Избранное 9. 1, или Волшебные зеркала

Копирайт
Сейчас уже не понимаю, как случилось, что я ввязалась в эту дурацкую игру с авторствованием. Никогда ведь особенно и не любила расточать (ронять) слова, как сад янтарь и цедру *. И всякий раз, когда вставал выбор – сказать слово или промолчать, склонялась ко второму. Если же должна была говорить, старалась обойтись минимальным количеством слов. И вдруг… Бес попутал. Нет, вот так: Логос попутал.
Ладно.

Скандал последних дней.

Если поучаствовать в нем удалось не всем, то полюбопытствовали многие. У меня не было возможности гореть в эпицентре события, приходилось отслеживать его со стороны, и вот что… Я ощутила уже слегка подзабытую сладость молчания. Оно было вынужденным, но я вдруг подумала, что в качестве волеизъявления оказалось бы еще слаще.

Увы, скандал стал звеном в цепочке событий, приведших к сходным мыслям (о благости молчания) и Лару Галль. Она удалила свою авторскую страничку, а следом и Читакину, и Леры Мертенс. Кроме того, что Проза обеднела тремя хорошими авторами, а Копирайт – едва ли не самым преданным и трудолюбивым редактором, кто теперь будет нас критиковать – разумно, благожелательно, а главное грамотно?

И вот тут мне хочется не очень длинно рассказать о Ларе как о критике. Но не своими словами, с вашего позволения, а современного турецкого писателя Орхана Памука.
В его «Черной книге» среди многих забавных, загадочных, затягивающих историй есть и такая.

Когда-то давно-давно в Стамбуле «был открыт притон, самый большой не только в Стамбуле и Турции, но и на Балканах, и на всем Среднем Востоке». За шесть месяцев до этого события хозяин объявил среди художников конкурс – намеревался украсить холл заведения картинами, на которых бы во всей красоте предстала любимая столица. Поучаствовать согласились всего двое. Между противоположными стенами холла, отданными под живопись, натянули плотный занавес, так что каждый из художников не мог проследить, каковы замыслы и их воплощение у соперника.
Через сто восемьдесят дней «…когда хозяин отдернул занавес, разделяющий зал, гости увидели на одной стене огромную панораму Стамбула, а всю противоположную стену занимало зеркало, которое отражало картину, делая ее в отсветах серебра и хрусталя еще прекрасней.
Премия досталась художнику, повесившему зеркало. Посещающие много лет притон клиенты были настолько очарованы изображениями на стенах, получая удовольствие от обоих произведений, что часами ходили между стенами, пытаясь разгадать тайну волшебства, которое они видели.
Несчастная – на первой стене – собака превращалась на второй в хитрую. Оборачиваясь снова к изображению на первой стене, люди замечали, что и там хитрость присутствует, и на этот раз замечали, что животное изображено в тревожном движении. При следующем повороте к зеркалу обнаруживались новые подробности, которые придавали иной смысл движению, и зритель уже переставал что-либо понимать и с трудом сдерживал себя, чтобы не побежать обратно к первой стене.

Если картина на стене техникой рисунка напоминала роспись телеги или ярмарочного театра, то отражение ее вызывало, с одной стороны, ассоциации с мрачными гравюрами, а с другой – напоминало яркие сочные фрески. Большой орел в зеркальном отражении медленно махал крыльями и превращался в легендарную птицу Симург; трещины некрашеных фронтонов старых домов складывались в зеркале в очертания человеческих лиц; отраженные праздничные площади и карусели приходили в движение, меняли краски; нарисованные на картине старые трамваи, конные повозки, минареты, парки, кофейни на набережной становились на противоположной стене знаками совершенно другого мира. Черная книга, которую художник шутливо дал в руки слепому, в зеркале раздваивалась, превращалась в книгу двух смыслов, двух разных сущностей; при возвращении к первой стене она снова становилась единой, но ясно было, что в ней кроется тайна. На первой стене художник изобразил популярную кинозвезду с красными губами, томным взглядом, длинными ресницами: в зеркале она превращалась в обыкновенную полногрудую домохозяйку.
Самое сильное и пугающее впечатление на посетителей производила игра лиц: на полотне художника было изображено очень много людей, и в зеркале лица этих людей среди толпы, заполняющей город, обретали совершенно другой смысл, на них проявлялись знаки неизвестных миров. На картине можно было увидеть озабоченное лицо рядового гражданина или довольного жизнью господина в фетровой шляпе; в зеркале эти лица превращались в карту, тайну, забытую историю. Посетители заведения с замутненными мозгами ходили от картины к зеркалу и обратно и вдруг с радостью начинали понимать, что и они изображены в зеркале, а стало быть, они тоже принадлежат к числу избранных, владеющих тайной.
Много лет спустя … огромное зеркало разбилось вдребезги, со звоном упав на дерущихся посетителей; неизвестно почему возникла драка: то ли из-за женщин, то ли из-за денег. Зеркала не стало; пропала и загадка картины...»

Надеюсь, вы поняли мою мысль: Ларина критика – то же, что это волшебное зеркало.

Ну а теперь – читайте очередную выборку.

С вашего позволения, обойдусь без поздравлений. С каждым новым праздником мне все более и более неприятно наблюдать, как бьется в ажитации обезумевшая, подогретая рекламой толпа.

Всем удачи.

* Цитата из стихотворения Бориса Пастернака
Давай ронять слова,
Как сад - янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва...


