Свобода и ответственность личности

Валерий Пикунов
Ты долго твердил мне, что я – человек.
Наконец, я и сам поверил в это.
(Киплинг. «Маугли»)

ВВЕДЕНИЕ

 Начать разговор на эту тему следует с того, что под личностью подразумевается человек – существо по Вселенским меркам настолько хрупкое и беззащитное, что может жить только в мире, ограниченном природой планеты Земля. Но человек и не хочет ничего невозможного, он живёт просто для того, чтобы жить. Однако, как и все живые существа, человек недолговечен, и поэтому жизнь человека, как и любого другого животного, основана на двух инстинктах – самосохранения и размножения. Всё сложное и многообразное поведение человека определяется именно этими инстинктами. Счастье – это всего лишь удовлетворение инстинктов, любовь – мечта о счастье, добро – это когда «ешь» ты, зло – когда «едят» тебя.
 Обладая свободой выбора, человек выбирает лучшее из того, что ему может предложить мир. Но человек не один, он живёт в обществе себе подобных. Все люди по-разному не идеальны, но кто-то в данных условиях существования неизбежно оказывается лучше других. Тут-то человек и сталкивается с ограничением свободы: чтобы получить лучшее надо самому быть лучшим, но каждый не может быть лучшим.
 Это всего лишь борьба за выживание вида. Как у животных охрана своих территорий и драка за самку – так и у человека, просто человек – существо посложнее. И отношения между людьми значительно сложнее отношений, например, между волками в волчьей стае.
 В обществе неизбежно образование некоторых норм поведения, которые, ограничивая свободу личности, сохраняют её. Возникающее чувство ответственности, развиваясь, помогает личности обходится ограниченной свободой. И всё-таки такая ограниченная свобода не сделает человека счастливым, это свобода в пределах тюрьмы.
 Целью этой работы является попытка поиска компромисса между свободой и ответственностью личности.

ЧЕЛОВЕК И ЛЮДИ

 Учёные считают, что для выживания человеческой популяции число особей в ней должно быть не менее 400. Человек рождается, живёт и умирает среди людей, а значит, внешний мир личности тесно связан с людьми, её окружающими.
 В основе всех человеческих чувств можно выделить два страха: страх боли и страх не получить удовольствие. Так основные инстинкты выражаются через органы чувств. В свою очередь органы чувств являются связующим звеном между человеком и внешним миром.
 Из всего вышесказанного следует, что окружающие человека люди могут управлять им посредством игры боли и удовольствий. Что они и делают.
 Делают они это иногда неосознанно, иногда сознательно, но движущей силой выступают всё те же инстинкты: ощущая себя лидером, они испытывают ложное чувство собственного превосходства и защищённости. При этом они нисколько не задумываются о том, что другие не хотят быть пешками в чужой игре, и это недовольство может выразиться в потере доверия всему обществу. Но потеря доверия – потеря общения, и поэтому личность всё же пытается как-то приспособиться под окружающее общество.
 Беда в том, что общество неоднородно. Иначе быть не может, это одно из условий выживания вида. И за свою жизнь человеку приходится общаться с различными слоями общества. Общество наказывает личность за неправильные поступки, но как поступать правильно – все считают по-разному из соображений собственной выгоды. Поэтому люди объединяются в группы с совпадающими интересами, что расширяет для личности рамки дозволенного. В окружении единомышленников больше шансов, что тебя поймут и простят.
 В общих случаях общество защищается от излишней свободы личности законом и нормами морали. Поэтому часто человек либо скрывает свои аморальные мысли и поступки, либо пытается поставить себя над законом и моральными нормами, используя всё тот же «метод кнута и пряника», либо своё положение в обществе. Есть в человеческом обществе такая своеобразная иерархия, «пирамида власти». Она придаёт обществу организованность, но ставит одних людей над другими. Хотелось бы, чтобы на этих местах находились те, кого там хотят видеть. Идеальный вариант: подчинённые доверяют начальству, а начальство проявляет искреннюю заботу о подчинённых.
 Слова «доверие» и «любовь» часто оказываются связанными, поэтому хочется сказать немного о любви. Не о той любви, где и так понятно, что человек хочет получить для себя, а о любви бескорыстной. Почему же человек приносит себя в жертву ради мифа, нелепой выдумки? Потому что любовь – не игра, это серьёзный выбор. И жертвует собой человек не ради надуманного образа, а ради общества, в котором он хочет жить, общества, в котором он будет более свободен.
 В сущности, свобода личности напрямую связана с понятием борьбы за существование. Уровень этой свободы определяет место личности в общественной иерархии, а значит, выживаемость данного генетического материала. У животных здесь принцип «кто сильнее – тот и прав», у людей всё больше проявляется тенденция оценки положения в денежной форме.
 Действительно, более здоровый, сильный, умный и общительный человек имеет больше шансов заработать больше денег. При этом большинство удовольствий можно оценить в денежной форме, а значит, он имеет большую свободу удовлетворения желаний.
 Итак, общество предлагает человеку ограниченную свободу в обмен на жизнь. Формально свобода ограничена законом и нормами морали, реально – положением человека в обществе. Формы протеста личности против своего положения в обществе очень разнообразны. Есть бессмысленные: самоубийство, наркотики, алкоголизм. Можно просто уйти от этих проблем, погрузившись в религию или бытовые заботы.
 Но иногда человек всё же пытается изменить свой статус.

