Два Избранных в одном обзоре или Восемь-два в пользу реалистов

Копирайт
Два Избранных в одном обзоре или Восемь-два в пользу реалистов.

Вот назвала так обзор, а зачем – не пойму. От злости, верно ))))

Пашнев «В снегах»

Пусть меня опять ругает Арген, за то, что я легка на похвалу - этот текст не могу обойти хорошим словом. ))
Монолог у гроба друга –охотника. Умерший – эстонец, пережеванный советской машиной политических репрессий, кроме того, его не обошла стороной смерть близких – сына и жены.
Рассказ написан так хорошо и легко, что мне при чтении думается о разных литературных параллелях. Например, о такой идее Владимира Соловьева как мысль, что один народ «влюбляется в другой»
 (Соловьев считал, что именно таково отношения Израиля к той, до семнадцатого года, России).
 В рассказе Пашнева русский охотник восхищается тем, как обихаживает свои избушки в лесу(зимовья) охотник-эстонец. В избушках чистота, и есть тапочки, и чисты-пречисты все тряпочки для выделки кож и меха. И русский охотник – о, чудо! – перенимает этот стиль. Мыслимо?
Облагораживающее влияние чужой культуры, которую наша культура не может усвоить иначе, как огонь жертву.
Вначале, как огонь жертву, а только потом перенимает навыки, модели, etc.
Хотя, такие люди, как умерший охотник Эрих, вне нации. Они – общечеловеческое достояние.
Праведники и мученики. Молчаливые. И остающиеся в памяти навсегда.
Автору – мое искреннее восхищение.


Игорь Поляков «Абортмахер»

Та субкультура, в которой я воспитывалась, уравнивала аборт с убийством.
К той литературе, которая формировала меня нынешнюю, относится «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой, а главный герой книги, как известно, ратовал за легализацию абортов и был в идеальном мире увенчан, как святой.
Потому что мотивацией доктора Кукоцкого было спасение жизни женщины. Мотивацией героя Игоря Полякова также является противостояние злу.
Аборт – сфера приложения самых разнообразных энергий и сил.
 Мне внушает уважение идея рассказа: пусть тебя засунула жизнь в предбанник ада работать младшим служкой – и там есть возможность быть. БЫТЬ, а не…
А об остальному судить Тому, кто судит не поступки, а «помышления и намерения сердечные».




«Жница в зное» Игорь Гергенрёдер

Интересный квази-исторический текст, изобилующий тонкими психологическими деталями, например « умное, тонкое и чувственное лицо Виджайи дышит тем прихотливым изяществом, которое связывают с искушённостью», и притчевого типа мудростью: «Небо благодетельствует наказанному полнотой наказания».
Может служить также пособием по эротическому ликбезу )))))

Фёкла Милова «Зоя значит жизнь»

У этого рассказа много положительных «рецензий». Я согласна с каждым откликнувшимся. Историю маленькой блаженной стоит прочитать и подумать, и …посветлеть.
 Может быть, все мы хоть одной своей черточкой подобны ей? Я, например, поняла, что действую порой точно также, как она, прочитав:
«Тетя говорит, но совсем не то, что должна. Зоя не хочет это слышать и поэтому закрывает уши (не руками, а изнутри), она просто ждет правильных слов».

Виктор Немо «Сучка»
Ну, что сказать… Нет, это не жалобы кинолога. Вообще не про собак))
Секретка пропустила немного «перлов», не решившись переступить порог. Например вот «Он быстро натянул джинсы на обнаженный торс» – дико интересно посмотреть джинсы на торсе. Видимо, их, в этом случае, надевают через голову…
Но вот, есть такие тексты, в которых, продираясь сквозь неказистую фактуру можно наткнуться на неплохие местечки, вроде этого диалога:
«Любая любовь проходит, но единственное, чем женщина может привязать мужчину...
- Это желание, – Светлана очень хорошо знала эту фразу.
- Страсть, - поправил Дима и сделал глоток вермута.
- Николаев, - вдруг произнесла девушка. - А знаешь, как бы я эту фразу продолжила?
- Как?
- А в своей любви каждая женщина – эгоистка, а мужчина в страсти уже больше не мужчина.
- В любви только одна эгоистка - это сама любовь, - задумчиво сказал Дмитрий. – А страсть – она как испытание. Один предастся ей, и останется жив, а другой будет избегать ее, да так и останется мертв».
Уже награда))

Ирина Гутор «Овча»
Речь в рассказе о тягчайшей патологии – альтруизме. К счастью, болезнь не заразна…
Простите мне это ерничанье. Это я так смущаюсь… потому что этот рассказ мне понравился чрезвычайно. Он был представлен на «Ангельский» конкурс, и украсил его сильно.
 Все детальки, «напрягшие» Вадима Вечтомова, мне милы, и вызывают скулёж тихого восторга. И «буколическая скатерть», и «кошка, шагающая с независимостью ферзя», и «нижняя губа корытцем» и многое другое.

Константин Смелый «Русский для Меган»

Имеется в виду предмет «Русский язык» для иностранки Меган.
Шуа Борисова не отдает своего читательского сердца кому-попало. Даже если контур сердца слегка напоминает свеклу.)))
Ненавязчивые «перлы» типа «Лесбиянки – это женщины, которым ничего не нужно от мужчин» веселят сердце.
Фразытипа: «Государственная религия России – православное христианство. Православное христианство намного чище и духовней, чем любое другое христианство, не говоря уже о других религиях. Православное христианство даже чище, чем Папа Римский. Папу Римского никогда не пускают в Россию, чтобы он не испачкал православное христианство.
К сожалению, в Конституции пока не написано, что православие – это государственная религия Российской Федерации. Конституция – главный недостаток России» –напоминают мне любимого Довлатова и (Господи, прости!) даже лучше.
При чтении текста очень тянет озорничать. Например отвечая на вопрос текста:
«5. Назовите самую ПУШИСТУЮ рыбу», я воскликнула: «Лиснерпа!».
А прочтя фразу: «Три основных типа российского климата: плохой (Сочи), очень плохой (Москва) и невыносимый (Санкт-Петербург и другие места)» я вспомнила Неупокоева, Борисову и Вечтомова, соответственно. )))
Короче, балдёжный текст.)))

