Как стать биографом

Книжный Клуб
Как стать биографом

Ален де Боттон. Интимные подробности / Перев. с англ. Виктора Вебера. – М.: ООО Издательский дом "София", 2005.1

Среди книг, прочитанных мной профессионально и исключительно "для души" –тысячи художественных и научно-популярных текстов, произведения отечественной и зарубежной классики, книги современных писателей, всевозможные сборники статей, антологии и хрестоматии. Но ничего подобного до сих пор мне читать не приходилось.
Небольшая – меньше 300 страниц – книга Алена де Боттона заставила пересмотреть многие, ставшие привычными, представления о художественных произведениях в жанре биографии.
В биографиях великих людей обычно оценивают качество авторского письма, их информационную насыщенность. Сумел ли автор соединить в себе дар исследователя и художника, и что преобладало в нем при создании работы – стремление показать свои собственные способности, или всё же развернуть перед читателем жизнь знаменитости. Полагают, что биографии пишут исключительно о выдающихся людях. Книга де Боттона показывает, что кроме чисто внешних признаков, все биографии отличаются друг от друга множеством специфических особенностей. Оказывается, можно написать историю жизни самого обычного человека, и она станет интересна всем. Еще английский писатель 18 века Сэмюэл Джонсон утверждал, что мог бы «превратить в увлекательную историю даже доклад о жизни метлы».
Но кому, всё же, адресована новая книга Алена де Боттона?
Легкомысленный читатель, привлеченный названием, заглянет в оглавление и, обнаружив там даже "Тематический указатель", скорее всего, отложит её в сторону. "Первые годы", "Фамильные древа", "Видение мира чужими глазами" – подобные названия глав не обещают легкого чтения. Однако тот, кто начнет читать, не оторвётся до итожащей точки.
Де Боттон – мастер расставлять сети и завлекать в них читателя. Начав с размышлений о канонах биографий, и причинах их создания, он отмечает, что для многих читателей вдруг становится интересной и личность самого биографа. Он приходит к выводу, "что правдивый рассказ о жизни может возникнуть только из взаимоотношений автора и субъекта биографии", и заявляет, что "биограф должен метафорически переспать с героем своего романа". В этом, по Боттону, "главное отличие биографии от изысканных мемуаров или академического исследования". Оно обозначает умение биографа таким образом войти в детали и подробности жизни своего героя, чтобы раскрыть читателю его личное пространство в пределах, ограниченных лишь чувством меры и вкусом автора. Совсем не праздным оказывается вопрос, почему мы вообще интересуемся жизнью других людей? По де Боттону, "интерес к другим – отличный выбор, когда не хочется заглядывать в себя".
Однако дать теоретическое исследование биографии, как таковой, вовсе не входит в замысел писателя. Он размышляет об особенностях этого литературного жанра, знакомясь с той самой обыкновенной девушкой – Изабель – которая и станет героиней его истории. Если бы книга рассказывала только о возникновении и развитии их романа, читать ее, скорее всего, было бы чрезвычайно скучно. Однако де Боттон вводит необычного героя и превращает банальную историю в увлекательное повествование. Его герой как будто, ставит опыт на самом себе: задается вопросом, можно ли написать биографию обыкновенного человека, и пишет её в присутствии читателя. При этом герой, по воле автора, нарушает главную заповедь биографа: не влюбиться в объект исследования, ведь "вместе с влюбленностью к нам приходит абсолютная уверенность в том, что именно этот человек идеально соответствует нашим ожиданиям, и, пока увлечение длится, мы слепы к недостаткам возлюбленного. В этом смысле быть влюбленным – значит понимать человека неправильно (и писать неправильную биографию)".
Разумеется, автор адресуется совсем не к профессионалам, всерьез задумавшим создать чье-либо жизнеописание. Книга де Боттона, говоря вроде бы о предметах, отвлечённых от нашей повседневной жизни, исподволь, с тонким юмором обращает нас к тому, что происходит вокруг. "Парадоксально, – констатирует автор, – но чем чаще один человек имеет возможность поговорить с другим, тем реже он ею пользуется". "Биографии, нацеленные прежде всего на исключительные судьбы, не позволяют нам заметить, что любая жизнь уникальна и оригинальна", и что, "общаясь с кем-то, мы всегда более или менее осознанно создаем его биографию".
Если и есть книги, которые без всякой дидактики умеют учить внимательному, чуткому и заинтересованному отношению к окружающим людям, то одна из них, несомненно, новая книга Алена де Боттона.
Виктор Винчел