СУДЬБА И СВОБОДА

 Человек отгородился от природы стеной цивилизации. Ему не страшны мороз и зной, паразиты и хищники. У него не осталось врагов кроме него самого и окружающего его общества.
 На первый взгляд кажется, что все люди хотят друг другу добра, что общество дружелюбно и милосердно. Но стоит человеку совершить поступок, противоречащий тому, что от него ждут – и общество тут же «покажет зубы». Одни и те же поступки кому-то прощают, кому-то нет. В общем можно сказать, что личность нужна обществу в таком виде, в котором общество её ассоциативно рассматривает. Заметьте: часто люди с одинаковой внешностью имеют одинаковые черты характера. Так сказывается влияние общества на судьбу человека. Если человек попытается уйти со своей линии судьбы, – он будет получать от неё удары.
 Нет, не звёзды определяют судьбу человека. Астрология и магия – только прикрытие для тех, кто знает и скрывает правду. Скрывают потому, что правда хранит в себе огромную опасность – манипулирование людьми, превращение их в средство к достижению цели.
 И всё же, может ли человек изменить судьбу? Да, может. Но только в пределах, ограниченных его генетически заложенными возможностями и начальными условиями существования (так называемая «карма»).
 Учитывая влияние общества, прежде всего необходимо изменить тот образ, который это общество воспринимает. Здесь появляется понятие «имидж», для создания и поддержания которого и идёт работа над собой. В этой области у человека огромная свобода выбора, и за каждую ошибку человек несёт перед собой большую ответственность, ибо цель велика, и цель эта – свобода…
 А вот свободы на всех и не хватит. И что же, снова борьба и страх, боль и отчаяние? Вот такой человек, страдающий и отчаявшийся, и является моделью человека в экзистенциализме – философском учении, зародившемся в 19 веке.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО

 В отличие от других философских учений того времени, основатель экзистенциализма Серен Кьеркегор поставил в центр вопрос о человеке. Вскоре центральной проблемой экзистенциализма стала отчуждённость личности от общества, которую многие считают последствием продолжающегося и сейчас социального кризиса 20 века.
Само учение имеет 2 направления: христианское и атеистическое. Первые считают, что вера даёт человеку хоть какую то надежду, вторые считают веру не только наивной, но и очень опасной. Опасность веры легко объясняется следующими рассуждениями: существование человека опережает его сущность (экзистенцию). Человек делает самого себя, и обрести свою сущность человеку не поможет никакая внешняя сила, ему не на что опереться.
 С отказом от веры в бога экзистенциализм становится новой религией, где экзистенция является аналогом души. Многие люди так и не обретают свою душу, они умирают без души, и ответственность за это лежит только на них самих.
 Ядром экзистенции является дух. Экзистенциалисты предпочитают слову «дух» слова «мышление» или «разум». Б. Рассел заключил, что дух – это база данных о мире, личный опыт. Дух – центр ответственности и свободы, противостоящий силам природы. Инстинкты человека и его специализация недостаточны для выживания, поэтому экзистенциалисты считают, что человек должен быть свободным от влечения инстинктов, и должен быть свободным для того, чтобы определить и создать себя как личность. Попытки обезопасить и застраховать себя от опасностей только скрывают от человека его бытиё.
Эспиноза приводит следующее экзистенциальное определение человека: «Человек – это существо, которое занимая особое место среди животных, как индивид становится личностью в силу своей свободы и коммуникабельности и через свои пространственно-временные измерения проецирует себя в мир как образ Бога» (А. Сервера Эспиноза. «Кто есть человек? Философская антропология»).
Человеку необходимо общение, потому что по отдельности индивидуализм и коллективизм не представляют человеческую личность. Коллективизм – это погружённость в бессознательное состояние человеческого стада, а индивидуализм – серьёзное препятствие для общественной жизни. Э. Фром находит два способа разрешения этого парадокса:
1. Биологически необходимая степень нарциссизма, совместимая с социальной кооперацией;
2. Групповой нарциссизм.
 Кьеркегор считал, что только «бесконечная заинтересованность в действительности другого» (формулировка Кьеркегора) составляет основу чувственной и нравственной жизни.
 «Человек, чувствующий, что он исчез для других, стремится исчезнуть и для себя, и его истинное состояние не может быть иным, кроме существования для смерти» (А. Сервера Эспиноза. «Кто есть человек? Философская антропология»).
Эспиноза пишет, что человек в глубине своего существа чувствует необходимость свободных отношений с подобными ему существами, и приводит экзистенциальные характеристики личности:
1. Существование с кем-то;
2. Существование где-то;
3. Существование когда-то.
 Брукхардт выражает согласие с подобной точкой зрения, но в отличие от экзистенциалистов он считает ядром экзистенции не дух, а чувственность, а взаимодействие людей с миром и между собой не духовным, а чувственно-физиономическим. В своей книге «Непонятая чувственность» Г. Брукхардт определяет оптимальный случай человеческого развития как чувствительность. Чувственность может нивелировать человека, или сделает его жадным к чувственным удовольствиям, напротив, мораль угрожает жизненным проявлениям. Только чувствительность объединит личную жизнь с широкой базой социального поведения. Только чувствительность сможет построить отношения партнёрства личности и общества и сделает возможным существование ответственности и появление нравственности. При нарушении партнёрства, извращённым отношениям к ближним нарушается нравственность, и такое поведение по своей сути является преступным. Ницше говорил: «истина открывается двоим», Брукхардт сказал: «преступление происходит между двумя». Осталось завершить картину словами Кьеркегора: «Между личностью и личностью не может быть никакой другой связи (кроме любви)».
 Брукхардт считает, что в чувственной жизни важны лишь отношения, создающие атмосферу, и если человек думает о том, не потерял ли он чего для своей личной жизни, то он теряет уже от этой мысли. «Чистая чувственность есть чистая открытость» (Г. Брукхардт. «Непонятая чувственность»).
 Из высказываний Дериси можно сделать вывод, что личность – человек, достигший гармонии между усвоенными принципами и свободой своего поведения. При этом он пишет, что если человек следует естественным наклонностям характера не совершенствуя личность, он будет подлинным животным, но не подлинной личностью. Однако Брукхардт считает, что системное мышление и контроль разума – мир без любви и свободного выбора.
 Все философы имеют одно мнение: свобода без личности не существует. Как и ответственность.
 В своей книге К. Юнг послойно разделяет общество: от низших слоёв, ведущих бессознательный образ жизни подобно первобытным людям, до высших слоёв, отображающих культуру последних столетий. И только современный человек живёт настоящим, пресытившись жизнью ранних уровней. Это звучит величественно и банально, и многие придают себе облик современного человека перескакивая этапы развития. «…лишённые корней призраки, привидения-кровососы. Их пустота принимается за незавидное одиночество современного человека и дискредитирует его… честное исповедание современности означает признание самого себя банкротом, принятие обетов бедности и целомудрия, и что ещё болезненнее – отказ от нимба святости, даруемого историей.» (К. Юнг. «Проблема души современного человека»).
 В кратком словаре по философии сказано: «степень свободы определяется мерой теоретического и практического овладения законами мира». Учитывая сказанное Юнгом, нельзя допускать, чтобы свобода личности развивалась быстрее самой личности.
 Базовое понятие экзистенциальной онтологии «Dasein» (духовное в единстве с человеческим бытием), как считал Хайдеггер, раскрывается через всё, что делают люди, надо только излечится от «забвения бытия», перестать использовать природу и людей как средства к достижению цели.
 Итак, мы пришли к выводу о необходимости самосовершенствования. Впрочем, самосовершенствование является основной темой конфуцианской этики. Классическое конфуцианское положение утверждает, что самоосуществление – дело социальное, и эгоизм – препятствие на пути самореализации. Однако западные философы считают, что человек, готовый подчинить свои интересы интересам социальной группы, является безличностным. Такой «безличностный» человек является аналогом Хайдеггеровского экзистенциала «Man», который объясняется «усреднением, выравниванием». Хайдеггер считает, что общее – не обязательно личное, каждый всё равно сохранит индивидуализм и будет отстаивать своё «Я». Философы считают «Man» опасным, но видят в нём неискоренимую черту совместного бытия людей.
 «Я бунтую, следовательно, я существую» – говорил Камю. Но, может, окружающий мир не такой уж враждебный и опасный? Несомненно, бороться и бунтовать надо с чувством личной ответственности за всё происходящее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Человечество только начинает развиваться, и вскоре то, что сейчас кажется важным, будет казаться наивным. Но учитывая то, что человек – это история, мы должны отнестись к себе снисходительно и с милосердием, и уже сейчас сделать кое-какие выводы. Например, чтобы обрести свободу, нужно от неё отказаться. Отказаться от влечения инстинктов, ибо свобода удовлетворения желаний неосуществима. А в качестве сублимации полюбить мир и людей, и заявить о себе в этом мире как о личности. А также понадобятся:
1. Биологически необходимая степень нарциссизма;
2. Чувствительность и открытость;
3. Доверие;
4. Изучение законов мира;
5. Самосовершенствование;
6. Неиспользование природы и людей для достижения цели.
 Закончить хочется словами известной песни:
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно:
Только так из человечка
Выйдет человек.