Грустные игры Ксении Духовой

Книжный Клуб
Ксения Духова. Игра в любовь. Москва, Сова, 2005г.

Я неравнодушна к сборникам рассказов современных авторов. Во-первых, потому, что сама пишу рассказы. И интересно, как получается у других. А во-вторых, читаю, в основном, в транспорте. Роман при таком ритме чтения видится слегка фрагментарным, рваным. А рассказы прекрасно вписываются в получасовые поездки на электричке или метро.
В книге Ксении Духовой «Игра в любовь» больше всего понравилось название, аннотация и оформление книги. Название – потому, что близки теории «homo ludens». Аннотация сообщала, что рассказы «дерзкие и остроумные». Мне не чужда дерзость, захотелось найти в авторе сестру по духу. Оформление – своей простотой и стильностью. Небольшой формат, черно-белая обложка, отличная бумага, картинки в стиле примитивизма, ленточка-закладка... Приятно такую вещицу подержать в руках.
Читать оказалось сложнее. Во-первых, книга очень грустная. Дерзости в ней я не заметила вообще. Скорее робость. Юмор если и встречается, то какой-то невероятно отчаянный. Краткое его содержание «А вообще-то – много было веселого, несмотря на отсутствие личной жизни».
Во-вторых, девушка Ксения по непонятным мне причинам не заботится о том, чтобы в ее рассказиках, точнее даже, миниатюрках, был сюжет. Видимо, эти тексты написаны методом «девичьи дневнички». Вероятно, под сильным влиянием Эрленда Лу, но без замаха на большие формы. В жж подобные изыски смотрятся порой очень хорошо. А когда читаешь рассказ в книге, то ощущаешь болезненное недоумение. Большая часть рассказов строится по принципу «я пошла-пришла-увидела-сказала-ушла». Первый десяток проскакиваешь легко, а потом становится не по себе: а происходить-то что-нибудь начнет? Или как?
В итоге заканчивается первая часть книги - «Тени на стекле» - и начинается вторая - «Все старушки думают об этом», а вопрос «Или как?» по-прежнему актуален. Кажется, что сейчас все станет пободрее. И действительно: рассказики о старушках идут бодрее, чем печальные записки девушек и о девушках. Некторые из историй о старушках весьма забавны, хотя тоже не без нотки грусти, которой отличается автор Ксения Духова. Но забавность эта проскальзывает тоже только поначалу: затем мотивы начинают повторяться. Вскоре понимаешь, что все эти старушки – родственницы главной героини рассказов этого цикла, которая кочует из текста в текст. А главную героиню зовут так же, как автора книги.
По-видимому, книга – все же конспект жизни автора. В ней нет вымысла. Нет интриги. Но вот что странно: и жизни нет. Какие-то печальные и мертвенные зарисовки.
Чтобы описывать свою жизнь интересно и зажигательно, нужно блестяще владеть словом. Мне показалось, что Ксении Духовой просто недостает литературного мастерства, чтобы оформить свои мысли.
Потому рассказы не воспринимаются, как рассказы. Юмор не кажется юмором. Веселые истории написаны как грустные. Грустные несколько занудны. И так далее.

Элла Дерзай