А в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни

Марат Шхалахов
«Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни»
Закон чеховской драматургии или вызов каждого дня?
...
***
...
 Вне всякого сомнения, Чехов невероятно тонко чувствовал внутреннюю суть человеческого бытия, их противоречий, конфликтов их душ. Он прекрасно понимал суть того, что мешает людям обрести счастье. Рутина, быт, определённые модели поведения в обществе, которых надо придерживаться, за маской общественного благообразия теряя искренность - определённая череда постоянно повторяющихся событий, которой мы все подпадаем с течением времени. А в итоге, день ото дня «люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».
 Вспомните у Лермонтова, мысли Печорина перед дуэлью с Грушницким: «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?... А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные, но я не угадал этого назначения...»
 Тоже видим и у Пушкина в Евгении Онегине, когда за поиском собственной свободы, человек потерял самое ценное, что было уготовано ему самим Провидением. «А счастье было так возможно... так близко!..» - восклицает Татьяна. Она всё понимает, но она уже сама стала послушной частичкой общества с его бесконечно повторяющейся чередой ежедневных событий, рутиной, за которой уже нету подлинной свободы и подлинного счастья. Пройдёт ещё немного времени и она успокоится совсем, как некогда и её мать и начнёт вполне довольствоваться и даже по своему восхищаться той клеткой, в которую заперли её некогда пылкие, живые, неподдельные чувства, стремившиеся и желавшие невероятно большего, чем могла дать... привычка пришедшая на смену ожиданию счастья и желанию за него бороться всеми силами, и лишь в обретении этого Света и этой Любви полагать своё счастье и подлинный смысл жизни человека.
 Рутина, обыденность, закостенелость – вот что тревожило Чехова. Это проблема не столько его героев, сколько всех нас живущих по тем же самым законам, принимающих те же самые правила и день ото дня играющих те же самые роли в пьесе под названием жизнь. Выигрывая множество маленьких локальных боёв за жизнь, мы нередко проигрываем самое главное сражение – смысла жизни человека. А оно в подлинном счастье, а не в суррогатных подменах оного. И это подлинное счастье невозможно, просто непостижимо до тех пор, пока люди не научатся любить друг друга по настоящему... Не ждать чего-то хорошего, что некогда должно произойти, а самому творить своё счастье каждый день.
 Счастье - оно не снаружи – оно внутри нас. Снаружи лишь условия, которые мы определяем необходимыми и достаточными для обретения счастья. И лишь только на том, сколь разнятся эти условия у разных людей, уже вполне ясно можно было бы увидеть, что дело-то в нас самих, и меру нашего счастья, равно как и возможности его обретения, мы определяем сами. Но это наше видение, несовершенных человеков некогда потерявших Свет, разучившихся любить, день ото дня бредущих по лабиринту жизни и пытающихся найти выход и порой за всю жизнь так и не могущих найти его. Не нашедшие оного и даже подлинно не знающие того, где он, застрявшие на путях лабиринта жизни – что могут они передать своим детям? Лишь ту же данность, в которой обретались сами. Те же чувства, те же стремления, ту же духовную слепоту...
Замкнутый круг... вырваться из которого честь и достоинство Человека, и даже смысл жизни его!
 В этом, внутренний, глубинный посыл драматургии Чехова. Хотя он зачастую только обозначает проблему, раскрывая её во всех тонкостях внутренних конфликтов и взаимоотношений людей, но в то же время давая возможность читателю и зрителю самому найти ответ на один из самых животрепещущих вопросов нашей жизни – стяжанию (обретению) подлинного счастья.