Другая История

Катрин Решилла
Наверняка Вы часто задумывались над тем, что могло бы быть, если бы в один ключевой момент было принято другое решение или судьба распорядилась бы иначе. Что было бы в той, другой жизни, точка отсчета которой была у вас «в руках»? Как повернулась бы ваша жизнь, если бы вы поступили в тот институт, который нравился вашим родителям, что было бы, если бы в один прекрасный миг вы не увидели «эти глаза напротив» или открытую крышку канализационного колодца в зимний гололед? Я тоже часто размышляю над этим: над собой в частности и над жизнью в целом. И мне интересно, как повернулась бы история России, если бы в 1860 году 17-летний цесаревич Николай не упал с лошади.

Великий Князь и Наследник Российского престола Николай Александрович(1843 – 1865), старший сын Императора Александра 2 и Марии Александровны (ур. Вильгельмины принцессы Гессен - Дармштадтской ), скончался в раннем возрасте от болезни в Ницце.

Была еще одна версия о начале болезни молодого цесаревича, как будто во время детской драки с двоюродными братьями он сильно ударился спиной о мраморный угол мебели. Но вполне вероятно, что оба события имели место быть и усугубить последствия предыдущего. Русскими врачами был поставлен диагноз – ревматизм. Но разве это могло насторожить молодого, жизнерадостного Великого Князя? Жизнь продолжала кипеть вокруг Николая, болезнь не проявляла себя, но назревала изнутри. После несчастного случая он только два раз испытывал боль в спине. Так или иначе на это не обратили должного внимания, и цесаревич продолжал вести насыщенный образ жизни Наследника Российского престола, участвуя в многочисленных приемах и посещениях. Однажды в сентябре 1864 года боль проявилась сильнейшим образом, но отдохнуть как следует он не смог и на следующий день с утра и до вечера пришлось сопровождать отца верхом на военные маневры в Потсдам. После чего был устроен большой прием и спектакль. Такой насыщенный день очень утомил Николая. Но он с раннего детства научился владеть собой, часто его выдержка просто поражала! Очевидцы констатировали, что Николай Александрович унаследовал от своих августейших родителей физическую красоту и представительность: благородство, радушие и доброту отца – «Царя Освободителя» и изящность, культуру, живой ум матери.
Учебная программа была настолько насыщена, что сегодня с ней не согласились бы ни дети, ни родители, но тогда этого требовали обычаи.
Его учители – Гончаров, Гроте, Буслаев, Баперт, Стасюлевич, Драгомиров, Соловьев дивились его способностям и успехам, а последний говорил: «Если бы мне удалось, хоть раз за десять лет подготовить студента, равного по развитию Великому Князю Николаю Александровичу, я считал бы, что я исполнил свою профессорскую задачу».
Наследник Николай отличался рассудительностью, необычайной памятью, культурой и диалектикой, горячился Князь крайне редко только тогда, когда обсуждая излюбленные темы в тесном дружеском кругу, он сталкивался с оппонентом, но и тогда все поражались силе его аргументов.
Его настроение, рассуждения, мысли с каждым днем созревали и не были присущи 20-тилетнему молодому человеку.
 «Такое необычайное развитие меня беспокоит, - говорил граф Строганов. – Это не свойственно такому молодому человеку. Такая умственная деятельность мне даже кажется болезненной». «Да, - отвечал Чичерин, - он всех нас превосходит. Ежели он обладал бы вдобавок нашим опытом и начитанностью, он был бы гением».
Но не только умственное развитие ВК отличало старшего сына Императора, но и душевные качества, которые лично для него были важнее образованности. Когда перед ним говорили о человеке, которого он не знал, первый его вопрос был: «Хороший ли он человек? Какие у него душевные качества?» Однажды один из присутствующих ответил, что на этот вопрос не легко ответить и можно запросто ошибиться, а ВК сказал, что только этот вопрос его и интересует: к чему человеку быть образованным, умным, ловким, ежели у него нехорошая душа?
Сердце прекрасного Наследника Николая принадлежало очаровательной девушке, и отправляясь в путешествие по Европе, ему не терпелось увидеться со своей возлюбленной - датской принцессой Дагмарой.
«Увидев принцессу Дагмару, - пишет Федор Оом, член свиты, - я тотчас узнал молодую девушку, фотография которой всегда была при Великом Князе и которую он мне показывал. Она была в цвете своих шестнадцати лет. Одета была простейшим образом: в легоньком и светлом летнем платье и черном фартушке. Прическа тоже была не изысканной – гладкие волосы, зачесанные в прическу и собраны в сеточку. Тонкий и изящный стан, маленькая выразительная головка: глубокий взгляд одновременно добрый и ласковый».
 Однажды, прогуливаясь в Долине Цветов, опираясь на трость и на руку спутника, Николай вдруг сказал ему: «Вы, верное, удивляетесь, почему я так мало говорю о моей невесте. А ведь вы знаете, как я ее люблю. Но это слишком интимные чувства… Малейший разговор о ней может меня задеть…».

