Интересное явление

Михаил Аллилуев
 Россия - страна читающая. Мимо книжного развала не проходит почти никто. Смотрим и выбираем себе пищу духовную. Вот в шикарных целофанированных переплетах (впрочем на неважной бумаге) море разливанное всевозможных "банд", «воров», «ментов», «отморозков» и прочей макулатуры, на скорую руку сработанной отставными операми и следователями, а также членами их семей. Целое явление в нашей жизни: сказать в культуре язык не поворачивается, хотя…?
 Подробности самых невероятных приключений, засад, погонь, с кровавыми душераздирающими и душеугнетающими сценами, выписанными в самых садомазо-хистских подробностях – правда, абсолютно оторванными от жизни, даже от эле-ментарного правдоподобия ради уважения, хотя бы к читателю. Бразильские и мексиканские сериалы – отдыхают! Ну, что там за мелкие страстишки, скука! Вот наши-то на подлинных, низменных инстинктах, да с леденящими душу и сердце подробностями, обрывающими поджилки от смертельного ужаса – вот где страсти! Возглавляющий царство мёртвых Аид, мог бы взять себе эти сочинения в качестве пособия для применения против грешников в аду.
 Читатель переворачивает страницы, чтобы побыстрее прикончить это чтиво, ни сколько не служащее ни уму, ни сердцу, и взяться за следующий опус этого же или другого духовного импотента.
 Впрочем, я не прав. Это доброго, умного, полезного и вечного там не ночевало, не проходило мимо. А злобного, мстительного, низменного, бездуховного и отбивающего всякое стремление самостоятельно мыслить – этого там навалом. Это, что бы там ни говорили, тоже воспитание. Для этого произведения такого пошиба и пишутся и издаются. И пропагандируются, и широко шагают по стране. Слишком широко, к сожалению.
 Какие литературные институты имени Горького готовили этих мастеров литературной поделки, какой кружок при доме пионеров открыл такие интересные курсы «Умелые авторучки»? На какой, интересно, ниве раньше трудились эти «мастера литературы»? Почему они в своих произведениях так безбожно и беспардонно врут? Кому это выгодно – распространять столь низменные идеи, так оболванивать и опускать читателя?
 С авторами этих нетленных произведений чаще всего понятно. Это бывшие работники милиции или прокуратуры, ушедшие на пенсию и решившие подзарабо-тать. Ну, трудно на пенсию прожить! Вот они и выдают «на гора» плод своих фан-тазий «Мусора». А затем, когда аппетит пришел (а с ним и гонорар в несколько тысяч долларов) появятся и «Мусора – 2», и «Мусора-3» и «Мусора, унесенные ветром».
 Из какой медвежьей лапы высасываются сюжеты и подробности этих сказок тоже понятно. Для этого достаточно час-другой посидеть в курилке с операми и на месяц плодотворной работы хватит. Брехни достаточно, фантазии своей прибавим.
 Все авторы, главные герои, их соратники: все на одну колодку – умные, сильные, неунывающие, не испытывающие угрызений совести и нравственных сомне-ний, колебаний. Все в жизни жуиры, сибариты, баловни судьбы. Мыслительный процесс их однозначен и занят конкретными примитивными действиями. Все они из подотдела по очистке города от всякой нечисти, и на этом их человеческая функция закончена.
 Проанализируем, почему это вранье вылилось в такую причудливую форму.
 На наш взгляд, это все нереализованные мечты нищего, затурканого советского милиционера. В жизни его ни в грош не ставили, а в книге он крайне необходим. В жизни он вечно в долгах, зарплата мизерная – в книге он богат, ни в чем не нуждается. В жизни у него не было друзей, всегда окружающие им пользовались или стучали на него: в книге он душа компании, щедр, независим, бескорыстен для друзей. В жизни он ни на шаг не смел отступить от инструкций и приказов – в книге он смел, раскован в действиях и решениях. В жизни его не воспринимали, как привлекательного полового партнера – в книге он неотразимый любовник. В жизни его гоняли за малейший запах спиртного – в книге он наверстывает упущенное, поглощая дорогущий коньяк галлонами, и не отрываясь от службы.
