Работоголизм и новый стиль жизни

Григорий Фогель
 

 Это совсем не новая точка зрения, что страны, где большинство людей интенсивно трудятся, хорошо зарабатывают, широко и разнообразно тратят деньги являются наиболее развитыми. Страны, где население любит тратить деньги, но не любит работать не будут высокоразвитыми и процветающими. Но и страны, где люди воспитаны трудолюбивыми, экономными, без большого спектра потребностей в широком ассортименте разнообразных товаров и услуг так же не станут продвинутыми и богатыми.
 Стремление людей современного общества к расширяющемуся спектру потребления не менее важный фактор хорошей динамики экономического развития, чем их высокая мотивация к упорному, квалифицированному и эффективному труду. Основной причиной последнего широкомасштабного экономического кризиса в развитых странах Азии, продолжавшегося несколько лет был дисбаланс между высочайшей мотивацией, квалификацией и производительностью труда с одной стороны и местными культурными традициями, воспитывающими в человеке низкий уровень потребностей в приобретении товаров и услуг.
 Я уверен, если проверить количество часов в день, которые у людей реально занимает работа, станет ясно, что большинство из них просто не имеет времени тратить деньги в соответствии с современными стандартами жизни. Таким образом высокоразвитые страны Азии создали дисбаланс между производством и потреблением, дав людям слишком много времени для работы и оставив их без достаточного времени на осуществление широкого и разнообразного спектра покупок и на другие формы траты денег. Парадоксально, но закономерно, что массовое распространение идеологии трудоголизма или даже работофанатизма в сочетании с очень бережливым типом национального характера стало главной причиной Азиатского экономического кризиса.
 Давайте представим себе двух человек одинаковой профессии, квалификации и мотивации к труду. Разница между ними в том, что у одного широкий диапазон потребностей, и ему нравится тратить деньги на их удовлетворение, а другой очень скупой и предпочитает жить с минимальными тратами.
 Я задаю один очень простой вопрос. Если бы это зависело от вас и вы несли бы основную ответственность за экономику страны как бы вы платили этим двум людям за одну и ту же работу? Конечно беря во внимание, что у вас в стране не два, а миллионы людей подпадающие под ту или иную категорию.
 Ответ абсолютно ясен. В соответствии с экономически детерминированной точкой зрения человек который тратит больше должен получать больше за одну и ту же работу, чем противоположенный тип. Соответственно общепринятым понятиям права и морали это не должно быть так. Люди за один и тот же труд в одинаковых местах работы в одной или разных странах должны получать одинаковый заработок, независимый от их характера. В современных высокоразвитых странах незаконно связывать заработок человека с его намерениями так или иначе тратить свой заработок. Но это абсолютно возможно, легально и необходимо для успешного экономического развития страны создать новый образ жизни людей, когда у них будет достаточно времени и настроения тратить свои заработанные деньги широко и разнообразно.
 К сожалению в западных странах и особенно в США можно наблюдать широкое распространение работоголизма почти во всех уровнях и областях любого бизнеса. Мое мнение, что опасность всеобщего трудоголизма такая же, как опасность массового алкоголизма в США в конце двадцатых, или широчайшее распространение наркотиков сегодня. Сегодня мы почти не видим рекламы алкоголя или сигарет, и никогда не рекламировались наркотики, но каждый день мы читаем и видим интервью с самыми популярными, важными и успешными людьми из самых широких и разнообразных сфер бизнеса и политики, которые бравируют своим работоголизмом и работой по 12 – 16 часов в сутки. Это дает очень плохие примеры для людей и навязывает им несбалансированный, неправильный стиль жизни с плохими экономическими последствиями для всего общества.
 Прежде всего не каждый человек, работающий по многу часов в день является настоящим работоголиком. Понятно, что когда люди много работают, когда это действительно необходимо, они конечно же не страдают трудоголизмом. Они просто напряженно работают, что бы реализовать свою или чужую доминирующую идею или цель. Цель таких людей может быть не только деньги, но допустим приобретение уважения общества за интеллектуальные и духовные творческие достижения. Если после того, как цель достигнута или после оставления по тем или иным причинам своей затеи человек не стал трудоголиком, он перестает работать по многу часов в день. Но если он превратился в трудоголика, он будет продолжать многочасовую напряженную работу, даже тогда, когда рациональных причины для этого отсутствуют. Он так же не почувствует, как с каждым часом его работа становится все менее и менее эффективной.
 Почти так же, как реальные алкоголики или наркоманы влияют на других и заставляют если у них есть такая возможность выпивать или употреблять наркотики вместе с ними, трудоголики, дай им эту возможность, будут заставлять людей работать, как они по многу часов в день и сокращать количество дней отдыха.
