Бриллиантовые дети

Сибирячка Татьяна Муратова
Звонит телефон. Я не могу оторвать голову от подушки, не могу проснуться и не проснуться. Но телефон звонит и звонит. Тяну руку к тумбочке и хватаю, еще в полусне, падающую трубку.

-Почему вы ещё дома? Что за дела? Мы все вас ждём, ждём, а вас нет. Быстро ловите такси и к нам. Мы пока без вас сказку разыграем, - взволнованный голос Елены очень быстро приводит меня в чувство.

Какой сон, какая головная боль, какой трудный день годовых отчетов. Сегодня – пятница, мои «бриллиантовые» ученики ждут меня, а я сплю. Непорядок! Хотела всего лишь одну секундочку передохнуть в обед, а сама заснула! Бегу в ванную, умываюсь, переодеваюсь, жую на ходу, подкрашиваюсь, хватаю приготовленную с вечера швейцарскую сумку с заданиями и бегу на площадь. Это совсем неважно, что моей зарплаты в учебно-производственном комбинате хватит только на четыре такси. Они меня ждут!

Вот и УПК. В здании тишина, будто и нет там никаких учеников.
-Может, их и вправду нет, а звонок мне приснился, - думаю я, распахивая двери кабинета,
и сразу вижу, что ошибаюсь. Мои «бриллиантовые» сидят за партами, усиленно читают какой-то текст, чуть слышно перелистывая страницы.
Я виновата сегодня, я опоздала, поэтому научные тексты заменяются игровыми. Мы начинаем со стихов. Заданное мною стихотворение Михаила Дудина перевели на английский язык не все девятнадцать, всего шестеро. Читаем.

После стихов – обсуждение ситуации. Предложенная картина проста: если вы сидите в лодке посреди Байкала, а ваш друг после еды бросает остатки пищи и пакеты в озеро, что вы ему скажете:
А) не заметите, ведь это ваш друг, вы не хотите с ним спорить.
Б) сделаете так же, как и он, ведь Байкал большой, что там мелкий мусор для него.
В) укажите своему другу на его неправильные действия и попытаетесь достать мусор из воды, чтобы увезти с собой.

Мои такие правильные ученики один за другим на отличном английском, используя разные наработанные выражения, выбирают третий вариант, пока очередь не доходит до Жени Смородниковой. Она нудно начинает заготовленные фразы и вдруг взрывается:
- Татьяна Антоновна, ведь это же неправда! Они все говорят неправду!
Я вступаю в разговор, всеми силами пытаясь соблюдать лишь одно условие: разговор должен состояться на английском.
Женя жестикулирует руками, говорит о том, что все присутствующие на уроке не раз с родителями были на отдыхе, и мало кто из них поступал так, как сейчас говорит. Я яростно спорю с Женей, ухватившись за её замечание – не все. Класс сначала притихает, все смотрят на меня с испугом, ведь Женя позволила себе непозволительную выходку, спор с учителем. Если бы они знали, как я рада этому внезапно прорвавшемуся потоку! Они живые, мои милые десятиклашки, они не роботы в поисках своей заветной пятерки! Мало помалу в разговор втягивается весь класс. Но страх еще живет внутри них, и Юля просит меня:
-Пожалуйста, не ставьте Жене двойку, ведь ей так важно иметь все пятерки, она на золотую медаль идёт.
-Юлечка, у нас дополнительное образование, у нас творческий урок, если Женя смогла так эмоционально высказать всё, что думает по этому поводу, это можно лишь приветствовать. А за выступление она получает свою законную пятерку, так как она не только спорила, но успела ещё нам преподнести в споре несколько очень интересных фраз.
И я прошу Женю уже на доске написать понравившиеся мне обороты речи. Все дружно переписывают.
 
А на понедельник, который очень тяжёл как для меня (полный рабочий день), так и для ребят (наш урок седьмой!), я готовлю книжки-раскраски, и все мои умные дети с удовольствием рисуют карандашами и фломастерами американский завод-площадку по переработке мусора, незаметно для себя читая надписи-названия, повторяя и заучивая их, не отрываясь от самого безобидного детского занятия…
1998

А в прошлом году, закончив университет, Лена Трифонова спросила меня, как же так, они приходили на урок замотанные, после трёх основных уроков в школе, после трёх дополнительных в УПК по фонетике и грамматике английского языка, а уходили домой полные сил и желания заниматься дальше. И тексты были сложнейшие, слова новые, темы трудные.
Я смеялась, отвечая:
-Вы же не обычные дети, вы же «бриллиантовые»!
2006

Именно с письма Жени Смородниковой, тогда ещё студентки новосибирского университета, к своей маме, где она просила северобайкальцев подняться на митинг против строительства нефтепровода на Байкале, у нас в городе началось движение за проведение митинга "Сияй, радуга над Байкалом!". Ещё один из моих учеников, Сергей Коковин,  был в инициативной группе проведения митинга 29 апреля 2006 года в Томске: "Решениям Президента - законную силу". Я горжусь своими учениками.

Татьяна Муратова
2011