Для чего нужен возраст непослушания?

Анна и Петр Владимирские
У нас, стоит ребенку родиться, как его тут же начинают воспитывать, воспитывать, воспитывать... Просто ужас какой-то! Правда, есть некоторые ученые, которые считают, что только что, ну секунду назад родившегося ребенка воспитывать уже поздно. Раньше надо было думать. Пока он девять месяцев сидел в животе у мамы и буквально ничем не занимался. Строго говоря – дурака валял. Вот еще тогда, говорят эти некоторые, в животе, и нужно было начинать воспитание.
Мысль эта не нова. Еще Наполеон предлагал начинать воспитание за двадцать один год до рождения ребенка. Как это? А научив его бабушку тому, как научить ее дочь быть настоящей матерью. Никто, надо сказать, этим советом не пользуется...
Зато у японцев есть такая традиция: у них раннее детство, до 6-7 лет, считается возрастом Непослушания. Делай себе что хочешь, устраивай любые шалости, родители тебе слова не скажут.
Один наш знакомый, переводчик японского языка, пришел однажды в гости к своим друзьям в японском городе Киото. Друзья радушно его встретили, как это принято в Японии. Переводчик пришел не с пустыми руками, а с банкой малинового варенья к чаю, как это принято у нас.
Маленький сын хозяев, симпатичный мальчуган четырех лет, шалил и хулиганил как хотел, что называется, от души. Сначала он перепачкался в варенье весь и стал липкий, как застежка-липучка. Не успел переводчик подумать: «Веселый мальчик», – как этот мальчик взобрался к нему на колени. Своими липкими ручонками он весело-превесело принялся теребить пиджак нашего бедного знакомого. На пиджаке был приколот красивый значок «Мастер спорта».
Когда пиджак и «Мастер спорта» покрылись слоем малинового варенья, в руках у маленького самурая вдруг появились большие портняжные ножницы. Гость затаил дыхание и зажмурился. Дело в том, что родители мальчика лишь радостно улыбались, глядя, как балуется их дитя, так что помощи от них ждать было нечего. Мальчик с веселым криком отрезал половину галстука, спрыгнул с гостя и умчался, унося с собой трофей хулиганских действий.
Улыбающаяся, счастливая мама-японка тут же с многочисленными поклонами и бесконечными извинениями вынесла пострадавшему переводчику новый, красивее прежнего галстук. А пиджак попросила снять, унесла куда-то и к концу вечера вернула в первоначальном, чистом виде.
Пока мама занималась чисткой пиджака, папа объяснил гостю, приехавшему из страны, где детей начинают воспитывать прямо с рождения, что в Японии:
– дети только в раннем детстве могут себе позволить любую шалость;
– взрослые должны снисходительно к этому относиться;
– старшие дети терпят от младших любые их проказы, потому что у них было такое же счастливое детство.
Но наступает день, когда с беззаботным Непослушанием малыши прощаются навсегда. Эти дни становятся шумными и веселыми детскими праздниками. Детям дарят самые лучшие подарки: мальчикам – машинки, роботов, компьютерные игры. Девочкам – кукол с роскошной одеждой, мягкие пушистые игрушки. С этого дня дети начинают вести себя так, как того требуют приличия. Они изучают эти приличия и соблюдают их. Не знать или не выполнить какое-то традиционное правило для маленького японца так же стыдно, как для нашего старшеклассника забыть таблицу умножения.
Но не спешите, дорогие наши читатели, хватать ножницы и давать их своим детям, чтобы они могли стричь галстуки. Слушайте дальше. Эта замечательная традиция – возраст Непослушания – есть не только у японцев, а например, и в племенах бушменов. Загляните в Африку хоть краешком глаза, и вы увидите, что маленький карапуз лупит (балуясь, конечно) взрослого дядю, а стоящие рядом соплеменники умиленно улыбаются. И сам дядя тоже. Правда, стоит маленькому бушменчику замахнуться на такого же кроху, как их подхватывают и разносят в разные стороны, от греха подальше. Взрослые бушмены охотно и даже с радостью будут терпеть от маленьких детей любые пакости. Но от подростка не потерпят малейшего намека на непослушание.
Теперь об индейцах поговорим. В детском возрасте они, представьте себе, так же шалят и хулиганят, как японцы и бушмены. Но постепенно маленький шалун превращается в зоркого охотника и бесстрашного воина. Возраст Непослушания у индейского мальчика кончается тогда, когда он может носить оружие и пользоваться им. С этой минуты он уже не ребенок, а воин.
Кстати, что это мы все о мальчиках да о воинах, скажем несколько слов и о девочках. У некоторых африканских племен девочки – старшие сестры, ухаживающие за младшими детьми в семье, – знаете как называются? Маленькие мамы. Быть маленькой мамой не так просто, как в куклы играть. Она не имеет права заиграться и забыть о братике или сестренке. Чтобы малыш не причинил себе вреда, маленькая мама (как, впрочем, и большая) должна заранее убрать подальше все острое, царапучее и несъедобное.
Откуда же она появилась, эта мудрая традиция – возраст Непослушания? А вот откуда. Люди всегда знали, что в каждом человеке живет некоторый, что ли, бесенок, разбойник и хулиган. Одним словом, плохиш. И если смолоду не дать ему отхулиганить, всласть нарезав галстуков, то во взрослом человеке он может проявить себя в какой-нибудь самый неподходящий момент. Прислушайтесь к себе, дорогие наши, закройте глаза, и вы почувствуете: вот он, разбойник. Есть. Сидит и дожидается.
Кроме того, возраст Непослушания нужен для того, чтобы упредить, ослабить первые возрастные кризисы, самые для ребенка и родителей мучительные.