Великий Князь горячо любил свою Родину и восхищался ею. Вернувшись в 1864 году в Петербург из трехлетнего путешествия по России, полный восторга от увиденного, он готовился отправиться за границы Российской Империи. Накануне отъезда, любуясь морем, лесом и виднеющимся вдали Кронштадтом с балкона виллы в парке Александрия в Петергофе, 20-тилетний Князь сказал одному приближенному: «Если я за границей увижу хоть один такой прелестный вид, то вернусь вполне удовлетворенным».
Посещая страну, ВК всегда старался быть в курсе ее главных вопросов.
Например, в Милане принц Гумберт Сардинский очень любезно принял Николая со свитой, а вечером на ужине произошел следующий анекдот: молодой русский Князь просит итальянского принца рассказать ему об организации некоторых судов страны. На что принц Гумберт отвечал: «Вы меня спрашиваете о вещах, о которых я не имею никакого понятия. У вас – в монархических странах князья обязаны знать закон и учреждения. У нас – при парламентском режиме, это дело Палат, а не наше». Как можно более кратко описать два характера и две политические системы?
А Турине в честь Цесаревича был устроен большой обед, после которого завязались разговоры и молодой очаровательный Князь всех поражал своим умением вести разговор с министрами и высокопоставленными лицами. Генерал де ля Мармора заметил одному из членов свиты: «Надо отдать должное ВК – он превосходный молодой человек. Вы наверное, им очень гордитесь». А король Виктор-Эммануил не касался ни одного серьезного вопроса и говорил только об охоте, впрочем весьма опытно. А на вопросы об остальном он прикладывал ладонь ребром к горлу и говорил: «Мне вот как!»
По прибытии в Венецию Цесаревич провел две недели, посещая музеи, церкви, театры, разъезжая по окрестностям, насыщая свою любознательность, не смотря на тревожные и болезненные отголоски детской травмы.

Ницца и болезнь.

После долгих поездок и множества впечатлений, он смог наконец встретиться с матерью, которая проживала вместе со свитой на вилле Бермон в Ницце, и поселился на втором этаже виллы Дисбах.
Но отдых был недолог, так как его ждали во Флоренции, и уже через неделю ВК оправился туда. Когда поезд уже подходил к вокзалу, ВК вдруг почувствовал сильнейшую боль в спине. Сгорбленный и поддерживаемый двумя спутниками он с трудом вышел из купе и поехал в гостиницу. Это было началом ужасных страданий, которые уже за редким исключением не прекращались. Но на следующий день, благодаря воспитанной в себе выдержке, ВК захотел осмотреть картинную галерею и коллекцию двора Питти. После этого ему пришлось слечь на все оставшиеся шесть недель флорентийского пребывания. У него болел позвоночник и появилась большая опухоль. Врачи определили нарыв в спинных мышцах.
1 января 1865 года ВК со свитой возвращаются из Флоренции в Ниццу. Больной страдал меньше, однако силы не возвращались к нему, и он жил постоянно опасаясь, что боль возобновится. Передвигался он только в согнутом положении, а доктора прописывали только массаж утверждая, что болезнь – ни что иное как упорный ревматизм.
Каждый день ВК совершал длинную прогулку в коляске вместе с матерью. Соседи и прохожие умилялись такой нежной любви матери и сына. Императрица не подавала вида о своем беспокойстве, а Наследник старался быть веселым и полным надежды, хотя подозревал о серьезности своего заболевания. Французские врачи, тщательно осмотревшие Наследника, Нелатон и Рейер, утверждали, что паровые бани и воды в Баньер-де-Люшон окончательно вылечат Николая. Сразу же после их заявления газета «Русский Инвалид» напечатала ободряющее коммюнике, но оно было скорее для успокоения общественного мнения и не отражало атмосферу ближайшего окружения ВК. Однако это оптимистичное мнение не разделял профессор Бурчи, который лечил Наследника во Флоренции несколько недель назад. Он объяснял боль заболеванием спинного мозга. Но к его мнению не прислушались и начали водные и паровые процедуры, которые ускорили внутреннее созревание нарыва, который дошел до спинного мозга и вскоре заражение дошло и до мозга головы. Тошноту и головные боли французские медики списывали на «легкие приступы малярии, постоянной, но неопасной болезни этой страны. И ничем другим».
В Санкт-Петербурге Император не терял надежды, но чтение прогноза профессора Бурчи сильно подействовало на Государя, и он передал его доктору Здекауэру, который объявил свое согласие с Бурчи.

