Проводник

Владимир Скакодуб
 Проводник.
Армани был представителем маленького народца , предпочитающего жить привычной жизнью и в привычных условиях. Многое из жизни других людей Армани было не понятно. Зачем другие люди куда-то двигались без особой нужды? Почему они не живут дома со своими родственниками, друзьями, семьями? Какая должна быть жизнь, чтобы хотелось уехать подальше? Армани любил Зули невысокую женщиню из своего селения.. Она чувствовала это и отвечала ему взаимностью. Все знали об их взаимоотношениях, но к обряду совместной жизни не принуждали. В их селении это было делом добровольным, к тому же таким образом избегали распрей между женщинами.Но если уж после длительного совместного проживания, такой обряд совершался - пара старалась удержать друг друга, находя поддержку в своих действиях. Такие пары практически не распадались. За исключением вздорной Кешуйи, которая дважды совершала обряд но дважды от неё уходили мужчины. Виной тому был её вздорный и истерический характер. Теперь ни один мужчина в селении не хотел с ней жить. Только старый Мамур изредка захаживал к ней. Он любил её гладить, она с ним была другой, как змея бессильная перед лучами солнца. Мамур много знал, но мало говорил. Он мог делать лекарства из листьев и корней, смешивая это с выделениями животных и ядом змей. Он умел вызывать духов, понимал болезни и даже излечивал лихорадку. Армани помнил, как к Мамуру приходила Зули. Это произошло давно, когда Зули и Армани притянуло друг к другу неведомой силой. Тогда Зули сильно затрясло, сердце заколотилось и она решила, что у неё началась лихорадка. Выслушав её Мамур сказал тогда улыбаясь "Вас свели сильные духи, видимо они хотят, чтобы вы почувствовали друг друга. Каждому из вас есть чем поделиться и каждому не хватает того, что есть у другого." С тех пор Зули хотела быть ближе к Армани. Армани тогда тоже получил совет от Мамура "Будь с ней не жгучим, как луна, мягким, как глина и спокойным, как бамбук под дождём." - Может нам совершить обряд, спрашивал тогда ещё молодой Армани. - Зачем? Вы уже соединены духами. Обряд совершается для призывания. Поверь мудрому Мамуру который знает разницу меду духами обряда и духами свободного притяжения. Вторые служат дольше. Обряд совершался у тех, кто боялся утратить духов." Мамур оказался прав. В селении знали, что Мамур всегда оказывается прав. То ли духи ему помогали, то ли потому, что хорошо их слышал и понимал... Он мало об этом говорил. Когда к ним в селение впервые пришли чужие и непонятные люди, в каких то цветастых одеждах. Мамур сказал, что они хотят удивить чем-то. Эти люди удивили многим и многих, кроме Мамура. Армани они удивили лишь странностью своего поведения и пишушими палочками, которые со временем переставали писать, теряя свою силу. Но это навело Армани на мысль, что все люди похожи не только на деревья, растущие и засыхающие (оставляющие после себя лишь остов), но ещё они похожи на эти пишушие палочки, со временем палочки теряют свою жизненную силу и от них остаётся лишь то, что было написано на сухих листьях. Со временем и листья сгорают в костре жизни, и ни чего не остаётся. Эти люди имели отбеленную кожу и разговаривали на непонятном языке. С ними был человек из большого селения, который рассказывал о том, что они говорили. Он рассказывал о том, что эти люди жили в больших коробкакх, друг над другом и зделали свою жизнь работой и приобретением новых одежд и инструмента. Один из этих инструментов всем понравился и его подарили жителям селения. Из маленькой коробки (видимо в таких же, но побольше, жили те люди) долгое время доносились звуки, Затем эта коробка замолчала и стала никому не нужной, "Прям как человек " - подумал Армани.