Чаще всего после трех лет ребенок ненадолго становится совершенно неузнаваемым. В ответ на простую просьбу вы получаете целое представление, незапланированный спектакль в театре одного маленького актера. Малыш может захотеть ходить в одном ботиночке, не одевая второй. Может попросить яблоко и тут же отказаться от него. На грозный возглас «Закрой кран!» или «Вынь карандаш изо рта!» может открыть кран еще сильнее, засунуть карандаш еще глубже. И не дай Бог, если ребенок вздумает менять направление привычных прогулок, пытаясь «потеряться». А что плохого, с точки зрения ребенка, в том, чтобы бегать? Ведь это так приятно, так здорово! Бегать в магазине, лавируя между полками, или в незнакомом дворе – это же ужасно интересно! А мама почему-то сердится и ругает мальчика, вместо того, чтобы порадоваться и побегать вместе с ним...
Что это – болезнь? Отвратительный характер, доставшийся в наследство от бабушки мужа? Вряд ли. Развлечение? Попытки проверить взрослых «на излом», тест на чувство юмора и терпение? Уже ближе. Кризис развития? Правильно, дорогая наша мама-читательница! Именно возрастной кризис, вернее, один из первых – будут еще, не сомневайтесь... Как и у вас были.
Ваш малыш растет и осознает себя, свое «я», воспринимает себя уже отдельно от окружающего. Начинает понимать, что может что-то сделать сам и насколько это здорово. Ведь до сих пор он не выбирал, за него выбирали: поведение – природные инстинкты и рефлексы, а обстановку, еду, игрушки – вы, его родители-воспитатели. И вот, ощутив свою способность выбирать, что-то принять, а что-то – нет, ребенок начинает экспериментировать. Он хочет почувствовать некие люфты, зазоры между «надо» и «хочется», «можно» и «нельзя». А если сегодня нельзя, а по воскресеньям – «льзя»? А вечером? А если никто не видит?..
Ваш ребенок начинает осознавать, какой огромный и интересный мир его окружает. До сих пор всякий раз, когда вы его звали, он охотно отвлекался от своих, но теперь он постоянно занят изучением окружающего мира. Жажда познания и открывшиеся новые возможности толкают малыша на бесконечное количество экспериментов. У него еще нет наших взрослых знаний о мире и его опасностях, об обществе и его ограничениях. Он еще только начинает их приобретать, сталкиваясь с реакцией взрослых на собственные действия. Поэтому ребенок пробует все возможные варианты поведения. Речь идет не только о физическом восприятии. Мир эмоций и чувств так же открывается перед малышом в это время и надолго, порой на всю жизнь, определенные внутренние переживания, эмоции связываются с конкретными реакциями родителей.
Для того, чтобы осознанно слушаться и говорить «Да», взрослеющее существо должно насладиться возможностью непослушания и попробовать на вкус слово «Нет». Если его ограничить в этой возможности, волевое поведение не сформируется и, как и все нерешенные проблемы, может тянуться за ним до взрослого возраста, приводя к инфантильности или всплескам необоснованной агрессивности. Все это необязательно, конечно, но возможно. Поэтому важно понять, что «провокации» трехлетнего ребенка – это не злостное асоциальное поведение, это естественное проявление нормального развития ребенка. Другое дело – как обходиться в быту с этими проявлениями, которые подчас бывают изнурительными для всех окружающих?
1. Прежде всего не впадать в панику, учитывая все вышесказанное.
2. Не поддаваться на «провокации» ребенка. Дать время ему и себе, выждать.
3. Не пытаться настаивать жестко на том, чтобы требование родителей всегда соблюдалось. Если случай позволяет, можно и пропустить эпизод непослушания.
4. Перевести по возможности острую ситуацию в игровую – например, начать вести себя парадоксально: вместо ложки дать ему вилку, вместо носка – майку, вместо книжки – мячик и т.д. Можно прокомментировать это в духе "праздника непослушания" – как приятно, например, делать не то, о чем просят, а то, что хочешь.
5. Попробовать вести себя с ребенком по принципу «наоборот», побуждать его к тому или иному действию "от противного". Если вы хотите, чтобы он поел, скажите ему, поставив перед ним тарелку с супом: "Только не ешь ни в коем случае!". Если вы видите, что он «застрял» на пути к ванной, опередите его, сказав: «Не умываться же ты идешь!»
Но не принимайте этого последнего совета за абсолютное руководство к действию. Как правило, девочки поддаются на такие уловки легче, чем мальчики. Обидчивые, впечатлительные дети могут реагировать чрезмерно эмоционально, доходя до слез – в этом случае тоже взрослым лучше не увлекаться педагогическим экспериментированием.
Имейте в виду, что есть несколько областей, где важно однозначно настоять на своем, даже при необходимости применить наказание – это все, что связано с безопасностью ребенка (острые предметы, лифт, высокая кровать, эскалатор и пр.).
Период непослушания – закономерный и необходимый этап развития личности. Именно в это время у детей начинает формироваться воля. Они уже не нуждаются в ежесекундной опеке взрослых, их физическое и умственное развитие, овладение речью дают им новую степень свободы. Поэтому, чтобы не наломать дров, следует гармонично сочетать дисциплину и любовь.
Ведь мы живем рядом всю жизнь...
Как мы при этом терпим другу друга? Загадка!
Наверное, любим. Иначе как объяснить феномен жизни на Земле?..

***

Это был отрывок из нашей книги "Ты плохо себя ведешь! Секреты воспитакния детей и родителей"