Талантливые дети

Влад Каганов
 Все великие люди, независимо от того, в какой области науки, техники, литературы или искусства проявился их талант, были когда-то детьми. Как и когда впервые были замечены ростки их таланта?
Моцарт, как известно, уже в пять лет сочинял музыкальные пьесы и исполнял их перед слушателями. Лев Толстой свои первые рассказы записал в домашнем рукописном журнале, когда ему было семь лет. Вот они:
« Орел – царь птиц. Говорят о нем, что один мальчик стал дразнить его. Он рассер- дился на него и заклевал его.»
« Петух – есть красивая птица. Его пестрый хвост загнут вниз и горло у него красное и синее. И всех цветов. А борода красная.»
Нобелевский лауреат, физик Лев Ландау увлекся складыванием цифр в 4-5 лет. Это была его любимая игра.
Чемпионы мира по шахматам Р.Фишер, А. Карпов и Г.Каспаров научились играть в шахматы в пять- шесть лет. В 10-11 лет они уже играли на уровне первого разряда..

Как же распознать талант у ребенка? Сегодня существуют десятки различных тестов, якобы способных определить: есть ли у ребенка задатки таланта, одаренности? В Америке, да и в Европе, такое тестирование практикуют часто. Но имея тридцатилетний опыт работы с детьми, хочу сразу сказать: никакие тесты не скажут об одаренности, о таланте ребенка больше, чем наше повседневное наблюдение за ним. Практика показывает, что многие из тех детей, кто отлично справился с тестом, успешно сдал экзамены в хореографическое училище, в музыкальную, художественную или математическую школу, впоследствии не проявлял себя особо ярко. И, наоборот, немало примеров, когда талантливых актеров, ученых в свое время не приняли в специальные учебные заведения.
 Два друга Федя и Алеша хотели поступить в церковный хор. Алешу приняли. А Федю нет. Федор Шаляпин, встречаясь с Горьким, вспоминал об этом с веселой усмешкой.
Когда знаменитый критик Стасов рассказал Льву Тостому об одном одаренном мальчике, который пишет хорошие стихи, Лев Николаевич улыбнулся и сказал: « Ах, эти мне вундеркинды! Сколько раз встречал их и сколько раз обманывался! Так они часто летают праздными и ненужными ракетами! Полетит, полетит светло и красиво, а там и скоро лопнет и исчезнет! Нет! Я уже никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут и окрепнут и докажут, что они не пустой фейерверк!»
В тот раз Лев Толстой ошибся. Мальчик, о котором говорил Стасов – Самуил Маршак – стал настоящим поэтом.
Ни в одно театральное училище не приняли Юрия Никулина. На экзамене в институт кинематографии , известный режиссер Сергей Юткевич сказал ему: « Знаете, Никулин, в вас что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль.» Юрий Никулин хотел было идти работать в милицию, но решил в последний раз рискнуть и подал документы в цирковое училище. Юрий Никулин стал не только клоуном с мировым именем, но и прекрасным комическим и драматическим актером кино. Вот как в жизни бывает.
Но если могут ошибиться экзаменаторы, опытные педагоги, выдающиеся режиссеры и такие мудрецы, Лев Толстой, если даже они подчас не в силах распознать талант абитуриента, то мы, родители, совершаем такие ошибки сплошь и рядом, и готовы принять сверкнувшее на солнце стеклышко за алмаз и наоборот. Поэтому не будем торопиться с выводами.
Я за то, чтобы дети пробовали себя в разных видах и жанрах искусства. Пусть посещают изостудию, различные кружки и секции, поют в хоре, танцуют, играют на музыкальных инструментах.
Желательно как можно раньше научить детей играть в шахматы. Эта игра развивает умственные способности, память.
Я несколько лет вел изостудию. Были дети способные и не очень. Были и такие, в которых чувствовались задатки таланта. Все зависит от того, как сложатся обстоятельства. Будут ли они способство- вать развитию таланта или мешать. Но и этого мало. Нужны еще целеустремленность и трудолюбие самого ребенка.
Талантливые, одаренные дети, как правило, обгоняют своих сверстников в учебе. Лев Ландау окончил среднюю школу в двенадцать лет, а в четырнадцать - уже стал студентом Бакинского университета.
Но есть одна опасность, которая подстерегает одаренных детей. Осознавая свою исключительность и особое к себе отношение, «вундеркинды» часто становятся эгоистами, зазнайками. Если талант ребенка проявляется слишком ярко, наглядно, надо постараться удержаться от излишних восторгов. Захваливание еще никому не принесло пользы.
Задача родителей и педагогов тактично объяснять таким детям, что их способности должны сочетаться с добротой к людям, с честью и достоинством. Иначе их в жизни ждет разочарование.
Все дети в чем-то талантливы. Одни – рано проявляют свои способности в математике, другие – в технике, в спорте. Третьи - хорошо поют, танцуют, рисуют, декламируют. А начинается все, как правило, в семье. Если мама хорошо поет, играет на музыкальных инструментах, дети тоже будут петь и научатся играть. Если отец увлечен техникой, дети будут стремиться познать технику.
 Талант может проявиться совершенно неожиданно, главное, не упустить момент и помочь ребенку найти интересное дело по душе. И поддержать при первых шажках, похвалить за малейшее продвижение вперед.