 Вот широко распространенный сценарий, как люди становятся работголиками. Активный молодой человек средних интеллектуальных способностей использует значительно больше времени для выполнения домашних заданий, чем его товарищи, что бы достичь хороших отметок в школе или колледже. Таким образом много часов экстенсивной работы дают ему положительный результат в начале карьеры. Этот объективный факт подкрепляет его работоголизм. Теперь его преследует страх, если он будет работать менее 12 – 14 часов, всем станет очевидно его служебное несоответствие. Другие, кто достигает такие же или даже лучшие результаты, как он более легко за счет интеллектуальных, эмоциональных, духовных и физических способностей являются либо обязательно станут его врагами. Только для того, чтобы сохранить свою работу, такие люди работают обычно дополнительно дома по многу часов, оставляя это в строжайшей тайне от своих сослуживцев. Если они становятся менеджерами или владельцами собственного бизнеса, они создают рабочие группы с похожими на себя людьми. Они достигают результатов в бизнесе, так же, как достигали их в учебе, экстенсивным и неэффективным путем, заставляя своих людей работать множество дополнительных часов. В их мозгу крепко засела идея, что достижение положительных результатов наступает только через тяжелую продолжительную работу. Эти люди не могут поверить, что существуют более легкие пути достижения тех же или даже гораздо лучших результатов.
 Разумеется, если есть боссы или бизнесмены, страдающие трудоголизмом, есть и люди, использующие эту болезнь. Почти на любом рабочем месте, от современнейшего предприятия хайтека до мастерской по ремонту кондиционеров, где за часы переработки платят повышенно, всегда можно найти людей, извлекающих выгоду из этой ситуации. Почти каждый день они создают, кажущуюся весьма обоснованной необходимость в дополнительных часах работы с одной целью – заработать в 1,5 – 2 раза больше нормального тарифа за каждый дополнительный час.
 Почти в каждом бизнесе мы сталкиваемся с идиотской, но широко распространенной ситуацией, когда хозяин или руководитель прикован к нему, как раб к своей галере. Ну а в соответствии со своей логикой он конечно же требует от своих работников то, что он требует от себя. В ответ на это в большинстве случаев он получает осознанную имитацию и постоянное воспроизводство экстремальной необходимости дополнительных часов работы в созданных искусственно нештатных ситуациях. В большинстве случаев его люди очень квалифицировано и с творческой инициативой саботируют нормальную работу с целью получить дополнительные более высокооплачиваемые часы. Они могут страдать от работоголизма или нет, но работоголизм своих начальников, хозяев и всего нашего общества они используют очень изощренно.
 Последний и возможно наиболее распространенный вариант возникновения работоголизма является незаконным и широко используется в торговле, бытовом обслуживании населения и строительном бизнесе, там где есть возможность получать с клиента наличные деньги. Зарплата работника на таких предприятиях обычно пропорциональна количеству отработанных часов. Работают в таких бизнесах обычно социальные аутсайдеры с неполным пакетом социальных прав – иммигранты, плохо образованные люди, алкоголики и наркоманы, лица с судимостями. Часовая оплата работника здесь минимальна, и людям приходится работать по многу часов с одной лишь целью – заработать достаточно денег, чтобы прожить. Эти рабочие не имеют другого более умного и эффективного пути заработать деньги. Постепенно работающие в таких условиях люди становятся работоголиками и теряют всякий интерес к свободному вечеру или выходному, предпочитая лучше работать, чем проводить свое свободное время попусту тратя деньги.
«Нам хлеба не надо – работу давай» – это их предельное состояние.
 «Работоголизм» – очень точный термин для описания этого феномена поскольку приводит к похожему протеканию болезни и ее социальной опасности. Так же как алкоголизм или наркомания он очень заразителен и передается от одного человека или группы лиц к другим суггестивным путем.
 Человек не чувствует, как превращается в работоголика. Он адаптируется ко все большему количеству часов работы, чувствует себя все более комфортно и даже начинает испытывать эйфорию от такого образа жизни. Точно так же, как пьяница не может указать тот момент времени, когда он превратился в алкоголика и больше просто не может жить без выпивки, работоголик не может указать момент, когда все, за исключением его работы перестало его интересовать. Он начинает ужасно страдать без большого количества часов работы.
 Широкое распространение наркомании и алкоголизма создает ситуацию, когда люди тратят почти все свои деньги на выпивку и наркотики. Аналогично работоголический стиль жизни приводит к ситуации экономической стагнации, когда людей попросту не интересует ничего, кроме их работы и как следствие этого – массовое нежелание тратить или инвестировать свои деньги на что – либо.
 Быстрое увеличение количества работоголиков уже создало в высокоразвитых странах глупейшую ситуацию, когда 50% всех работников страны являются salespersons – работниками торговли.
