Микрозверь есть в каждом! А вы смотрели Бумер-2?

Анастасия Рябова
Знаете, есть такие игрушки - микрозвери. Розово-голубые умильные котята-собачки, ещё одна пластиковая мечта Потребителя. Кто бы мог подумать, что один ничем не примечательный голубенький микрокотёнок удосужится стать символом несчастной любви? Но время расставляет свои акценты, неправда ли? Вот и бумер из "Боевой Машины Вымогателей" превратился в автомобиль солидного бизнесмена. А бригада пацанов просто перестала существовать, уступив место банально-неизбежной любовной драме.

Что ожидали зрители от фильма "Бумер-2"? Раскаяние героя, историю мести, возвращение к любимой женщине, продолжение подвигов? Наверное, всего понемногу. Но вряд ли кто-то ожидал, что продолжение "пацанского" фильма будет замешано на Достоевском, Толстом, и да простят мне классики, чуточку приправлено Пелевиным? В российских фильмах, как мне кажется, обозначилась тенденция - желание вместить в одну картину ВСЁ, начиная от извечных проблем отцов-детей и заканчивая неизменной троицей жизнь-любовь-смерть.
 
Герой, в общем-то не слюнтяй, получивший 15 лет за убийство, жертвует собой, защищая незнакомую девушку. Как последний идиот (простите, Фёдор Михайлович!), Костян Кот милосердно и терпеливо сносит все удары судьбы, в том числе и просто хамское поведение безбашенной Даши. Прожигатель жизни Костян искренне желает остаться жить в глухой русской деревушке. Проявляет просто чудеса русофилии, славянофильства, назовите как угодно. Старики, приютившие Костю, тоже искренне просят его остаться и быть им вместо сына. Вот вам и идея русской соборности, пацанская по-своему.

Картина маслом: Костян, в кожаном старом пальто с пилигримски-прикольной котомкой, обнимает стариков на прощание. Старушка, вечно бурчавшая на него, как выкипающий котелок, умильно кладёт голову на плечо мужа. А Костя, бросив последнее "прощай" неслучившейся любви (которая тоже прописана классически - этакая бедная русская страдалица), меряет шагами непаханные просторы. И - точка - за его спиной взмывают ввысь пестро-белые голуби.

Есть в фильме сложные образы, конечно же, аппелирующие к вечному, но обыгранные современно, в пелевинском духе. Кажущаяся непонятность этих сцен приятна именно из-за нестыковки реальности и вымысла. Вот Костя и Даша в вагоне поезда, они говорят о жизни, любви и смерти, и вдруг зритель видит: проржавевший вагон одиноко стоит посреди огромного поля. Вокруг нет ничего, только неизменный черный Бумер. Они строят планы на будущее, хотят вырваться из этой среды, но обрести свободу можно только потеряв всё, а что это - всё, они не знают. Вагон трогается и едет, как и что привело его в действие - неизвестно, да и неважно. Это, пожалуй, самый красивый и глубокий момент фильма. На полном ходу герои спрыгивают с поезда, и возвращаются в Бумер - в свой привычный мир. Для них единственный выход из этого тупика - смерть.

Даша идет на безумные поступки вовсе не потому, что у неё временами срывает крышу, она подсознательно ищет смерти. Её гибель нам не показывают, а вот со смертью Костяна все-таки переборщили. Крупным планом зрителю показывают тело Кости, рядом с правой рукой лежит автомат, а рядом с левой - тот злополучный микрозверёк, с которым нянчилась Даша. И при всем этом зверёк слезливо-сопливо сучит лапками и поёт свою незатейливую механическую песенку. Зачем это было нужно? В бокал с терпким вином вдруг ни с того ни с сего бухнули ложку сахара...Но что поделать, в каждом из нас живёт эта слёзная струнка, и не задеть её было бы коммерчески неправильно. Хотя, надо отдать должное создателям картины, коммерция в фильме практически отсутствует (если не считать, конечно, мега акцию BMW), но уж не сравнить с "Дозорами".

Вечные темы останутся таковыми, никуда от них не деться. Но, как правильно заметил сам Владимир Вдовиченков, кино - это развлечение. Если это развлечение заставляет зрителя задуматься, значит, это хорошее развлечение, не более того. То, что не сделали актеры, с упехом воплотила совместная работа оператора и режиссёра. Кто бы мог подумать, что наша родная Ростовкая область (где проходили съёмки) - такая серотуманно-прозрачно красивая? Представьте, невесомые летящие нити-паутинки, серебристо колыщутся на стеблях невиданных в урбане растений, и вдруг стрелой пролетает автомобиль, стирая этот зыбкий мираж... или старые-усталые деревенские домики, туманный камыш, близкий холод реки: безмятежное мудрое спокойствие русской природы.

Сага Бригада-Бумер1 завершилась, одной стороны неожиданно, а с другой - так логично, так по-русски. Вот она - загадочная русская душа в её современном воплощении.