Сага о викингах наоборот

Книжный Клуб
Сага о викингах наоборот

Кристенсен Л.С. Полубрат: Роман/пер. с норв. О. Дробот – М.: Махаон, 2005

Всё не так в этом романе. 760 страниц – кто читает сегодня книги такого объёма? Речь идет о норвежцах – нам сегодня бы в своих проблемах разобраться, своего героя найти, а тут скандинавы, да еще какие! Ни одного "правильного" персонажа! Арнольд Нильсен – человек очень маленького роста и почти квадратной фигуры. Когда он, сорвавшись со скалы, покатился вниз, то напомнил односельчанам колесо. С тех пор его так и прозвали: Колесо. Своего сына, такого же коротышку, он назовёт именем, понятным лишь ему одному: Барнум. Норвежцы поверить не могут, что человек в здравом уме может дать имя, похожее на собачью кличку, своему сыну. Но в Америке был когда-то великан, которого звали также. Может быть, сын вырастет и станет таким же большим. А не вырастет, что ж…
Истории в "Полубрате" рассказываются от лица Барнума. Старший брат героя, Фред, родится вскоре после Второй Мировой от незнакомца, который нападёт на его мать, Веру, на чердаке и изнасилует её. У этого странного незнакомца не будет одного пальца на руке. Кто он такой, так и не станет известно. Но у Арнольда Нильсена, отца Барнума и мужа Веры, не окажется ни одного пальца на правой руке…
Друзья героя тоже весьма странные люди. Педер – неимоверный толстяк. Вивиан, их подруга, родилась по дороге в роддом, так же, как и Фред. Причём роды у мамы Вивиан начались от того, что навстречу машине, в которой они не спеша ехали, выскочил франтоватый "бьюик", за рулём которого сидел отец Барнума…
Причудливые, странные характеры персонажей определяют их поступки, и порой нелепые приключения, которые с ними случаются. Читатель вынужден напряжённо следить за повествованием, охватывающим пять поколений действующих лиц. Стоит ослабить внимание, как читатель перестаёт понимать, о чём идёт речь. В книге нет хронологии, последовательного изложения событий. Автор наделил рассказчика кинематографическим видением прошлого. Герой, как, наверное, всякий режиссёр, чувствует, что он "маленький божок, который вырезает всё, чего не было в сценарии". Может быть, эта особенность текста и делает роман "Полубрат" столь популярным в Европе, где он стал сенсацией и получил все самые престижные награды – от Премии Северного совета, которую в Европе называют "Скандинавским Нобелем" до премий союза критиков и книгоиздателей? "Полубрат" уже сравнивают с такими эпическими шедеврами мировой литературы, как "Волхв", "Сага о Форсайтах" или "Унесённые ветром", а газета "Independent" назвала его "…возможно, лучшей книгой начала ХХ1 века". На сегодняшний день роман переведён на 25 языков. А я думаю, что роман отражает клиповое, разорванное мышление современного человека, не формирует его, а следует его потребностям. "Каждый раз, когда ты закрываешь глаза, - рассказывает герой о способах своего видения, - ты делаешь скачок вперед. Одно моргание равноценно одному кадру фильма о твоей жизни. Во сне я склеиваю куски пленки, сращиваю время так, чтобы у водянистого студня получился крепенький срез".
Мне представляется, что российский читатель оценит в романе "Полубрат" его общечеловеческий характер. Автор описывает реалии скандинавской жизни, но если заменить имена персонажей, названия улиц, гостиниц и городов, в которых происходит действие, на знакомые каждому из нас, то мы увидим, насколько все они близки и понятны нам. Такие же внутренне неустроенные, размышляющие над теми же проблемами, что и мы, и часто так же, как мы. Каждый вспомнит о своём детстве, юности, первой влюблённости. Трепетном отношении к мнению старшего брата (или сестры), отношению к друг другу родителей и детей в семьях приятелей. Задумается о возможности достижения справедливости в нашем мире и о скоротечности жизни. О необходимости уметь посмеяться над собой и своими несчастьями и протянуть руку помощи попавшему в беду.
Ну, а человек, знающий толк в хорошей литературе, по мере чтения будет приходить в восхищение силой и мастерством кукольника, сумевшего заставить своих марионеток двигаться так и тогда, когда ему это будет угодно, при этом ухитрившись нигде не повториться и не перепутать сюжетные ходы. А главное достижение Кристенсена в том, что он сумел создать ощущение самой настоящей скандинавской саги. Но не эпической в привычном смысле этого слова, а глубоко современной и по языку, и по узнаваемости реалий, и по психологии персонажей. Вообще в серии "Современная классика", в которой вышел роман "Полубрат", нет "худых" книг. Уверен, что читатель, однажды открыв эту книгу, дойдёт с его персонажами до конца.

Виктор Винчел