Люк Сазерленд. Мальчик-Венера

Книжный Клуб
Люк Сазерленд. Мальчик-Венера. Москва, "Гаятри", 2005г.

Очень странный текст. Именно текст, потому что назвать это произведение романом или повестью язык не поворачивается, ибо он иной. А как еще назвать? Мемуарами? Записками на манжетах? Биографией?
Некоторые тексты – это просто тексты, и именно в этом их достоинство.
Признаюсь, в свое время я ждала выхода этой книги. Наверное, рекламировалась она хорошо. Не громко, не массово, не навязчиво, а именно хорошо. Так, что хотелось прочитать, поскольку было ясно: нечто новое для себя я там найду. То, что я пока еще не пробовала. Будет ли это откровением или нет, - я могла лишь догадываться.
Это не стало откровением, но показалось инновацией. Зацепило, что называется.
Что именно зацепило?
Во-первых, «Мальчик-Венера» написан будто бы нарочито непрофессионально. Хаотично. Его структура осталась для меня загадкой из-за невозможности эту структуру систематизировать. Так частенько пишут продвинутые филологи, через каждые десять-двадцать страниц меняя плотность текста, скорость, ритм, перекраивая схему, к которой уже привык читатель. Ради чего профи притворяются дилетантами, я не знаю. Профи ли Люк Сазерленд – тоже не знаю. Но одно могу сказать: случайно ли, специально ли – но автор добился потрясающего эффекта. Его текст живет. Вибрирует. Играет на нервах читателя. Заставляет плакать и смеяться.
Местами этот текст опустошает эмоционально.
Книга невелика по объему, ее можно прочесть за вечер, но я дважды не выдерживала накала. Причем речь идет не о превратностях судьбы героя, хотя она весьма трагична. Меня не трогала странная половая ориентация Дезире, полумальчика-полудевочки, его непутевая жизнь, полная постельных приключений и тяжкого труда проститутки. Нет, меня до крови ранил сам текст. В какой-то момент напряжение и наслаждение словом делалось невыносимым, я откладывала книгу, чтобы продлить время общения с ней.
Не буду выдвигать версий относительно того, правдивым ли является сюжет. Действительно ли к автору обратились с просьбой изложить биографию погибшего героя? В некоторых случаях правда не важна. Помнится, давным-давно смотрела фильм «Ведьма из Блэр». Он меня захватил, хотя обычно я совершенно равнодушна к ужастикам. Но впечатление правдоподобности происходящего оказалось настолько сильным, что мне не захотелось вступать с друзьями в дискуссии относительно того, разыграно ли это все или действительно так, как хотели представить авторы фильма. Потому что это было неважно. Я поверила в происходящее и искать другую истину не имело смысла.
Вот так и с «Мальчиком-Венерой». Пока я читала, герой будто стал моим вторым я. У нас была одна кровь на двоих и одна жизнь. Жизнь, которая не могла быть длинной, потому как была слишком яркой и наполненной адреналином. Яркой, в первую очередь, для окружающих. А адреналин этот частенько превращался в ток высокого напряжения, который должен был найти выход наружу из тела. Ведь он попал туда по ошибке! Люди – субстанция слишком хрупкая и непостоянная.
Мне довелось, скажем так, наблюдать за автором книги, когда он был в Москве. Желания познакомиться не возникло, потому что я уловила в Люке тот же ток высокого напряжения, что и в его герое. Но если не выдерживаешь накала, книгу можно убрать с глаз, отдохнуть от нее. С людьми сложнее.
Но следующую книгу этого автора жду с нетерпением.

Галина Вальда