Дежурная по Копирайту Шура Борисова


________________________________________

Случилось! Scriptor дал рекомендацию! Две!

1. "карнавальное", Злата Перечная

Копирайт - таким словом, кажется, надо означить текст, чтобы его представили на растерзание. Вот. Означаю.

2. "Грудь моя тень моя", Milla Sinijдrvi

Произведение вполне достойно публичной разделки в Избранном.

________________________________________

Лара Галь, ещё пребывая в некотором заблуждении относительно устройства этого жестокого, несправедливого мира – проза.ру, перед самоблокировкой рекомендовала следующее

3. "Как Мишку разбирали", Леонид Ярмолинский

А я уже было поверила Бастет, что хорошего ничего нету на Прозе)))
ан есть!
Вот и Копирайт бы посмотрел, и убедился. Коротко и запредельно ясно)))

4. "Писатели и литераторы", Зорин Иван Васильевич

так много уже сказано...
позвольте мне просто написать шифр: копирайт
хорошо бы об этом подумать еще многим нам.

________________________________________

Представляет Виктор Винчел

5. "Сыграем в убийцу?", Екатерина Андросова

Ух ты! Аж мурашки по спине побежали. В мрачные игры играют Ваши персонажи…
Пусть Копирайт почитает, да народ обсудит

________________________________________

Давно не знакомились с мнением Виктора Кузовкова – дождались:

6. "Смерть героя", Владимир Титов

А мне вот не смешно. Народ безмолвствует - тем хуже для народа...

Владимир, тут вот журнал "Копирайт" просил своих "орков" рекомендовать тексты, подходяшие к светлому празднику 8 марта. Я подумал, подумал... Вот кажется мне, что этот рассказ очень в тему праздника - революционные такие ассоциации, "розалюксембурговские". :о) Надеюсь, уважаемое издание обратит внимание на данный креатив. В любом случае, мне понравилось. В очередной раз убеждаюсь, что писать Вы можете, иногда даже очень и очень неплохо.

________________________________________

Щедрый на добрые слова Иосиф Лазарев представляет несколько произведений:

7. "СИМОН", Гурам Сванидзе
 
Слушай, ты отлично пишешь! Честно говоря, даже не ожидал,
ведь русский наверное не всегда был твоим родным языком!
Или я ошибаюсь? Во всяком случае, написано лёгким и умным языком.
Никакой вычурности. Стиль чувствуешь на пять с плюсом!

"Жизнь у тебя под носом, а ты ищешь её в книжках Гоги!".
Целый пласт психологии и философии ты поднял в одном небольшом
произведении. Причём сделал это доступно и "читабельно". Молодчина!!!
Только вот, не обижайся дорогой, но концовка невыразительна. Разве ты всё повествование вёл к тому, чтоб поразмышлять о том, могла она умереть или нет? Идея твоя ведь гораздо глубже, она касается того, как невнимательны мы друг к другу. Как зациклены на чём-то своём и раз за разом умудряемся проходить мимо ЦЕЛОГО МИРА, хотя в этом самом мире и живём...
То, что Симон сидит у метро - очень сильная, выразительная,трогательная сцена! Но мне кажется её надо закончить так, чтоб у читателя аж дыхание перехватило. Не хватает всего одной фразы, которая бы била наповал.
 
8. "Пока ты спишь", Джон Гейн

Очень красиво!
Вот такая эротика мне нравится!
Вы умудрились даже кораблям, солнцу
и листьям придать налёт эротичности!

9. "Я тебя люблю!", Татьяна Сатыр
 
Главное, чтобы Разум не забыли пригласить на танец. :)
Он конечно откажется, но ему будет приятно думать,
что его уважают. Тем более, должен же кто-то пьяную
от Счастья душу доставить обратно, в тело,
после небесной вечеринки. :)
 
10. "Эпитафия любимой", Игорь Шуваев

У тебя прекрасное ассоциативное мышление!!!
Продолжай его развивать!
Но больше всего мне понравился твой вкус.
Я б тоже от японочки не отказался... :))))

________________________________________

Ну, наконец-то к нам попал один из самых интересных стилистов прозы.ру Артём Ферье. Его представляет Валь Бастет

11. "Нежный и ласковый звери", Артем Ферье

Артем, настолько лирично и мягко вам удалось показать изнанку мира, что я не могу удержаться и не дать рекомендацию в журнал Копирайт. Блестящая манера писать о грустном с ноткой юмора. Браво. )

________________________________________

После периода молчания Драккен снова с нами:

12. "Пропащие", Радионенков

Читал со значительной долей интереса :) единственное, что могу сказать в "минус" так это то, что кое в каких местах немного натянуты диалоги...а в целом очень недурно :)
С уважением...

________________________________________

Виталий Крылатов, также давно не посещавший сайт, представляет

13. "Кормушка для ангелов", Виктор Кузовков

А почему бы нет?:)

14. "Эпидемия уродств", Григорий Залевский

рекомендую этот экскурс в мир патологизма, пусть народ порадуется что они не такие...

 ________________________________________

Представляет Виктор Ганчар

15. "Ночной гость", Андрей Зац

какая свежая, честная, оригинальная вещица
отлично написано, плотным потоком - подхватывает и несёт
 
16. «Писатель и Облака», Кофешоп Феерический Удод

тут и комментировать нечего, текст сам за себя говорит
читайте!