Эти люди говорили Уману, а он переводил, что они умные и прибыли с болшой земли находящейся далеко от сюда. Их там очень много и они гордятся этим. Позже эти люди обьяснили, что им нужен проводник, который знает путь к большой воде и старому камню. Армани удивился ещё раз "Зачем им это нужно? Они будут там жить?" Уман ответил, что эти люди хотят себя порадовать. И если они доберутся до тех мест - это будет для них большой радостью. А потом они отправятся обратно. Многим мужчинам в селении был известен этот путь. Многие по необходимости были там, и у большой воды, и у старого камня, но радости не испытывали. Поэтому не многие хотели отправиться в дальний путь. Но одни потом согласились из любопытства, хотели понять и долше разглядеть странных людей, с их странными предметами и привычками. Другие согласились, когда им преложили много полезных и непонятных вещей. К концу третьего дня двинулись в путь. Почему-то тяжёлые мешки и забитую гладкими кусками дерева поклажу - несли местные жители, а странные люди отправились на легке. Армани тогда не пошёл. Ему нужно было управляться с животными ит доделать навес в лесу на котором он отдыхал, а во время дождя укрывался под ним. Никто в селении не спрашивал Армани, зачем ему это надо. Ему просто нравилось там быть, как многим нравилось сидеть у костра. Ушедших не было долго. Многие женщины погрустнели и стали поглядывать на других мужчин. Армани был не исключением и Зули долго хохотала, когда он выходил из хижины, впотевший и очумевший от страсти жаждущих женщин. Так же, весело смеясь, она слызывала пот с его носа, что приводило его в восторг. Когда все вернулись - двое мужчин отсутствовали. Один умер в дороге, наевшись когого-то порошка, вкус которого ему понравился, а другой изъявил желание отправиться с людьми на большие земли. Пришедшие рассказывали, что в пути, к ним несколько раз прилетала большая стрекокоза, окуда другие люди доставляли в еду и воду а так же дым для "странных". В этой же стрекозе они потом и улетели, захватив с собой Умана и жилетесля из селения с именем Йахуя. "Странно, - подумал Армани, - почему они сразу не полетели на приучёноой стрекозе? Зачем они так долго шли туда?" И ещё рассказали о том, что один из "странных", заболел лихорадкой после укуса насекомого, а другой часто болел слабостью. После чего они поговорили с говорящей палкой и прилетевшая стрекоза забрала их, а потом, перед посленим переходом, принесла их обратно и они радовались вместе с остальными. Чему они радовались - никто из присутствовавших не смог объяснить. Им показывали на большую воду, на старый камень и предлагали им радоваться. Прав был Мамур, когда говорил, что путь окажется тяжёлым - нести поклажу было очень тяжело, даже привыкшим к этому мужчинам.. Про духов лихорадки Мамур предупреждал. Награду свою получил каждый, но многие предметы оказались ненужными. У соседа так и лежал небольшой круглый предмет с прозрачным верхом и стрелочкой нутри. Когда этот предмет поворачивали - стрелка оставалась на месте.
Многие женщины обрадовались возвращению проводников, тёрли им спины и гладили ноги. Пула даже шею облизывала.
Никто тогда так и не понял, зачем эти люди приходили. По пути многим удалось узнать от переводчика о жизни этих странных людей. Оказывается: жили они в какой-то Америке (чем очень гордились), за большими водами. Летали на огромных птицах, которых местные жители наблюдали в глубине неба. Ещё местные узнали, что их будут показывать в маленькой коробочке, потому как их запечатлели на "кадры вечности". Как это происходит никто не понимал, но Армани был доволен тем, что не проявлял излишней суетливости и глядящие на него через "кадры вечности" чужие люди - увидят его мудрость, достоинство и спокойствие.
 Всё это происходило давно. Теперь Мамур немного состарился,.у Зули появился мальчик, имя которому дали Мамури. Армани знал, что если душа Мамура не сможет больше жить в своём теле - она перейдёт в Мамури, оставив в селении мудрость предшественников. Армани наблюдал как маленький Мамури, ползал на четвереньках и это навело его ещё на одну интересную мысль: в начале своей жизни человек ползает на четвереньках, потом бегает на ногах и цепляется за ветки руками, а к концу жизни - человека снова тянет к позе недавно родившегося. Уходя к своему второму навесу, Армани пробовал вставать на четвереньки - состояние, в котором он оказывался, было другим, как и весь мир виделся другим.