В марте состояние Наследника еще более ухудшилось. Он переехал с виллы Дисбах, окна которой выходили на море на виллу Бермон, так как шум волн мешал ему спать. Но он проявлял все ту же стойкость и 13 марта присутствовал на празднике егерей императорской гвардии и раздавал призы – пять золотых часов унтер-офицерам и солдатам. Никто не обратил внимания, что он не выходил из коляски, и никто не посочувствовал Наследнику, стойко переносящему невыносимые боли. Тем более, что накануне в «Журналь де Нис» вышла заметка о том, что здоровье молодого Наследника совершенно поправилось под влиянием ниццкого климата.
Так без видимого улучшения, но и без ухудшения прошел месяц.
Но вдруг 16-го апреля Цесаревичу резко становится хуже: поднимается жар, он жалуется на большую усталость и муть в глазах. Прогноз доктора Бурчи трагически оправдывается. Пока еще скрывали правду от Императрицы, но Императору послали телеграмму.
В день Пасхи Наследник не смог принять поздравления, а ночью у него случился приступ, после которого на несколько часов потеряла чувствительность правая сторона. Все ожидали приезда Императора Александра 2. Императрица не отходила от сына, ей наконец все стало ясно: Stabat mater dolorosa … По совету матери Николай все-таки нашел в себе силы и причастится Святых Таинств. Спокойствие, вера и тихое мужество, при которых он воспринял судьбу, до такой степени поразили священника, что ему трудно было исполнить обряд. «Этот молодой человек - святой», - непрестанно повторял он.
Население Ниццы толпами окружало молчаливую и опечаленную виллу Бермон.
21-го апреля вместе с доктором Здекауэром в Ниццу приехал Великий Князь Александр Александрович. А на следующий день на вокзале огромная молчаливая толпа встретила прибывшего Императора. Ему сразу сказали, что состояние Наследника безнадежное.
Тогда же приехала и невеста ВК Николая - принцесса Дагмара Датская с матерью и сопровождением.
Больной почти все время дремал, но малейший шум его будил, его голова оставалась ясной и при полной памяти. Объявить Николаю о приезде отца решила сама Императрица. От прикосновения ее руки он проснулся и принялся целовать ее пальцы, а потом, посмотрев на мать произнес: «Бедная Ма, что с тобой будет без твоего Ники?» Этим он впервые показал, что знает о своем состоянии. «Друг мой, почему такие мрачные мысли? Знаешь, что сегодня тебя ожидает большая радость?» - спросила Императрица. «Ах! Я так и думал, что Па приедет, а теперь я знаю, что он приехал!» - воскликнул Наследник. Услышав эти слова, Император вышел из-за ширмы, подбежал к постели сына, бросился на колени и стал целовать ему руки, сдерживая слезы. Картина была настолько сильная, что многим пришлось покинуть покои, чтобы не разрыдаться.
Император хоть и воспитывал своих сыновей иногда слишком строго, а особенно Наследника, но это было не так уж и плохо, судя по результатам. Но теперь он хотел, чтобы сын помнил только любовь и ласку.
Чуть позже вошла взволнованная принцесса Дагмара, взглянув на нее, ВК сказал матери: «Какая она прелестная, не правда ли?» Крайне волнуясь, но умев сдержать себя, юная принцесса ухаживала за больным, держала его за руку беспрестанно молясь про себя. А Николай, молча держал в одной руке руку Дагмары, а в другой любимого брата Александра и тихо улыбался, как бы о чем-то мечтая…

Спустя время принцесса Дагмара Датская станет женой Александра 3 и Императрицей Марией Федоровной, матерью трагически и мученически погибшего в подвалах Ипатьевского дома в Екатеринбурге в июле 1918 года Николая 2.


