Манифест Новорусской Культурной Революции

Евгений Рыбаченко
Из России в Израиль эмигрировал малоизвестный музыкальный и литературный критик Евлампий Рыбкин. Можно сказать, совсем не признанный и не понятый российскими читателями. За границей он размещает свои критические опусы на собственном сайте. Впрочем, почти никто на этот сайт не заходит.

Недавно у Евлампия появилась интересная и дерзкая статья, которая заслуживает внимания широкой аудитории. Несомненно, многие выводы у Рыбкина не только спорны, но даже просто сомнительны. Однако внимательный человек всегда сумеет отделить зёрна от плевел.



МАНИФЕСТ НОВОРУССКОЙ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ


Откуда-то доносятся звуки «Ласкового мая». Вздыхаю и думаю: «Вот гадость!» А потом вдруг обрадовался – всё же не «Руки вверх»… хоть не   стошнит…
(Далее сокращения: «Ласковый май» - ЛМ, «Руки вверх» - РВ)


То, что происходит в музыкально-песенном российском движении, напоминает состязание мальчишей-плохишей. Один плохиш говорит: «Я могу очень плохо». Другой отвечает: «А я могу ещё хуже». И отовсюду звучат бездарнейшие плохишные перепевки. Один поёт: «Я могу без голоса». Второй: «А я могу без текста и без смысла». А целая группа плохишей хором поёт, что можно вообще без всего… без мелодии, ритма, смысла и совсем без слуха. Кстати, среди эстрадных плохишей девочек не меньше, чем мальчиков.

Когда феномен тошнотных звуков РВ первый раз резанул ухо, я подумал: «Это недоразумение, случайность, это больше не повторится». Но уже не первый год, с тем же недоумением и теми же позывами продолжаю понимать – да, увы, ЛМ – плохо, но РВ ещё хуже…

Странно, пожалуй, не то, что существуют РВ и им подобные. Это даже хорошо, что есть плохое, на контрасте с отвратительным - заметней бывает приятное. Странно, что плохое, посредственное настолько востребовано. Стало быть, именно настолько развит (или недоразвит) менталитет российской публики. И… страшно подумать, может быть, властные структуры сознательно культивируют посредственное. Кесарю – кесарево, плебеям – плебейское. И… как знать, может быть, это и правильно, и целесообразно.

Ещё Великий Ильич считал, что самым важным для нас (плебеев) искусством является кино. То есть то, что наиболее доступно и популярно (попсово). Продолжает действовать римский лозунг «Хлеба и зрелищ!» Потому и расцвёл когда-то советский кинематограф. И конечно, кроме посредственных, попсовых, заказных кинолент появлялись иногда настоящие шедевры.

Кстати, сейчас российский кинематограф возрождается или перерождается... Новая реинкарнация забытого старого, новое воплощение безвременно ушедшего… Новые фабрики грёз штампуют новые киногрёзы для новых россиян. И это радует, значит, актуальность зрелищ никто не отменил.

Когда эпохальная волна первичного кино немного отхлынула, появилось нечто более доступное, востребованное и повсеместное. После кино - ещё более всепроникающим и, стало быть, попсовым стало телевидение. Жаль, не нашлось подходящего Ильича, который бы определил не проходящую важность телеискусства для нашего народа.

Во многих семьях телевизоры работают непрерывно. И, как ни странно, есть люди, которые сетуют, что им не хватает развлекательных программ. Хотя всё, что телевизионно, уже по сути своей, развлекательно. Вероятно, этих людей раздражают те отдельные места, в которых приходиться над чем-нибудь задумываться. Впрочем, задумываться уже почти и не над чем… а многим и нечем…

Можно отдельно и очень долго рассуждать о зрелищности телесериалов. Но, есть такая поговорка – aut bene, aut nihil – о мертворожденном или хорошо, или ничего… Поэтому и рассуждать не стоит.
Рекламная пауза:
- Новый сорт туалетной бумаги для говняных сериалов! Обращаться к автору публикации! Инструкции по применению бесплатно!
Мыслеформа в тему и по случаю:

доступный всем телеэфир
заполнен массою пахучей,
засериалили весь мир
засериацы плотной кучей

Похоже, что скоро весь русский фольклор заменят рекламные слоганы. Старорусские пословицы и поговорки вышли из употребления. Новорусский народ адекватно реагирует только на цитаты из рекламных роликов.

Поколение, которое родилось и уже сформировалось под звуки рекламного кодирования: пьёт пиво, чистит зубы и жуёт резинку без сахара. Новое поколение слово «любовь» понимает, как устаревший синоним безопасного секса. Вскоре придётся адаптировать для новорусского восприятия литературный и, прежде всего, религиозный текстовой материал. Главный христианский слоган будет звучать, вероятно так:

«Бог это безопасный секс!»

Призрак бродит по России, призрак новорусской культурной революции! Можно предположить, что адаптированный вариант «Отче наш» будет таким:

Типа, наш Пахан, при самых высоких делах.
Да, засветится креативной рекламой, имя Твоё.
Да, приедет на крутой тачке, Паханство Твоё.
Да, будет Конституция Твоя, по понятиям Твоим.
Жвачку без сахара после пива и мяса, подкинь нам.
И оставь нам бабки наши…
…как и мы оставляем пацанов наших.
И не приведи нас к параше…
…но избавь нас от пидоров.