 Елена Круз, окончив курсы оператора видеосьёмки, готовилась к длительному путешествию, которое затеял Дмитрий Могилов. Денег на подобное мероприятие не хватало, поэтому пришлось искать спонсоров. Найти в России спонсоров на действительно полезные мероприятия - дело безнадёжное, поэтому решили прибегнуть к небольшой хитрости - взять в экспедицию какого-нибудь бизнесмена или нового русского, который смог бы профинансировать затраты. Для этого разместили несколько красочных объявлений, в том числе и в интернет-сайтах. Клёв желающих начался не сразу и первыми на интернет предложения откликнулись иностранцы, а спустя некоторое время появился желающий местного розлива - Виктор Бочка. Этот считал себя новым русским, денег у него было немеряно, а всё вокруг на столько наскучило, что он решил прогуляться по экзотическим местам и заодно устроить теле-шоу с участием своей личности. Команда была собрана из пяти человек включая Виктора. Это были: его подруга Кристина, оператор Елена, руководитель экспедиции Дмитрий, врач Анатолий (очень близкий друг Дмитрия), и сам Виктор Бочка. Все вопросы Витёк привык решать одним взмахом руки, с шуршащими купюрами. Визы были оформлены быстро, необходимые вещи упакованы, в том числе и личная палатка в виде шатра. Вопрос был только в том, с какого места начинать движение. И тут на глаза Виктора попалась видеосъёмка американских путешественников, где показывалось затерянное селение аборигенов, их жизнь, и там же прозвучало название.
- Вот оттуда и начнём! - решил Виктор, понимая, что спорить с ним никто не будет, иначе он поедет туда один.
- Нужно бы в местное посольство заскочить, - с дрожью в голосе произнёс Дмитрий, - нанять переводчика и получить разрешение...
- Вот ты этим и займёшься. А если дела пойдут нормально - я на этой затее деньги делать буду, иностранцев катать...
 Виктор задумался. Его мысли начинали обрастать перспективами никем не контролируемого бизнеса.
- Короче, - продолжил он, - даю вам неделю на улаживание всех вопросов и преград, и через неделю мы вылетаем в Мумбаку. Если не справитесь - найду других, а с вас взыщу по полной программе.
 Многим эта неделя показалась вечностью. Дмитрий так устал от подготовительных мероприятий, что уже и не рад был своей затее. В кошмарных снах, мучивших его по ночам, появлялось набыченное лицо Виктора, грозящее: "Взыщу!". Ещё снился какой-то абориген, ни слова не понимающий по-русски и тыкающий в Дмитрия небольшим копьём в виде вопроса... беззубый дед мазал лоб комау-то из экспедиции... Вобщем, сны были не важные. С разрешениями тоже пришлось повозиться, даже зарегистрировать группу как "Общество по изучению культур и окружающих условий". Когда всё было подготовлено, Виктор Бочка ещё раз просмотрел видеозапись тех мест и ни кому не сказав причину умчался в супермаркет.
 На границе их ждал вертолёт.

Большая стрекоза шумно летала над селением, жители которого уже видели нечто подобное. Армани побежал к Мамуру: "Странные люди с больших земель опять прилетели!". У одной хижины от ветра крыльев стрекозы снесло крышу. Из стрекозы вылезло несколько странных людей в похожих цветастых одеждах, один из которых крикнул на непонятном языке: "Привет Мумбакам! Что зенки вылупили? К вам сам Витёк Боча прирулил, неуж-то не рады? Я вас научу - жизнь любить!" Прилетевший с ними человек с большого селения по имени Аймава перевёл местным жителям, что радостные люди с больших земель, любящие жизнь, рады предстать перед взором местных жителей. Реакция на перевод была предсказуемой. Местные жители начали ходить вокруг пассажиров стрекозы, показывая что они очень внимательны к гостям, а Кешуйя даже пыталась заглянуть в штаны к пилоту, вылезшему из кабины размяться. Её конечно же остановили. Витёк сразу вытащил огромный баул с подарками и начал раздавать. Одному мальчику достался воздушный шарик с пищалкой, но тот не знал что с ним делать, а когда Елена ему показала - он убежал и долго прятался за хижиной. Женщинам дарилась помада, которой они тут же начали мазать ноги, создавая замысловатые рисунки. Жаль, бюстгалтеры им не подошли Клейкие этикетки с надписью "супермаркет Излучина" приклеивались на лоб, низ живота и крестец, что очень развеселило экспедицию. И местные жители, присмотресшись к смеху "странных", подняв головы к верху загоготали. Мамур подошёл к врачу и приложил ладонь к его лбу, будто хотел измерить температуру. Затем, повернувшись к Армани, сказал: "Его череп гудит. Он соединён с духами болезней. Несите его в мою хижину - ему нужна помощь." Доктора отнесли в хижину Мамура, где Мамур дал ему какое-то снадобье, втирал в лоб вонючий состав и хлопал в ладоши перед носом. Таким образом доктор уснул на трое суток. Витьку ждать было некогда и на следующий день он отправился в путь.
