Такие разные дети

Влад Каганов
В школе учились два родных брата Поляковы: Гриша и Петя. С Гришей никогда не было никаких проблем. Он хорошо учился, был старательным и добрым мальчиком. Еще в пятом классе увлекся программированием. А в восьмом - завоевал второе место на городском конкурсе юных программистов. А вот с Петей не могли справиться ни дома, ни в школе. За малейшую обиду он готов был избить одноклассника. У малышей отбирал игрушки. Однажды, его чуть не исключили из школы за драку.

Как же могло случиться, что два ребенка, воспитанные одними родителями, выросли такими разными? Я решил поговорить с их матерью.
- Гриша рос, когда с нами жила моя мама,- рассказала Анна Петровна. – Она его очень любила. А Петя ее даже не помнит. Она умерла, когда ему было два года. Петя рос слабеньким, часто болел. Мне пришлось оставить работу. Мы боялись отдать его в садик. Он переболел всеми детскими болезнями. Но потом, слава богу, выздоровел. Почему он вырос злым и дерзким? Мы и сами не можем найти объяснение.
- Ваш муж не бьет детей? – спросил я.
- Гришу – никогда. Да и за что его бить? Он всегда был cтарательным, спокойным мальчиком. А Петю муж бил крепко. Но ничего не помогало. Конечно, когда он в детстве болел, мы все на него молились. А когда он пошел в школу - мы потеряли покой. Петя со всеми дрался. На него постоянно жаловались учителя. Муж побил его раз, другой. Мальчик совсем озверел. Однажды, бросился на мужа с кулаками за то, что тот хлестнул его ремнем. Я уже стала сына защищать. Потом и у меня и у мужа долго сердце болело. Ну, почему так? Ведь мы их одинаково любим и одинаково воспитывали. Почему же они такие разные?

Кроме наследственных черт, передающихся с генами, на формирование личности влияют многие факторы: здоровье ребенка, кто его окружал в детстве, обстановка в семье, взаимоотношения родителей, материальный достаток и так далее. Больного ребенка, как правило, больше любят, жалеют, многое ему прощают. Когда же ребенок выздоравливает, к нему начинают предъявлять требования, как к здоровому. А он уже привык, что он центр внимания, что ему все позволено, что ему все могут простить.
Некоторые родители продолжают его опекать и выполнять все его желания. В конце-концов они превращаются в его рабов. Такие дети часто вырастают черствыми бессердечными эгоистами. Они ожидают от всех окружающих поклонения и подчинения. А в жизни так не бывает. Получив отпор в школьном коллективе, они либо озлобляются, либо замыкаются в себе.
Иногда, родители впадают в другую крайность. Они считают необходимым наказывать ребенка за каждый проступок. Так случилось и с младшим сыном Анны Петровны. После того, как мальчик выздоровел, отец, решил больше не прощать ему дурных поступков. Пожаловалась учительница, что он подрался на перемене – муж наказал его ремешком. И объяснение у отца готово : мальчишка здоров, так пусть отвечает за свои проступки.
  Отец Пети пытался научить сына уметь постоять за себя. Он говорил: «Если тебя обидели – дай сдачи!». И Петя давал «сдачи» с процентами. Так зло породило зло.
В некоторых семьях прибегают к еще одной крайности : начинают «читать мораль». Особенно любят читать нотации подросткам, совершившим проступок, интеллигентные родители. Но беседа с глазу на глаз – сложный психологический процесс. Иногда она бывает полезной, иногда вредной. Здесь все зависит от нашего родительского авторитета. Длинные, нудные речи родителей, как правило, вызывают обратную реакцию. Дети готовы признать свою вину, дать любые обещания, и через час все забывают. Строгий, осуждающий взгляд отца, нередко, важнее длинной нотации.
Оба сына Анны Петровны - подростки. Трудно их правильно воспитывать не зная особенностей этого возраста. Очень точно описал эти особенности Василий Сухомлинский:
« С одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшими отклонениями от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни.»
« Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали, не терпит той « оголенности» идей, тенденций, которые иногда становятся настоящим бедствием школьного воспитания».
« Желание самоутвердиться и неумение это сделать».
« Есть глубокая необходимость в совете, в помощи – и в то же время словно нежелание обратиться к старшим».
« Противоречия между богатством желаний, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможности для их осуществления .»
«… романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и ироническое отношение к красоте, моральное невежество.».