
Талантливый макулатурщик, или Из мошенников в эксперты

Сердце к злу тебя тебя клонит - так делай добро!
Может узел распутать умело добро.
Если оба спешат стать навек твоим другом,
То в друзья выбирай себе смело добро!
Омар Хайям

Абигнейл Ф.У.М.: Эт Сетера Паблишинг, 2003.- 248 стр. Тираж не указан (0) ISBN 5-94983-005-9

Книга Фрэнка Абигнейла «Поймай меня, если сможешь» написана от первого лица. Это история человека, который в юности был мошенником и ловеласом, понёс наказание, а потом превратился в респектабельного эксперта по защите документов от подделки, верного мужа и любящего отца троих детей.
В первой части нудно и подробно описываются преступления главного «героя», который до девятнадцати лет по поддельным документам успел побывать в роли пилота, педиатра, помощника прокурора и профессора социологии. Аферист умудрился за несколько лет обчистить банки, казино, компанию Pan Am на два с половиной миллиона долларов и запрятать их по всему миру в депозитных ячейках. Фрэнку везло, ему всё сходило с рук, хотя, по большей части, он «работал» один.
Но вот фортуна отвернулась от авантюриста, и он попадает во французскую тюрьму Перпиньян, где в течение полугода в одиночной камере испытывает страшные мучения. Несколько раз преступнику удаётся бежать. Его криминальный талант, наглость, изобретательность, наблюдательность и знание людей помогают ему совершать дерзкие побеги.
Однако, полиция всего мира объединилась для того, чтобы поймать международного прохиндея. И он снова попадает за решётку на несколько лет. Выйдя из тюрьмы, Фрэнк переживает все неприятности, которые падают на голову бывшим заключённым. Их не берут на работу, а в случае сокращений увольняют в первую очередь. Несмотря на недюжинную энергию Фрэнк раз за разом терпит крах. Когда же перед ним встаёт выбор: вернуться к криминальным делам или заняться честной работой, - он выбирает второе. Бывший преступник становится авторитетнейшим специалистом в области финансовых преступлений и регулярно читает лекции по всему миру.
Книга поднимает проблемы несовершенства системы защиты документов от подделки и несбыточности, в конечном счёте, «хрустальной мечты» бездельников о возможности безбедно жить за чужой счёт.
Дочитав книгу до половины, я заскучал. «Поймай меня, если сможешь» - очередное плутовство Фрэнка Абигнейла. Теперь он прикидывается писателем. Он пишет, что юный персонаж имел успех у стюшек (стюардесс), но практически ничего не пишет о взаимоотношениях с ними. Невнятно описаны сами афёры. Русскому читателю, незнакомому с банковскими бумагами, непонятна суть надувательства. Очередная «победа» персонажа воспринимается как фокус. Автор спекулирует на интересе ряда читателей к воровскому делу и позиционирует свой текст не как беллетристику, а как подлинные записки шулера. В книге отсутствует душа главного персонажа. Без неё текст становится беллетризированным протоколом о похождениях якобы благородного недоросля.
Художественная ценность книги крайне низкая. Единственный плюс в том, что она доказывает простую древнюю истину: прямым путём по кривой дорожке не пройти. За преступлением последует наказание.
Книга относится к так называемой развлекательной литературе. Её темой являются технологии надувательства. К сожалению, с технологической стороной дела автор не справился.
Своей книгой писатель как бы говорит: «Посмотрите, какой я умный, хитрый и изворотливый. Я достиг успеха в жизни: и в воровском деле, и в честном бизнесе». Фрэнк Абигнейл осуждает прошлые преступления персонажа и вполне доволен его теперешним положением.
В тексте много аббревиатур и слов на английском языке, непонятных читателю, не знающему языка оригинала. В романе много повторов, язык бедный и однообразный.
Говорят, что стиль - это человек. Книга вполне характеризует её автора. Это преуспевающая посредственность. Явление в наши дни обычное. С точки зрения стиля текст - фальшивый чек, имеющий все его атрибуты, но таковым не являющийся. Он не имеет финансового обеспечения. Книга имеет все её составляющие, но не имеет духовного наполнения. И тогда это такая же пустышка, как фальшивое авизо.
Креатив Фрэнка Абигнейла является первой серией бесконечного сериала, который, надо полагать, обрушит на головы читателей «писатель». Тем более, что вторая серия «Искусство воровства» уже даёт рекомендации частным лицам и компаниям, о том, как защищаться от мошенников.
Произведение несёт отрицательный воспитательный потенциал. У нас итак в России размыто представление о добре и зле, правде и лжи, подменены все человеческие ценности, а данный текст усугубляет ситуацию. Роман пропагандирует американские ценности: заработай деньги и делай что хочешь. При этом неважно, как ты это сделаешь: лишь бы не попался. Книга учит не различать честные и нечестные способы зарабатывания денег, вбивает в подсознание читателя такие мысли как «честных людей не бывает, бывают те, у которых нет возможности украсть».
От чтения, в целом, остаются неприятные ощущения. Фрэнк снова вышел на криминальную тропу. На этот раз в роли писателя. Если бы мне надо было выставить количественную оценку по десятибалльной шкале, то я бы выставил четыре балла (посредственно)


 Виктор Йог, 2005