Вечные темы

Борис Кунин
Рискну высказать крамольную мысль о том, что отношения между людьми (как и их поступки в большинстве случаев) всегда основаны на выгоде. Это слово иногда можно взять в кавычки, иногда – нет. Суть от этого не меняется. Сразу хочу оговориться, что речь не идет о сугубо материальной выгоде, тем более в чисто денежном выражении. Если во главу угла ставятся только деньги, то это уже, на мой взгляд, что-то иное, весьма далекое от нормальных человеческих отношений.


Но выгода присутствует всегда, даже когда мы называем это совершенно другими словами. Мы дружим с кем-то долгие годы, иногда – всю жизнь. Нам приятно видеть своих друзей, посидеть с ними за чашкой кофе или за праздничным столом, поиграть в карты или просто пройти по улицам. С точки зрения моральной, психологической – нам это «выгодно».


Родители вырастили хороших сыновей. Потратили на это много времени и сил. Иногда в чем-то себе отказывали. Папа вполне мог лишний час полежать на диване после работы, но он шел делать с сыновьями самокат. Мама с удовольствием купила бы себе модные туфли, но ведь сыновья так хотели себе этот новый конструктор. Заметьте, не требовали в истерике, не стучали ногами по полу в магазине игрушек. Просто родители точно знали, что детям это будет приятно, интересно и полезно. И вот сыновья выросли. У них прекрасные отношения друг с другом. Они не забывают о родителях и в любой ситуации готовы прийти к ним на помощь. Ну, разве родителям это не «выгодно»? Да и детям – тоже.


В отдел пришел новый руководитель. Строгий, но не самодур; знающий свое дело, культурный. Подчиненным с ним комфортно. Начальство его хвалит. Все приходят на работу с удовольствием. Надо, значит, дружно работаем до седьмого пота. Есть возможность – так же дружно отдыхаем. Получается, что всем это выгодно.


И если все хорошо, то со временем могут и в должности повысить. А это уже прибавка к жалованию…


«Выгода» моральная переросла в материальную. Они, кстати, очень часто связаны между собой. Или переплетены так, что и не сразу заметишь. Чем во все времена успешно пользовались всевозможные лидеры разных мастей и оттенков.


За примерами далеко ходить не надо. Шахид-смертник искренне убежден, что совершает правое дело. И после смерти попадет в рай. Ему это «выгодно» (?) с религиозной точки зрения. Но, кто рискнет однозначно утверждать, что где-то на окраине сознания не бьется тонкой нитью сугубо земная мысль о том, что родственники после его «героической» гибели получат весьма ощутимую сумму в твердой валюте. Которой вполне хватит на десятилетия нормальной жизни.


Конечно, на заре человечества вожди не утруждали себя подготовкой идеологической платформы. Выдался для племени не очень удачный год, бросается клич: «Пойдем грабить соседей!». Вперед, и с песнями. Или воинственными криками.


Но их последователи довольно быстро смекнули, что при такой постановке вопроса добычей нужно делиться со всеми участниками. Когда же во главу угла ставится популярная идея – всегда можно найти и борцов за ее осуществление. Часто – бескорыстных. Наградой для которых служит само участие в праведном деле. Вспомните хотя бы пресловутые крестовые походы. Или остающийся популярным уже ни одно тысячелетие призыв: «Бей евреев!».


Вот, кстати, наряду с выгодой еще одна вечная тема. И очень тесно с ней связанная.


Почему-то во все времена так называемое общественное мнение с упорством, достойным лучшего применения, неизменно ставило знак равенства между словами «еврей» и «богатство».


У всех на слуху фамилии Ротшильд, Сорос, Березовский. А как же сотни и тысячи сапожников, портных, аптекарей. Или инженеров, врачей, ученых и музыкантов.


Последние, правда, обычно не нищенствовали, но и многомиллионных состояний, как правило, не наживали. А вот гонимы были очень часто. Наверное, в том числе, и по этой причине сохранились как народ. Со своей культурой, языком, традициями. И многовековой трагедией целого народа…


Но, не смотря на все это, вдруг оказалось, что вспомнить о своих еврейских корнях в конце ХХ века стало очень выгодно. Это, дескать, билет на выезд в
цивилизованные страны, где всё и все лучше, чем на родине. С одной стороны, конечно, от хорошей жизни обычно не уезжают. Но и считать постоянно воюющий Израиль или сползающую в экономический кризис Европу чем-то вроде земного рая тоже, мягко говоря, не правильно. И там, и там другой язык, другие законы, совершенно иной уклад жизни. И нигде никого (будем честны) не ждут с распростертыми объятиями. Принимают, на первых порах в той или иной степени помогают, а дальше вы уж, пожалуйста, сами.


А тут еще выясняется, что уезжал ты как еврей, а приехал как русский, белорус или украинец.


