Сергей Сворцов
Наверное, нет такого жанра искусства, который способен сегодня поспорить с кино по степени воздействия на человека. Тысячи и тысячи самых разных фильмов ежегодно выходят на экраны. Одни производят сенсации, другие – проскальзывают совсем незаметно.

Говорят, кино бывает хорошее, плохое и индийское. Индийское кино, на мой взгляд, никаких изменений не претерпело. Все те же стандартные слезоточивые сюжеты о бедных, но благородных героях, на протяжении двух серий отважно сражающихся со злом во всех его проявлениях, с обязательным хэппи-эндом на закуску.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о другом. Я в последнее время все чаще ловлю себя на том, что мне совершенно не хочется смотреть современные фильмы. Особенно американские. Удивительно, но, несмотря на все достижения науки и техники, американское кино все то же. Независимо от жанра: комедия, триллер, мелодрама, всюду одни штампы, меняются лишь герои. Например, не могу понять, почему у американцев со времен Чарли Чаплина и до сих пор считается невероятно смешной ситуация, когда герой получает тортом по физиономии. Да, это прекрасная находка, в некотором роде даже классика, но нельзя же ее эксплуатировать в каждом фильме. Или, например, трюки со всевозможными падениями. Иногда смотришь, как этот бедняга постоянно валится с ног и кувырком летит то по лестнице, то с крутого склона, хочется воскликнуть словами героя Адриано Челентано из фильма «Укрощение строптивого»: «Что вы смеетесь?! Человек упал, ему же больно!» И уже комедия превращается в трагедию.

Возьмите любой боевик: непрекращающаяся стрельба, горы отработанных гильз, брызжущих фонтаном, реки крови и взрывы. Особенно последнее, такое впечатление, что началась третья мировая война. Как у них половина павильонов в студии не разваливаются, ума не приложу! Как правило, все несчастья от землетрясений в центре Нью-Йорка до вторжения зловредных инопланетян валятся именно на США, в пору гумманитарную помощь пострадавшим оказывать.

Еще один штамп – в финале большинства блокбастеров герой сражается с главным злодеем на какой-нибудь фабрике или заводе. Наверно, в штатах они именно для этого и предназначены. Больше сразиться со злом просто негде. Бесконечные трубы, лестницы, переходы, американские режиссеры, видимо, до сих пор считают, что беготня по ним создает невероятное напряжение в сюжете. Определенный азарт они, конечно, появляется. Можно ставки делать, как на бегах или заключать пари, кто из актеров первый оступится и расквасит себе нос.

Наконец, «никогда не умирающий главный герой» – один из самых идиотских штампов. Режиссер старается любыми способами переврать сюжет первоисточника, лишь бы оставить главного героя в живых, дабы не огорчать впечатлительного зрителя. Во время съемок фильма о Ермаке, американцы предложили на главную роль… Арнольда Шварценеггера, с непререкаемым условием: главный герой в финале не должен погибнуть. Представляете эту картину: амбал-австриец с тупой рожей в роли Ермака! Да еще и бессмертный!

Или, например, привычка американцев делать деньги на всем. Сняли фильм, он принес большие сборы, и началось: серии штампуются одна за другой, сюжетная линия практически неизменна, изредка добавляются новые эпизоды или герои. Как результат – продолжение откровенно слабое, намного хуже и скучнее первого фильма. Вспомните «Терминатор»: обе серии начались и закончились практически одинаково. Единственное различие в количестве спецэффектов, уничтоженной техники и трупов. Нашумевший ужастик «Чужой»: первый фильм смотрелся на одном дыхании, второй - «Чужие», в общем-то, тоже. Смена обстановки, героев, ситуации. Однако третий и четвертый фильмы уже должного эффекта не произвели. Монстры уже приелись, бесконечное сражение с чужаками стало набивать оскомину. Практически с первых минут фильма ясно, чем он закончится. Зевать хочется.

Хотя, наверное, новшества в американском кино все же есть. Это различные визуальные эффекты. Такой фантазии, профессионализма и мастерства я не встречал больше ни у кого. За реалистичность и изобретение способов умерщвления особей человеческого происхождения можно ставить высший балл. Перед всеми этими декораторами, гримерами, программистами я хочу снять шляпу.

Однако эффекты и убивают в американском кино ту неповторимую магию, что присутствовала каких-нибудь лет тридцать назад. Актер постепенно становится не нужным, его запросто можно заменить компьютерной анимацией. Актеры совсем перестали играть. Вспомните те же американские фильмы 60-х годов. Минимум эффектов и отличная игра. Можно долго спорить о достоинствах и недостатках Мерилин Монро как актрисы, но в том, что она именно играла свои роли, нет никакого сомнения. Теперь же, увы, все по-другому. Например, Кифер Сазерленд, исполнитель главной роли в американской экранизации «Трех мушкетеров», даже не удосужился ознакомиться с оригиналом – бессмертным творением великого Дюма. Ему вполне хватило сценария. Наверное, актер до сих пор считает, что бедный гасконский дворянин д’Артаньян мог запросто врезать по физиономии самому кардиналу Ришелье! Печально все это…

Уже совсем не обязательно учиться актерскому мастерству, чтобы сниматься в фильмах. Недавно купил кассету с фильмом и в рекламном ролике «Другие девять с половиной недель» услышал следующее (цитирую): «… в главных ролях Микки Рурк и рыжеволосая американская топ-модель Энджи Эверхарт, любовница Джека Николсона, Сильвестра Сталлоне и Кевина Костнера». Вот так-то! Достаточно иметь соблазнительную внешность и залезть в постель какой-нибудь знаменитости, и главная роль обеспечена.

Даже порой отличные идеи и находки режиссеров обращаются в ничто. Например, «Матрица» – идея фильма потрясает, но бездарная игра актеров сводит все на нет. Фильм смотриться как простой набор спецэффектов. Попоробуйте вспомнить оттуда хоть одну реплику. Ну ладно, это слишком сложно. Тогда, как зовут главного героя? Вот и я не помню.

Я, все-таки, больше люблю итальянские, французские фильмы и наши старые добрые комедии за отличную игру актеров, блестящую постановку, искрометный юмор. Действительно юмор, а не плоские заезженные шутки ниже пояса.

Современное Росиийское кино тоже оставляет желать лучшего. Только теперь я понимаю, как много значит работа режиссера. Именно на фоне картин последних лет, сериалов, в которые ударился наш кинематограф, это особенно хорошо заметно. Даже в прошлом именитые актеры без хорошего режиссера, увы, не дотягивают до своего прежнего уровня. И дело здесь далеко не в том, что они стали старше, нет. Просто режиссер своей требовательностью и видением каждой роли мог заставить актера играть максимально реалистично, раскрыть те его таланты, о которых он сам не подозревает.

Большинству сегодняшних новинок я предпочитаю фильмы прошлых лет. Ну и пусть я знаю наизусть почти все реплики героев и каждый эпизод, пусть я видел их 50 раз. Все равно время от времени их хочется пересмотреть.

ПОПОВ Сергей