Принципы равенства и подобия, наравне с логикой, являются основными
инструментами познания мира, хранения знаний и их передачи. Формулы, пословицы, поговорки, притчи – это всё продукты логики, равенства и подобия, одним словом - мудрость.
Библейское же утверждение, что человек создан по образу и
подобию Бога - позволяет нам метод подобия, в полном обьеме, использовать, в деле продвижения к Истине, т.е. в познании Бога и толковании Его поступков.
Однако, при этом, надо не упускать из виду, что абсолютно одинаковых обьектов в мире не бывает. (Равенство - это всего лишь теоретическая абстракция.) Поэтому правильное применение метода подобия имеет ряд ограничений-условий.
Во первых. Сравнивать можно не что угодно с чем угодно, а только обьекты имеющие подобные характеристики, и по подобным характеристикам. А прочие свойства с одного обьекта на другой следует переносить очень осторожно…
Например. Отношения Бога и Человека, в смысле творчества, в одной из рецензий, рецензент уподобил отношениям Горшечника и горшка. Но ведь Горшечник обладает сознанием, мышлением и логикой, поэтому он может творить. Он творец! Но, при этом, горшок он творит не по своему образу и подобию. Он не передаёт горшу никаких творческих способностей. Горшок поётому – НЕ творец, и к творчеству в качестве творца, никакого отношения не имеет. В этом смысле Горшечник и горшок неподобны.
В этом смысле отношения Бога и Человека, гораздо в большей степени, напоминают отношения человека с компьютером. Человек наделяет компьютер способностью «думать»…
Во вторых. В нашем, «нижнем» мире действительно, как в зеркале, отражается мир «верхний». Поэтому, наблюдая нижний мир (как отражение верхнего) мы действительно можем познать и сам отражающийся «в зеркале» обьект.
Однако это утверждение справедливо только в том случае, если «зеркало» наше не «кривое», т.е. если мы, глядя в него, умеем и не боимся увидеть в нём истинное положение вещей (себя), если не «пеняем на зекало, коли рожа крива»! …
В противном случае Истина тоже предстанет в искажённом виде…
И опять пример. В одной статье, автор взывает к логике. Все мол верующие люди, в своих молитвах, обращаются к Богу. Но ведь Бог по логике – всего ОДИН! Он не в состоянии ВСЕХ услышать и всем помочь..! Так мол в жизни не бывает! Это не логично и глупо!…
А если посмотреть повнимательнее? Разве мы в своей повседневной жизни, по нашей нормальной логике, не также поступаем?
Предположим нам нужно починить водопровод (проложить канализацию, купить квартиру, получить отпуск, определить малыша в садик и т.д.). На чьё имя мы пишем заявление, к кому обращаемся?!
На имя руководителя фирмы (предприятия).
При мы знаем, что руководитель сам не придёт ни водопровод чинить, ни канаву копать… Мы даже порой не знаем где его кабинет и как его зовут…
Так что верующие (мира), обращаясь со своими просьбами к руководителю мира, поступают в полном соответствии с логикой…
Всё правтльно.
И в третьих. Второй обьект познания неземной-библейский, с чем мы желаем сравнивать наше земное, мы тоже должны воспринимать как можно более целостно и не искажённо…
В качестве примера здесь можно привести четвёртую заповедь, которую прекрасно «знают», и верующие и атеисты, в первую очередь, как…. запрет работать в праздники…
…в то время как она, на самом деле, гласит: -«Наблюдай день субботний, … …шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой -- суббота
ГОСПОДУ, БОГУ ТВОЕМУ…»,
А не пьянству и безделью…
Короче. Метод подобия удобен и хорош, но
«Смотреться в зеркало» – это тоже искусство!