 
Армани нёс тяжёлую ношу, сделанную из гладкой кожи какого-то животного. Другие сельчане тоже несли тяжёлые поклажи. Никто из них не мог понять, зачем нужно было нести туда так много разных вещей, кроме еды, чтобы потом нести это обратно. Странно, что насекомые чаще садились на "осветлённых людей", не помогала даже вонючая штуковина, которой они брызгали друг друга. Тот который больше всех кричал и пил, был наверное старейшиной. А тот, который показывал засушенный лист с чёрточками и давал распоряжения переводчику - был учеником первого. В отличие от предыдущих "странных людей", эти часто отдыхали и слепили всех какой-то штуковиной, из которой выползал маленький лисотчек с маленькими людьми. В одном из людей Армани увидел себя, но очень маленького. Он не мог поверить, что кто-то уменьшил его до таких размеров. Армани это очень не понравилось - плохое предзнаменование, видеть себя, да ещё и маленького. Постепенно Армани заметил, что перед тем как остановиться на отдых эти люди произносили одни и те же звуки. Он выучил эти звуки и с интересом повторял их в пути следования. После чего все останавливались, собирались вокруг него и переводивший Аймава спрашивал, как его самочувствие. В конце концов Армани положили на навес и понесли, как почётного и уважаемого человека, а он продолжал произносить заученные звуки.
Тут Армани увидел как человек дающий распоряжения достал из кармана продолговатый камень и замахнулся на него. Затем он начал разговаривать с этим кмнем и камень что-то ему отвечал. Оказывается у них были не только говорящие палки и говорящие коробки у них и камни были говорящими. Через время прилетела "стрекоза" и Армани засунусли в неё. Желудок стрекозы был большим и пустым, там находилось несколько коробок, мешки и спальное место, на которое Армани и уложили. Там где находились глаза стрекозы сидел укротитель. "Стрекоза" зажужжала и поднялась вверх. Армани заметил дырку на шкуре стрекозы, залеченную твёрдой плёнкой. Через эту плёнку он видел землю, своих сородичей и "странных". Ему понравилось путешествовать в стрекозе, было только шумно и жарко, а тело стрекозы слегка дрожало. Интересно было то, что стрекоза летела быстрее чем двигались дикие кошки, а уж быстроту этих животных Армани знал, даже испытал на себе их когти, оставившие на спине большие отметины. Мамур тогда быстро залечил раны и старался научить его "особому слуху", который позволяет слышать кошек раньше, чем они услышат тебя. Так можно было слышать не только кошек, но и других животных включая змей. Да... Мамур умел многое, чего не умели другие люди, даже яд змей и жаб употреблял, но управлять стрекозой Мамур не умел.
Стрекоза села на большую поляну, на которой вместо земли был сплошной шероховатый камень нагретый лучами солнца. Армани лёг и притворился умершим. В желудок стрекозы залезли несколько людей похожих на Армани, но были они в белой одежде, видимо прятали татуировки своего племени. Затем его кольнули чем-то острым и у Армани начало всё расплываться перед глазами. Очнувшись он увидел, что находится в большой и просторной хижине, а вокруг него собралось множество разных людей, с любопытством раглядывающих его. Даже в задний проход зачем-то заглядывали. Что они там не видели? Соль жизни (как называл это Мамур) или запах защиты? Позже Армани увидел что находился он не в хижине, а в большой коробке о которой говорили переводчики. Коробок было много, они были разные и люди зачем-то в них ходили туда-сюда. Были и деревья, но их было мало и выглядели они как-то неестественно. Наверное эти деревья болели. Небольшой водопад почему-то пускал воду снизу, а рядом пробегали фыркающие жуки с круглыми ногами. Они так пукали, что у Армани спёрло дыхание. Внутри жуков тоже сидели люди. Тут Армани подумал, что если эти люди катаются на жуках и стрекозе, то будут кататься и на нём, на жителях его селения. А ему этого почему-то не хотелось. Он хотел обратно, под свой навес в лесу, к улыбающейся Зули и глупенькому Мамури. Увидев укротителя стрекозы Армани подбежал к нему и просил не кататься на нём, но тот ничего не понял, лишь показал в сторону стрекозы. Тогда Армани вспомнил заученные по дороге звуки и начал воспроизводить их радостно махая руками. Это не помогло. Удивлённый чем-то укротитель достал из одежды говорящий камень и начал с ним разговаривать, а Армани кричал этому камню те же радостные