 При алкоголизме или наркомании человеку требуются все большие дозы, чтобы получить тот же самый эмоциональный эффект, который раньше достигался значительно более малыми количествами. Можно сказать, что эффективность воздействия единицы алкоголя или наркотика уменьшается с каждым днем, неделей, месяцем, и.т.д. Интересно, что годами, пораженный болезнью человек не может понять эту тенденцию.
 Почти такая же модель просматривается при массовом работоголизме. Чем большее количество часов работают пораженные работоголизмом люди тем меньшую результативность будет иметь каждый час их работы. Таким образом количество рабочих часов будет возрастать, и люди все больше будут погружаться в работоголизм. К сожалению так же, как алкоголик или наркоман, менеджер – трудоголик не может или не хочет понять и признать негативные последствия этого состояния. В большинстве случаев их основное решение дать своим работникам возможность работать все большее и большее количество часов в день или даже принудить их к этому, если они еще не стали работоголиками. Часто трудоголик не имеет причин тратить свои деньги и не знает почему, как и для каких нужд использовать свои заработки. Не стоит удивляться, если живя в обществе работоголиков, где люди «пашут» по 12 – 14 часов в день вы наблюдаете сильный спад всех видов потребления товаров и услуг.
 Существует еще один аспект проблемы трудоголизма. Если подсчитать все сверхурочные часы работы всех людей в развитых странах скажем за один год и сравнить их со статистическими показателями безработицы, станет ясно, что эти страны имеют возможность полностью избавиться от этой проблемы, даже если бы количество безработных было бы в 3 раза больше, чем сейчас.
 Есть только один элемент в работоголизме, который я хотел бы перенести в «ППРД-ППСД СИСТЕМУ». Это 12 часовой рабочий день. Тот факт, что человек может выпить много виски еще не означает, что он алкоголик. Он алкоголик только в том случае если сильно зависит от выпивки и не может дня или недели без нее прожить. Аналогично этому человек нового стиля жизни, живущий счастливо, как минимум в свою свободную фазу не будет склонен стать работоголиком, даже если он будет работать по многу часов в свою рабочую фазу.
 Широкое распространение трудоголизма дает мне сильный аргумент против моих оппонентов, которые порицают меня за призыв к людям работать по многу часов в день без выходных. Господа! Посмотрите на огромное количество трудоголиков, работающих в таком режиме годами лишь с небольшим количеством праздников и выходных. Почему этим никто не возмущается, а ведь моя система будет компенсировать каждую фазу продолжительной работы такой же продолжительности свободной фазой.
 Новый стиль жизни посуществу хорошо и симметрично сбалансированная связь бывших антагонистическими ранее образов жизни работогольного и «свободолюбивогольного». В рабочие периоды человек, как работоголик в ранних стадиях в самом хорошем смысле этого слова «пьянеет, получает кайф, находится в состоянии легкой прекрасной эйфории» от многочасовой работы. В свободные периоды он чувствует себя, как моряк, вернувшийся на берег с полными денег карманами после удачного плавания или, как студент на каникулах после напряженной сессии. В свободные периоды есть достаточно времени, чтобы все проанализировать и сделать свои рабочие фазы более эффективными и интенсивными и тем самым повысить свои заработки.
 Люди нового активного стиля жизни будут искать наиболее интересные пути траты денег так же и в таком же количестве, как они это делают сегодня только разве, что во время очередного отпуска. В таких условиях обществу нового стиля не нужно будет создавать, как сегодня механизмы регулирования, а чаще всего ограничения заработанной платы и большинство работников будет получать не минимально возможную, а максимально возможную оплату в данной области труда. В новых условиях хозяева или менеджеры скорее возьмут нового работника, чем будут давать своим людям дополнительные часы или дни работы. Они будут значительно более чувствительны, чем сегодня к измерению эффективности труда своих работников и оплате его в соответствии с качеством и количеством.
 Новый стиль жизни покончит с безработицей, поскольку люди перестанут стремиться получить дополнительные часы труда. У людей появится много других возможностей увеличить свой заработок, поскольку свободные фазы можно будет использовать на обучение и повышение профессиональной квалификации.
 С распространением нового стиля жизни господствующая сегодня идеология работоголизма будет заменена идеологией перемещения в двух противоположенных симметрично сбалансированных, одинаково продолжительных жизненных фазах – интенсивной, эффективной, блестяще организованой, прекрасно осознаваемой и понимаемой рабочей и высококачественно проводимой свободной фазе, святой как Шабат и Шабатон у евреев в современном, разумеется понимании этого слова.
 Политика оплаты труда работника хозяевами и менеджерами так же существенно изменится. Тенденция платить людям, как можно меньше за рабочие часы, заставляющая людей работать по многу часов в день сменится общей экономической политикой, ищущей любые возможности увеличения реального заработка трудящегося, но не за счет переработок