Последние часы

24 апреля началась агония старшего сына Императора, Наследника Российского престола, очаровательного и почти гениального Великого Князя Николая Александровича. Все члены императорской фамилии, находящиеся в Ницце, врачи, прислуга, свита, близкие и друзья собрались в комнате.
При третьем прочтении молитвы «На исход» душа Николая отошла.
Сам Государь закрыл сыну глаза и с помощью сыновей убрал Николая, и положил его в гроб.
Император Наполеон 3 объявил траур при дворе, прибывшие русские офицеры стояли на карауле с крепом на саблях, по всему городу вывесили траурные флаги, а на кораблях в Ницце и Вильфранше - приспустили.
«Скончалась молодость, красота, первая зарождающаяся любовь…молодой Наследник олицетворял надежду в будущее многомиллионного народа. Он олицетворял благородство, доброту, добродушие, дух правды и справедливости. Он был символом всего того, что нам дорого и свято на этой земле… » - Выражая всеобщее мнение, написал тогда историк Стасюлевич.
26 апреля вечером при свете факелов тело было перенесено для отпевания в русскую церковь на улицу Лоншан. Государь, сыновья, генерал – адъютанты и члены свиты лично несли гроб из комнаты покойного до колесницы – по русскому обычаю.
27 числа после утренней панихиды священник прочел императорский манифест, в котором объявлено, что отныне ВК Александра Александровича должно величать ВК и Наследником.
28 апреля на военном фрегате «Александр Невский» гроб с телом цесаревича был отправлен в Петербург.
Примечательно, что за несколько недель до смерти, когда спутники ВК пришли на завтрак, они увидели его стоящим у окна в задумчивости. Когда граф Строганов поздоровался с ним, он вздрогнул, как бы очнувшись от сна:
- Мне показалось, что я нахожусь на «Александре Невском», и что везет он меня в дальнее путешествие.
Кто мог тогда подумать, что эти слова окажутся пророческими, и что спустя несколько недель именно на этом корабле останки Наследника и ВК вернуться в Россию, где он и был захоронен в Петропавловской крепости, усыпальнице русской императорской фамилии.

Память

В Ницце в память о цесаревиче Николае Александровиче на месте виллы Бермон архитектором Петербургской академии художеств Гримом была построена часовня в византийском стиле с одиннадцатью гармонично расположенными куполами, окружающими двенадцатый – центральный, увенчанный крестом. Над входом была помещена та икона св.Николая, которая находилась в изголовье смертного одра почившего Цесаревича. Позже ее заменили мозаикой. А икона, оказавшись внутри, на алтаре рядом с черной мраморной плитой, которую положили на месте, где стояла кровать Николая Александровича, начала чудотворить.
 

Наименование: «Ошибка».
Цена: история.

Вскрытие, проведенное после смерти Наследника Российского Престола, подтвердило диагноз профессора Бурчи: общее воспаление спинного и головного мозга, вызванное нарывом в мышцах позвоночника. Врачи вынесли следующее заключение: «Смертельная болезнь ЕИВ Великого Князя и Наследника встречается очень редко. Обнаружить предшествующий синдром невозможно. Никакие меры не могли бы вылечить больного. Правда, можно было продлить его жизнь, но за счет ужасных страданий – для него физических, а для семьи и окружения моральных, так как он по всей видимости впал бы в идиотизм».
На самом же деле заболевание ухудшилось из-за неправильного лечения врачей. Лечение паром было крайне вредным. Ошибка двух французских врачей ошеломляет, если подумать, что врачи были светила французской медицины… Однако несколько лет до этого знаменитый Орфила не менее ошибся в своем диагнозе, когда юный будущий Император так неудачно упал с лошади…


Подготовила Катрин РешиЛЛа
Франция, Ницца