Потребность писать прозу

Копирайт
Виталий Крылатов

Вопросы о мотивации творчества издавна волновали человечество. Творчество, с незапамятных времён меняло свою мотивацию – от ритуально-религиозного назначения, до общественно-политического. Способность творить является одной из отличительных особенностей человека разумного. И все же учеными до конца не выяснено, зачем все-таки художник берёт в руки кисть, а писатель развивает сюжеты. Есть элемент игры – попытка отобразить свой взгляд на реальное и необыкновенное. Попытка преодоления, констатации реальности – вот основные мотивы творчества. Человек устроен так, что непременно стремится объять необъятное – он окружает себя различными картинами, изображающими природу, людей, малопонятными знаками и фигурами, человек слушает множество музыки, читает придуманные истории, он старается наполнить свою настоящую жизнь выдуманной. У нас есть потребность беспрерывно увеличивать информационную насыщенность нашей жизни. И поэтому потребность познавать тоже способствует творчеству. Творчество есть познание. Предмет непознанный невозможно сотворить. Познание тоже отличительная способность человека.

Творчество или познание? Игра присуща и животным и людям, в игре идет моделирование жизни. Заведомая договоренность имитировать жизнь, согласие попытаться представить реальность и сымитировать её. Игра тоже творчество – пусть и примитивное. Познание через игру – основной способ развития детёнышей высокоразвитых животных, в том числе и человека. Творчество – игра в жизнь. Игра – познание реальности…


Начиная эту статью, я примерно представлял, о чем я хочу поговорить с читателями – зачем человек пишет прозу. Зачем? Способность говорить есть у большинства людей. Способность писать тоже. Пожалуй, литература – самый доступный человеку способ творчества. Неоспоримость этого - умение моделировать реальность постоянно требуются от нас в жизни, в отличии скажем от сочинения музыки или рисования.

Пишу – творю, не есть равнозначные понятия. Однако, одно подталкивает к другому. Но! Народное творчество является устным. И народное творчество распространяется без помощи письменности. Так что, умение писать не является основным поводом для распространения своих мыслей среди других людей. Я думаю, человек сочинивший рассказ не станет запоминать его и вслух пересказывать его окружающим. Гораздо проще записать рассказ и показать другим. Чтение и письменность - важнейшие способности человека. Представьте себе человека как компьютер – и способность читать, как дисковод. Дисковод может читать и писать. И если дисковода у компьютера нет, он превращается в довольно неудобное устройство. Научившись читать и писать, человечество получило возможность точно передавать мысли от одного человека к другому. Точность передачи посредством письменности очень велика – практически равнозначна устной передаче, уступая лишь в интонациях и тембру, присущему человеческому голосу. Но богатство языка компенсируют этот недостаток.

 Довольно быстро люди заметили мощное воздействие литературы на человека – греческие трагедии заканчивались катарсисом – очищением, духовным перерождением человека, уже тогда люди уходили с ощущением чего-то нового в душе. Цель любого творчества – воздействие на других людей. Творить для себя человек почему-то упорно не желает. И литература, которая не находит отклика у читателя легко классифицируется как бездарная. Но в литературе есть и иная сторона. Воздействие на человека, конечная цель литературного произведения невозможно без личного опыта писателя – могу с уверенностью сказать, что автор примерно представляет, какой эффект произведёт тот или иной рассказ на читателя. Поэтому состояние самого автора легко понятно нам. Через литературное произведение идет контакт с писателем, с его переживаниями, с его личным опытом. И это состояние, которое передается читателю и есть тот начальный толчок, который заставляет писать прозу, стихи. Настроение, если угодно, запах. На мой взгляд, все произведения имеют свой неповторимый запах, не всегда приятный, правда.

Сначала появляется настроение, затем приходит сюжет, и настроение обрисовывает сюжет деталями. У бездарных писателей есть либо настроение, либо пустой, неоформленный сюжет. Начинающие поэты часто пишут по настроению, а это, увы, путь в никуда. Настоящий поэт, писатель способен облечь в форму любое настроение, нужно только ощутить его. Настроение, оно витает совсем рядом, и не правда, что вдохновение иногда покидает – интересное всегда перед носом, нужно только почувствовать запах… Вся наша жизнь годится для описания, отнюдь не скучного, просто иной взгляд доступен не всем. Человек живет эмоциями и разумом, в разных пропорциях, и соединение их часто происходит в творчестве. Может, поэтому мы все пытаемся писать прозу?