Секреты игрового воспитания

Анна и Петр Владимирские
Если вы, уважаемые родители, своего ребенка воспитывали-воспитывали, а он все равно растет невоспитанным, то можете подумать, что дети обучаются с трудом.
На самом-то деле дети обучаются безо всякого труда.

"Брат и сестра Кагата понимают по-английски, испански, итальянски, немецки и французски. Масао Кагата оставил карьеру учителя и, объявив себя домохозяином, целиком посвятил свою жизнь воспитанию детей. Его сыну было тогда 2,5 года, а дочке 3 месяца. Дети были еще совсем малышами. ... Он начал учить их разговорному английскому, итальянскому, немецкому, французскому почти одновременно, справедливо решив, что если обучать многим языкам сразу, то можно соединить методику обучения воедино".
Этот пример взят из книги Масару Ибука "После трех уже поздно". Он не специалист в теории образования, однако своей книгой совершил значительный прорыв в этой области. Может быть, он гений, как многие японцы? Пожалуй: начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал "Сони".
Комментарии, как говорится, излишни.

А вот еще выдержка ("Газета 2000", "Вундеркинды компьютерного поколения"):
"Его зовут Кейт Пейрис. Ему 12 лет. Он президент и главный управляющий "Кибертек Дизайн" в Лондоне (канадском, штат Онтарио). И ничего, что рост ребенка, который сам содержит своего отца и делает по вечерам домашние задания, чуть выше 150 см – он уже попал на Олимп, войдя в шестерку престижного бизнес-рейтинга. Кейт познакомился с компьютером, когда ему было 3 года... Ученые все чаще находят подтверждения тому, что интеллектуальные способности (IQ) подростков в эпоху компьютеризации идеальны для решения технологических задач".

С трудом дети обучаются только тому, что ВЫ считаете нужным и правильным, что ВЫ полагаете полезным и необходимым. А ОН, ребенок, так не считает. Он вообще не понимает таких слов – "полезно", "правильно" и интуитивно отторгает их. Зато он тянется ко всему, что интересно, увлекательно и весело, вкусно и ярко, заманчиво и нескучно.

Нас, взрослых, часто подводит ограниченность воображения. Ну не можем мы представить себе, что можно:
– без крика заставить дитя не рисовать на обоях;
– как-то иначе попросить его не ковырять пальцем в носу;
– нестандартно уговорить поесть;
– интересно уложить ребенка спать;
– и так далее.

Потому что взрослые живут в стандартизованном мире и мыслят стандартно, шаблонами. К примеру: книги можно только читать? На бумаге можно только рисовать? Из конструктора можно только конструировать нечто заданное? "Да", – уверенно ответит взрослый. Но вы замечали, что самая дорогая и желанная игрушка ребенку быстро надоедает, и он норовит играть тем, что для игры не предназначено – вилками и ложками, мамиными духами или папиным мобильным телефоном? Конечно, замечали! Потому что ребенку скучно играть с готовой игрушкой, которую можно использовать только по какому-то одному назначению. Он должен приспособить ее в соответствии со своим богатым воображением. И тогда окажется, что книги могут быть конструктором – из них можно построить дом или туннель. Что конструктор, наоборот, можно читать – если из его элементов сделать буквы. А из бумаги вообще можно соорудить множество интереснейших вещей: самолеты и корабли, мячи и космических роботов, головные уборы и восхитительно шуршащую кучу под названием "рвакля".

Дети и обучаются, и становятся воспитанными без всякого труда, если обучение и воспитание превратить в увлекательную игру. Они не различают игру и все остальное, для них игра – это и есть жизнь.
– Играть все время?! – возмутится какая-нибудь скучная мамаша. – Но как же ребенок вольется в общество? В коллектив в детском саду, в школе, во взрослую жизнь наконец? Он же будет беспрерывно играть! Он же не сможет серьезно воспринимать действительность!
– Наоборот, – ответим мы недоигравшей в детстве мамане. – Играя, маленький человечек перебирает варианты действительности, пробует себя в черновиках ситуаций. В случае неблагоприятного стечения обстоятельств он сможет легко к ним приспособиться, перестроить свои ряды и подойти к проблеме с другой стороны, с третьей и так до бесконечности.

И потом, кто сказал, что к действительности следует относиться серьезно? Слишком серьезными переполнены задворки жизни и закоулки карьеры. Они всегда повернуты к Фортуне спиной (именно так: Фортуна норовит повернуться к ним лицом, а они с серьезным видом отворачиваются), им постоянно и серьезно не везет. Жизнь так сложна, удивительна, многообразна и непредсказуема, что всерьез научиться жить – бессмысленно. Это игра, где вам сообщили только часть правил, да и те постоянно меняют – как же можно к ней относиться серьезно?

Конечно, творческое воспитание требует воображения и готовности к игре. Но как быть нам? Ведь мы в повседневности настроены иначе: все всерьез, никаких игр, работаем и решаем ежедневные суровые проблемы... А с ребенком нужно держать ухо востро, с ним не задумаешься – как среагировать? Что ответить? Секунда – и время упущено! Он уже закапризничал, напроказил, закрепил в памяти что-либо негативное. Оно, негативное, так устроено, что запоминается мгновенно, без усилий и практически навсегда. А позитивные навыки всегда требуют вдумчивого освоения. Увы! Есть такая поговорка, что порядок нужно поддерживать постоянно, а беспорядок поддерживает себя сам. Значит, дорогие родители, придется напрягать внимание и вступать с ребенком в игру, потому что, как вы уже поняли, научить его чему-либо можно только в игре. Вы же не хотите применять в воспитании такие древние и безнадежные средства, как постановка детеныша в угол, оставление его без прогулки или, страшно сказать, наказание ремнем!

Нам могут возразить очень занятые мамы и папы: у нас, дескать, нет ни времени, ни денег, чтобы воспитывать ребенка круглые сутки, придумывать для него игры. Конечно, ребенок вырастет, даже если вы просто кормите его и заботитесь о нем. Но если вы больше ничего не даете ему, то тот набор способностей, с которыми он родился, останется неразвитым, а сам ребенок будет невоспитанным.

***

Для чего ребенку быть воспитанным – в следующем отрывке. Будет много о том, как растить детей, играя – без дидактики, без нравоучений, без ложного пафоса.
А отрывки – из нашей книги "ТЫ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕШЬ! СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ". Вот так.