Ещё теплится надежда, что это прозвучало как отъявленное святотатство для многих нормальных людей. Но, точнее будет сказать, пока ещё – для многих…

Потому что очень скоро, сегодняшние многие – окажутся в подавляющем меньшинстве. А те, которые будут вместо них – уже сейчас живут именно такими культурообразующими понятиями…

Исконно русские прачечные переместились в места общественного сортирного пользования. И теперь не только грязное бельё, но даже террористов замачивают в сортирах. На Руси уже почти сто лет так принято – «кто был никем, тот станет всем». Вот и появляются, очень даже высокопоставленные прачки в великодержавных сортирах и что-то там отмачивают...

Так чего же ожидать от тех, кого даже прачки считают плебеями? Сортирно-культурный уровень, вероятно, и определяет музыкальный, литературный, и телевизионный «взлёт» новорусского искусства.

Попса в законе.

Вскоре после выборов, в марте 2004 года, в телевизионной программе «Признаки жизни» Ирину Хакамаду попросили дать музыкально-эстрадную характеристику для переизбранного президента. Хакамада весьма остроумно сказала:

- Попса в законе.

К этому можно добавить, что не только попса, но, вероятно, весь шоу-бизнес в законе. Разумеется, можно продолжить - не только шоу-бизнесмены, но и все предприниматели в законе. И любая властная структура… И сама конституция – основной… закон... И любая мысль хоть законная, хоть незаконная... И дума, как основополагающая мысль... И даже оппозиция хоть бездумная, хоть околодумная... и та в законе.

А так как всюду и у каждого свой закон и свои понятия - живущий не в законе… простой русский народ может слышать только нечленораздельную какофонию. На фоне этого какофонического беспредела самые бездарные попсовые штучки, звучат дивной мелодией безоблачного счастья. И, похоже, чем глупее попса, тем легче она хавается народом. Dura lex - всё в законе...

            Возможно, кто-то подумает, что поп-культура это продукт последних лет цивилизации. Вовсе нет. Испокон веков попса, меняя названия и формы, кочевала из культуры в культуру. А под влиянием времени и всяческих общественных пертурбаций даже умудрялась стать классикой.

Диск-жокеи Древней Греции на оргических вакханалиях крутили шлягеры из «Илиады» и «Одиссеи». А самым раскрученным и попсовым бестселлером последних веков, который известен всем языкам мира, можно считать пророческие библейские изложения. Здесь будет уместен любимый анекдот католикоса всех армян Гарегина I:

Ребёнок показывает на большую книгу, покрытую пылью.
- Мама, правда, что это книга Бога?
- Конечно, Библия это книга Бога.
- Тогда надо вернуть её Богу, мы же никогда её не читаем

Скорее всего, звёзды шоу-бизнеса не догадываются, что стали называться звёздами, благодаря известной Вифлеемской звезде. В рок-опере об этой супер-звезде, англо-поющие сингеры так и поют, а точнее спрашивают:

-… super star – who are you? what are they say you are?

Как ни странно, эта вольнодумная рок-опера звучит с благословения Ватикана. Стало быть, Ватикан перестроился, то есть, резиденцию римского папы, конечно, не перестроили. Просто Ватикан начал жить современно, по понятиям, попсово. И мы имеем не только политиков, но и духовенство в законе. А они имеют нас… то есть, избирателей и прихожан, и нам приходится вкушать их попсовые подношения.

Процитированный англоязычный вопрос следует задать всем известным звёздам. Кто они? В самом ли деле звёзды, или только прикидываются? Может, это просто звёздная болезнь, что-то вроде звёздной сыпи? Излечима ли эта болезнь, или страшнее спида, насколько она заразна, какими путями передаётся, помогают ли презервативы? Вопросов много…

Кстати, политика сейчас это настоящий шоу-бизнес, который постоянно раскручивает телевидение. Всем известно, как раскручена звезда, например, Буша-младшего. И вовсю светит… а жители Ирака даже получили изрядную дозу облучения от его звезды. И не только Буш звездит в законе, и не только в Ираке, и не только в Штатах. Все звёзды звездят, и одна звездит звездатей другой. И живём мы звёздами палимые… и никакие презервативы не помогают.

А всякая звёздная попса уже при жизни становится богоподобной. И можно задать вопрос Ватикану:
- А как же провозглашённый монотеизм? Принципиальное единобожие?
Повсюду в мире несомненный попсовый политеизм. Мы опустились до уровня первобытного многозвёздного богопочитания.

Эпоха палёной водки и палёных звёзд.

Это особенно в России, которая без сомнения переживает настоящую эпоху палёной водки и палёных звёзд. Палёной водкой, никого не удивить, а звёзды удивляют постоянно. Особенно своим количеством и качеством. Даже специальную фабрику открыли. Звёзды прямо с конвейера падают в публику и звездят, и облучают. Их бы нужно помещать в специальные, свинцовые контейнеры, они же звёздочки не доделанные, всё же конвейер, а не ручная сборка.