 Одним словом, налицо завершенная картина психиатрического отклонения: комплекс неполноценности личности. Клинический случай! Вот и весь до капельки подлинный источник вдохновения этой когорты, заполонившей наши книжные развалы. Авторы обилие этого чтива объясняют очень просто – спросом.
 Я не хочу оказаться «весь в белом», но полагаю, что читать эту макулатуру влечет все тот же диагноз. Это болезнь, это нездоровье – вникать в эту лабуду, прячась от реальной жизни, прожигая часы своего сознания на бредовые галюцинации спятившего мента. Впрочем, такие симптомы известны и у серьезных журналистов – ну, почитайте, к примеру, «Записки вашего современника» Ярослава Голованова в толстушке «Комсомольской правды». Тот же жуир и сибарит, стремящийся на халяву покутить, только среди ученых и космонавтов. Вот не верю, что в описываемые времена это был столь циничный и беспринципный пройдоха. Это он из сегодняшнего дня дает такие оценки, а в те то времена знал свой шесток.
 Столь широкое распространение этого интересного явления меня не смущает. Массовый психоз не перестает быть психозом, если он носит массовый характер.
 Вся история коммунистической державы лишь подтверждает, что из «человеческого материала» умышленно делали вот таких неполноценных граждан, без подлинного чувства собственного достоинства, без уверенности в будущем страны и своего государства. Провозглашалось, что лес рубят, щепки - летят (это ты и я щепка, не ветка, не бревно!), незаменимых у нас нет (тебя в расход, меня на должность, меня в расход, его на должность). Сколько у нас погибло во Второй миро-вой войне? Сталин сказал – 7,5 миллиона, Хрущев сказал – 20 миллионов, Горба-чев сказал – 27,3 миллиона. Десятки миллионов человеческих жизней туда, сюда: несущественно! Несущественно для большевиков! Какое кощунство!
 Вот в этой обстановке и вырос и стал востребован психически нездоровый писатель для психически нездорового читателя.
 Но сейчас-то время их кончилось, развивайся свободно! Процесс этого развития не скорый. Хорошей современной, думающей и уважающей читателя литературы немного, а из старой - многое устарело, утратило актуальность, потускнел стиль. Да и ремесленники «ментов» еще финансово царят. Но свобода выбора есть и принадлежит тебе, читатель. Задумайся и над тем, кому выгодна такая литература?
 Распространение такого вида фильмов и литературы выгодно мировой массовой культуре, поддерживаемой и направляемой идеологией и финансами страны, целенаправленно и настойчиво стремящейся к мировому господству, к созданию однополярного мира со столицей в Нью-Йорке.
 Серьезные, думающие и самостоятельные личности, не работающие на них, самодостаточные общества и государства им не нужны: это элементарные правила конкуренции. С конкурентами они готовы разобраться жестко и цинично. Пока их устраивает, что мы привыкли, и жизни не представляем без Кока-Колы, чипсов и гамбургеров, без новостей, слизанных нашими журналистами с Си Эн Эн (своих мозгов и профессионализма не хватает). Мы с надеждой и, слава Богу, с опаской ожидаем, когда последний и крупнейший, а главное, работающий автозавод, нако-нец скупит по дешевке благодетель «Дженерал моторс». Им поперек горла встает наша старенькая и раздолбанная, но еще работающая станция «Мир». Это же все так очевидно, что не вызывает сомнений в истинности небескорыстных амери-канских устремлений! Если ты не хочешь быть плебеем при американских пат-рициях, не желаешь, чтобы твоя страна стала выгребной ямой для слива сюда убо-гих и оглупляющих потоков мыльных опер, нескончаемых фантастических пусто-головых триллеров, оболванивающих и озлобляющих ужастиков, не желаешь на-ходить отдушину и отраду в литературных опусах психически неполноценных лю-дей, то ты уже осознал себя, уже начинаешь уважать. К этому и направлено мое послание. Скажи себе сам, что для человека, способного думать самостоятельно, рассматривание и чтение этих болезненных излияний – недостойно. Им место в историях болезни для подтверждения диагноза.
 Будь здоров, читатель!
М.Аллилуев