Папа Фэтмэн «Последний шедевр Стенли Кубрика»

Я фильм не смотрела. Прочитала давно в статье все эти мистические подробности кухни съёмок, и о том, что фильм запрещено дублировать на другие языки, и у нас он идёт с субтитрами. И не стала смотреть. Может, однажды будет лениво сопротивляться, и я увижу шедевр сей… «Заводной апельсин» Берджеса (его же фильм, или ощибаюсь?) ужаснул. И вообще, я такое боюсь, вот. Но читать умные речи умных пацанов в полемике под текстом мне было интересно.
Арген, Неуп, Врангель – отлично пообзывались )))


Ну и теперь об авторе, которого мы с ШуБорисовой любим-любим, а наш «сыночек» Копирайта ВВВ терпеть ненавидит его рассказы.
В обоих восьмых-вторых выпусках Избранного представлено три рассказа Дунаенко:
«На снегу розовый свет» - о двух любовниках, угоревших (намеренно?) в машине от выхлопных газов,
 «Сатисфакция» – о встрече постаревших уже детей, когда-то любивших друг друга, и даже примерявших свои «любовные атрибуты» друг к дружке в розовейшем детстве (читая, вспомнила о названии рассказа, и тут же на ум пришла героиня Аксенова, встречающая своего возлюбленного словами «У нас трансфакация!»))) ,
и рассказ «Я тебя люблю» - своеобразный триптих о любви хищной, убивающей, беспощадной.
Когда впервые Шуа Борисова посоветовала мне почитать рассказы Дунаенко, я конечно вняла совету. Но начала морщиться при первых же незатейливых описаниях амурных упражнений. У меня воспитание, у меня убеждения и всё такое… я такое не читаю, фи, леди такому не внемлют. Но! «гордость и предубеждения» на то и даны, чтобы их превозмогать, а? )))
Чтобы понять, что же там нравится Шуре, я решила докопаться до сути этой странной для меня прозы Дунаенко.
В результате, недавно я счастливо разродилась статьей о его творчестве. Позволю себе привести здесь абзац оттуда.

«Сашины рассказы – предельны. Они на грани. На грани проникновения в сокровенный смысл явлений.
Такова эротика в его рассказах.
Вот что он написал мне однажды в контексте обсуждения жанра «интеллектуальной эротики»
«На простого человека энергетика гениталий действует обжигающе, он не может объяснить, отчего приходит в трепет, и пытается защитить себя – называет всё это самыми жуткими словами, какие только смог придумать от впечатления. Ему кажется – вот швырнёт он всё это на землю, потопчется, обругает – и чары исчезнут. Ему хочется таким образом возвыситься, выйти из-под этой необъяснимой власти. А – не уйдёшь.
Потому и сделали страшилки, что не могут ни понять, ни объяснить магии воздействия предметов, по сути, совершенно простых…»

При словах «магия воздействия» гениталий мне вспомнился неоплатоник Прокл, считавший, что постыдные образы мифов побуждают к поиску неизреченного знания. При чем, те же образы скрывают это знание от непосвященных.

Сашина поэтическая многообразная энергия, нисходит как-бы сверху к многовидным жизням души и погружает ее – душу - в некое невыразимое единение с автором.
Любовная исступленность в его сюжетах – попытка прийти в соответствии с красотой высшего замысла о любви. В соответствии с божественной симметрией определяет он свое искусство.

Его самые откровенные описания полны наилучших символов и предполагают присутствие своеобразной добродетели.


Правда же, интеллектуальная проза – это не обязательно напряженный умняк?

У Довлатова, к примеру, проза интеллектуальнейшая. Проста в прочтении настолько, что ему инкриминируют рядовое бытописательство. Но его проза просто лучится умом. Для того, чтобы сплести слова таким именно образом требуется всю жизнь думать и проницать, и соотносить материи не иначе как философские, какой бы вид они не принимали в быту.
Вы понимаете, о чем я?
Бытописатель тоже работает с общим формами мышления, но мышления поверхностного, рассудочного.
Писатель интеллектуального склада – а Дунаенко таков - идет глубже, туда, где формы мышления предельно общие, архетипические, ну, как в сказках, понимаете?
Оставляя все рассудочные структуры в неприкосновенности, такой писатель проходит сквозь них, в самую глубь, и преобразует обычные сюжетные картинки в интеллектуальный продукт, в художественное произведение.
Читатель, потребляя такой продукт может и не понять, что «вкушает» интеллектуальную прозу. Просто ему будет хорошо.
Но «иным открывается тайна», и они остро чувствуют к а к пишутся т а к и е рассказы, какая плавильня духа дает в итоге такое теплое золото...»

Ничего не буду писать «Ботинках…» Джона Гейна (всё сказала в рецке), Стихотворении «Прикосновение» Шуры (потому что всегда, читая его, плачу), об объяснительной Ганчара «За что мы любим женщин» (чтобы не расстраивать мужчин) и о своих рассказах, «залетевших» в Избранное (по понятным причинам).

На этом разрешите откланяться.
Поклон – выйди вон…