Анна Гавальда. Просто вместе

Книжный Клуб
Анна Гавальда. Просто вместе. Москва, Флюид, 2005г.

Вот чудесный случай, в который многие из читателей (не говоря уж о писателях) не верят: хорошую книгу даже хэппи-эндом не испортишь. Ведь как обычно считается? Если в финале обнаруживается свадьба-всеобщее примирение-победа над обстоятельствами, то многие склонны рассматривать всю книгу как креатив, не имеющий отношения к литературе. Как нечто из второго эшелона. Любовный романчик-детективчик-чтиво для девочек. А как иначе? Ведь почти все приличные шедевры заканчивались трагически! Даже шедевры сатирические и юмористические! Исключения, как всякий здравомыслящий человек понимает, лишь подтверждают правила.
Лично я склонна не верить в эту теорию. Не буду приводить список своих любимых книг в обоснование своей позиции. Я понимаю, что список этот формирует именно дух противоречия. Ах, автор, ты решил, что в финале романа все умерли? Хорошо, я тебя читать не буду. Мне требуется позитив, я невротик! Причем такой невротик, что мне приятно узнавать о чудесности мира, а не о трагичности его. С трагичностью все проще, она повсюду, к чему ее еще и в литературу тащить в таких количествах, что она превращается из лекарства в яд?
Возможно, именно поэтому каждая книга с хорошим концом, которую можно назвать именно книгой, а не книжкой, попадает в мой шорт-лист.
Потому туда попала и книга Анны Гавальда «Просто вместе». Это сказка, не более того. Сказка о невротиках, о современных городских невротиках-неудачниках из числа тех, о ком пишет Вуди Аллен. Каждый из героев этой книги обладает таким количеством тараканов в голове, что легко может поделиться с десятком читателей, не превратившись, тем не менее, в здорового человека.
Здесь есть невротик-старушка с тяжелой судьбой. Имеется невротик-повар, виртуоз и трудоголик, внук этой старушки. Присутствует его сожитель – в устаревшем смысле этого слова – безумный потомок старинных аристократов, живущий в огромной парижской квартире, знающий на память десятки книг по истории, но продающий в музее открытки. Есть чудесная богемная героиня – художница, которую экзистенциальный кризис придавил настолько, что она не в состоянии связно мыслить, а потому девице приходится балансировать на грани между жизнью, смертью и безумием.
Еще десяток персонажей с изломанными судьбами проходит по страницам книги затем, чтобы в финале вдруг волшебным образом преобразиться.
Да-да! Совершенная неожиданность для тех, кто ждет от невротиков и неудачников классического провала. Герои Анны Гавальда вдруг понимают, что все их тараканы подлежат вытравлению, а как только эта спасительная мысль закрепляется в головах несчастных невротиков, жизнь последних делается прекрасной и удивительной. Оказывается, что успех – это прежде всего внутреннее состояние, и лишь затем он проецируется на внешние обстоятельства.
Потому радужный, почти сказочный финал не оставляет ни малейшей надежды на неуспех героев. Они преобразились, их неврозы если и не стали достоянием личной истории каждого, то, по крайней мере, стали подконтрольны своим хозяевам.
Именно так!
Мы – хозяева наших неврозов, а не наоборот!
А потому да здравствуют хэппи-энды!

Галина Вальда