Ибо в последние годы в эмигрантской (да и не только) еврейской среде не утихает дискуссия о том, кого же все-таки считать евреем, а кого – нет. Одни ссылаются на Тору, другие – на Закон о возвращении, третьи – на реалии сегодняшнего дня. Что самое интересное – все по-своему правы.


Допустим, дети, имеющие мать-еврейку (как следует из их свидетельств о рождении), беспрепятственно приняты в общину. И это - нормально. Но то, что их мать (еврейка по отцу) в общину не принимается и при этом как бы еврейкой и не является, вот это, уж извините – нонсенс. И не спешите обвинять меня в забвении традиций или в их непринятии. Традиции – вещь хорошая и нужная. Их ни в коем случае не следует забывать.


Как, впрочем, и своих корней. А то не успели пересечь границу бывшего СССР, как дети уже не хотят говорить по-русски. Мы, мол, через 7-8 лет получим немецкое гражданство и будем настоящими немцами. Да не будете даже и через 78 лет. А вот корни свои забудете. Но это так, к слову.


Что же касается слепого следования традициям, то давайте попробуем регулировать движение на автобане, исходя из правил дорожного движения, допустим XVIII века, если они тогда уже существовали. Что получится? Вряд ли кто-то из читающих эти строки согласится оказаться в это время на автобане. Пример, возможно, и не самый удачный, но…


Возможно, по-своему прав и один из авторов издающейся в Германии на русском языке «Еврейской газеты», с цифрами в руках доказывающий, в каком случае потомок будет иметь в своих венах 1/64 или 63/64 еврейской крови. Но прав чисто арифметически. Потому что генетика – наука очень «коварная», и, помимо стандартного для людей набора из 46 хромосом, в ней есть еще такое понятие, как рецессивный и доминантный признаки. Так вот, у обладательницы 1/64 еврейской крови ген «еврейства» может оказаться как раз доминантным, т.е. преобладающим, а в случае с 63/64 – наоборот.


Да и вся беда в том, что реальная жизнь – это не только смесь математики с генетикой. И в ней все получается гораздо сложнее. В бывшем СССР было очень много семей, где только один из родителей являлся галахическим евреем. И этот один чаще оказывался папой, а не мамой. А еще в такой семье рождались только сыновья. Вроде бы все ясно – приехали. Хотя и тут на самом деле возможны варианты. Но о них чуть ниже.


Ведь многое из сказанного выше можно определить только при наличии соответствующих документов. Чаще всего это свидетельства о рождении. Но после распада СССР в большинстве (если не во всех) ныне самостоятельных республик перестали указывать национальность. Т.е., нынешние 12-15-летние дети, которые приехали в Германию вместе с родителями, еще имеют на руках какие-то документальные доказательства своей принадлежности к еврейскому народу. А их дети?


Да что говорить. Есть среднестатистический мальчик, рожденный мамой-еврейкой и такая же среднестатистическая девочка, у которой еврей – папа. Или наоборот. В данном случае это не важно. Ибо вышеупомянутые папа и мама – сами евреи только наполовину, хотя и по матери. И в документах их дочери и сына в силу разных причин записаны как украинец и русская. Все они абсолютно законно въехали в Германию как контингентные беженцы. Но рожденные здесь через 5-10 лет дети этих среднестатистических мальчика и девочки документально не будут иметь никакого отношения к еврейскому народу.


Может быть, тогда, в некоторых отдельно взятых странах, перестанет быть актуальной одна из казавшихся вечной тем. Или, все-таки, опять услышав знакомый призыв, бить будут, как всегда, не по паспорту…


В старые времена мудрые раввины, чтобы как-то оградить свой народ от ассимиляции и вымирания, постановили считать евреем любого ребенка, рожденного матерью-еврейкой, независимо от того, кем по национальности был его отец. В те времена, в той ситуации это было в высшей степени правильно и оправдано. Сейчас времена совсем другие, но мудрость для принятия некоторых решений требуется не меньшая.


И еще немного о возможных вариантах. В обычной советской семье, где папа – галахический еврей, а мама (например) – русская, растут два сына. Часто ходят в гости к дедушке и бабушке, папиным родителям. Слышат, как те говорят между собой на идиш. В конце 60-х – начале 70-х получают паспорта, в которых (родители хотели, чтобы дети получили высшее техническое образование) записываются русскими. Потом сыновья женятся на нееврейках (как известно – любовь слепа). У них рождаются собственные сыновья. И с годами оказывается, что младший всегда помнил о своих еврейских корнях и в этом же духе воспитал своих сыновей. А старший (и сам по себе, и под влиянием жены) как-то с годами все забыл. И его дети даже стесняются вспоминать о том, что их дедушка был евреем. Вот вам и одинаковое (арифметически) количество той или иной крови.


Так, может, теми, кто помнит, движет что-то другое. Например, слова поэта: «Имею честь принадлежать к тому гонимому народу…»


Но это уже опять к вопросу о «выгоде».

Опубликовано в журнале "Настоящее время" (МАПП), №1, 2006г.