И чем больше звёзд, тем больше облучения получают россияне, прямо на дому, не отходя от телеэкранов. Такова жизнь, такие звёзды падают в России. Или точнее, поднимаются… на фабричных дрожжах. Звезда упала, жребий брошен.

По этому поводу очень сложный филологический анекдот. Нужно знать два языка, чтобы его понять: латынь и украинский. Хохол учит латынь, читает:

- Alea… хм… як-то!.. est…

Alea jacta est – жребий брошен настолько удачно, что угодил прямо в Россию, которая, как известно, уже давно стала богоизбранной страной. И вскоре на российском небосводе будет самое большое в мире количество богоизбранных звёзд. Там где не удастся взять уровнем жизни, русский народ возьмёт количеством звёзд на душу населения.

Если звёзды зажигают в таком несусветном количестве – значит, это кому-нибудь нужно. Может быть, россиян готовят к мысли, что, чуть ли не каждый из них звезда? И постепенно - каждый шестой станет звездой! Это же стихи – крутой слоган! А пятеро человек будут необходимым звёздным обрамлением для шестого.

Довольно легко можно отследить несомненную деградацию попсы. Если сравнить тексты классических шлягеров Гомера с перлами современных попсистов, то самый завзятый фанат какой-нибудь суперзвезды согласится с некоторым преимуществом в пользу Гомера. Хотя, как знать, может быть и не каждый фанат согласится… Иной фанат может спросить:
- Какого музыкального направления группа "Гомер"?

Интересно, куда может завести цивилизацию эпоха палёных звёзд? Нынешний тинэйджер вряд ли сможет вспомнить даже детский стишок, зато легко исполнит куплетик какого-нибудь рэппера:

- эй, тёлка, fuck, fuck - я крутой, я не мудак,
   тёлка, common, common - клёвый я, а не гандон…

Обнадёживает, что и в золотом веке русской поэзии возникали некоторые филологические несуразности. Так, например, Пушкин вспоминал некоего господина Хвостова:

Но твой затейливый понос
Приятно мне щекочет нос.
Хвостова он напоминает -
Отца "зубастых голубей".
И дух мой снова позывает
Ко испражненью прежний дней.

Трудно было удержаться от желания процитировать такие остроумные и душистые строчки. Впрочем, если начать ворошить теперешних Хвостовых, поднимется вонь, которую невозможно будет выдержать. Именно такой запах исходит с телеэкранов, витает в радиоволнах, столбом поднимается на дискотеках.

Кое-кто может сказать, что в советское время такого не было. Было, господа - бывшие товарищи, точно – было. Просто, не принято было замечать. Депутат Кобзон до сих пор поёт про рагу из рыжиков:

- Был он рыжий, как из рыжиков рагу...

Надо полагать, что у Кобзона аллергия на грибы и никогда он их не видел и не пробовал. Правда, песенку поёт очень вкусно, публика даже облизывается.
Но, может быть, и не от грибов… началось глобально-эпохальное оглупление попсы.

Можно вспомнить примадонну, крёстную маму российской попсятины. Есть анекдот о том, что "Брежнев - мелкий политический деятель в эпоху Аллы Пугачёвой". Не исключено, что с появлением примадонны и началась эпоха палёной водки.

Алла Великая лихо приучила публику к миллиону алых роз. Вряд ли, в этом заслуга Раймонда Паулса, ему прибалту простительно, мог и не понять, для какого текста делает музыку. А после эпохальных роз такое началось... Пушкин бы точно не выдержал, мог ли он подумать, что когда-нибудь начнётся золотой век попсы в законе.

От тех "кто влюблён и всерьёз" совсем недалеко до белых роз обласканного мая. И уже совсем неудивительно, что Пугачёва лично поздравила "Руки вверх" и что-то вручила, на каком-то попсовом конкурсе. Всё в законе - dura lex.

Иногда возникает ностальгия по добротной самодержавной цензуре. Но, может быть это и не оптимальный выход. Вот если бы Кобзон со товарищи придумали бы хороший закон, чтобы за безвкусицу, бессмысленность, тягомотину, пошлятину, плагиат и т. д. - вот если бы, наказывали бы... Может, тогда и сам Кобзон, начал бы задумываться. Стоит ли ему необдуманно открывать рот, мало ли какой грибной запах обдаст публику?

Нужно придумать что-нибудь такое - простенькое, традиционно-средневековое, но не очень жестокое. Не нужно смертной казни или пожизненного заключения. Если кто-то пишет плохие тексты, отрубить ему руку, но не сильно, а так… слегка, чуть-чуть, чтобы неповадно было. Но это, в крайнем случае - полной неисправимости. А по мелочи, можно просто выпороть. Плохо спел – язык… но не целиком, мы же не варвары - совсем немножко, чтобы зажило, но чтобы запомнилось.

И начнётся золотой век гениально-классической российской эстрады...
*04-518