звуки. Наконец, Армани посадили в стрекозу и она полетела. Приземлилась она возле Большой воды, где Армани увидел своих соплеменников. Было ощущение, что они наелись каких-то листьев. Движения их были вялыми и не точными, а говорили они заплетающимся языком. Армани рассказал им о том, что эти люди дрессируют не только стрекоз, но и больших жуков, камни и палки. Из стрекозы он даже видел огромного червя из боковых дырок которого вылядывали катающиеся на нём люди. Несомненно, что эти люди скоро начнут кататься и на жителях селения, ведь носить вещи их уже приучили. Но его никто не слушал. Некоторые не могли держаться на ногах. Говорят, они употребили внутрь сильных духов, потому и стали слабыми. Соплеменники рассказали Армани, что во время его отсутствия произошли странные события. По пути следования крикливый человек по имени "Боча" ставил большую хижину из материи и там висело изображение какого-то божка. Переводчик говорил, что этот дух напрямую связан с небом и действует по указанию небесных духов. Узнав об этом, житель селения по имени Акати принёс ему изображение того божка, что оставили предыдущие "странные" люди. Говорят, что и без того красный от солнца "Боча" побагровел от возмущения и влепил в ухо радостно общавшемуся с ним Акати. Видимо он был волшебником, потому как багровость "Бочи" передалась уху Акати. Никто не успел понять, что произошло, а "Боча" разъярённый что-то кричал. Как перевёл Аймава - изображение предыдущего божка ненастоящее и он не божок, а так - палка от бамбука на которой играют все кому не лень. Сотит ковырнуть шкурку этого бамбука и все увидят гнилостную структуру пропитанную слюнями амбиций.
О чём говорил переводчик аборигены тоже не поняли, но изображение "Бочиного" божка взяли. Побеседовав с говорящим камнем "Боча", через какое-то время, всем в обязательном порядке раздавал это и другие изображения. Переводивший его слова Аймава добавил, что если повесить эти изображения в хижине - это будет залогом прочной крыши и уважения. Изображений хватило на всех, но некоторые, для уверенности брали по нескольку штук, в надежде заклеить протекавшую крышу. Затем из стрекозы вытащили сосуды со странными духами, после которых многие аборигены передвигались с трудом. И все запомнили название этого праздника, он назывался "Мировуха". "Боча" даже личный подарок сделал пострадавшему - он снял с руки тикающий амулет, стрелки которого постоянно двигались, и отдал пострадавшему Акати. Тот пытался приладить их на ухо, чтобы оно быстрей заживало и "странные смеялись. Смеялся и Акати.
Армани сообщил им, что такие тикающие амулеты есть у всех "странных людей", даже в теле "стрекозы". Чему конечно же не поверили.

Наконец стрекоза вместе со "странными" улетела, а аборигенам было велено отправляться домой в селение. Поскольку "странные" оставили много ненужных вещей и поклажи, пришлось нести всё это на себе, а дома искать применение всем ненужным вещам. Почему-то у всех, кроме Армани болели головы.
Армани, по возвращении домой, рассказывал старому Мамуру и Зули, как он видел коробки с людьми, быстро двигающихся жуков, оседланного червя и обратный водопад. Он показывал свои распухшие ягодицы, в которые "странные люди кололи его, даже рассказал, как забирали зачем-то его кровь. Мамур согласился, что это был вид наказания за повторение запомнившихся звуков. А суетливость "странных людей" он заметил ещё в первый раз. И почему они такие суетливые и неспокойные???

Спустя некоторое время очередная экпедиция обнаружила в Мумбаке культурное поселение. Стены их хижин были увешаны лидерами разных стран ( в смысле портретами), с ними разговаривали аборигены, подносили им еду... Вот только божки ничем не отвечали, наверное были ненастоящими. Потому как каждая партия странных привозила своего божка и о предыдущих говорили, что те не настоящие. Мумбакцам было всё равно, лишь бы те не гневались, а то нашлют бурю или заставаят катать "странных людей". В поселение ещё не раз приезжали "странные люди". Одни учили через переводчика как надо верить и умирать, другие учили, как надо жить и не умирать, а третьи приезжали порадоваться не у себя дома. Местные жители смотрели на них, улыбались, и ни чего не понимали, хоть добродушно и повторяли за ними многие действия и звуки. А старый Мамур смеялся, показывая аборигенам глупость "странных людей".
 Мамурёнок 2004 незнаю.