Строгая Раиса Максимовна. Студенчество

Татьяна Хожан
(на снимке Р.М.Горбачева)

Когда-то давно в "Комсомолке" была рубрика "Я и знаменитость". В ней печатались воспоминания простых людей, волею судьбы пересекавшиеся с кем-то из известных личностей. Может, человеку только руку пожали, но фотография должна была быть непременно вместе со знаменитостью.

У меня, к сожалению, подобной фотографии нет, ведь таких, как я, у Раисы Максимовны Горбачевой было за годы ее преподавания в Ставропольском институте тысячи и тысячи...
 Первое знакомство было заочным. Но я не о том, что все знали о ее муже - руководителе края, а вспоминаю день, когда на последней лекции перед каникулами наш экономический факультет попросили пройти в актовый зал.
Там несколько человек из деканата тщательно закрыли двери, выставили дежурных в коридоре, и преподаватель с какой-то кафедры нам сказал:
- Товарищи, на следующем курсе у вас будет читать философию жена Горбачева. Очень просим отнестись к этому серьезно.

Мы с подружкой Людой переглянулись: начинается облизывание жен начальства! Однако речь шла совершенно о другом. Нас, студентов, попросили в посторонние разговоры с Горбачевой не вступать, а только четко и по теме отвечать на вопросы. Видя, что мы все "не догоняем", о чем все-таки речь, выступающий привел пример, как не надо себя вести с Раисой Максимовной.
 Он рассказал, что при сдаче кандидатского минимума Горбачевой один товарищ выслушал ее рецензию на свой ответ и неправильно себя повел. Она всегда анализировала ответ студента на экзамене, поясняя, за что ставит именно такую отметку. Раиса Максимовна сказала будущему аспиранту примерно следующее:
- Вы заслуживаете крепкую "четверку", потому что отлично ответили по теме диалектического материализма, но были небольшие неточности в ответах по историческому материализму. Однако, я вижу, что Вы человек грамотный, ищущий, владеющий терминологией...
И парень, довольный оценкой, смущенный похвалой, ляпает ей:"Ой, Вы мне льстите!" Ну прямо как кокетливая девица! Мадам Гобачева покрывается пятнами, но спокойно говорит:
- Вы ошибаетесь, молодой человек, я никогда и никому не льщу. И чтобы Вы на свой счет не заблуждались, поставлю Вам "неуд". Больше ко мне не подходите: экзамены у Вас я принимать не буду!

Это был приговор, так как неписаным правилом было, что на экономическом факультете философию можно было сдать только ей. Если кто-то обходил Раису Максимовну и сдавал предмет другому преподавателю, то на госэкзамене по "Научному коммунизму", оценка которого шла в диплом, больше "удовлетворительно" студент не получал при любом ответе.
В общем, после такого короткого собрания без прений сторон мы потом готовились к экзамену по философии, как к штурму крепости.

Горбачева нам нравилась: ладная, стройная, со вкусом одетая, в красивых серьгах, всегда подобранных под цвет платья. Только горло у нее болело часто от обилия лекций. Говорила она негромко и неторопливо - так, что конспектировать за ней было удобно.
Так уж получилось, что в конце семестра философию наша группа сдавала пятым по счету экзаменом. На подготовку был только один день. Это было на грани катастрофы, принимая во внимание предупреждение, полученное нами перед каникулами.
Мы навели справки, как принимала экзамены Раиса Максимовна в других группах. Народ сказал, что все нормально: ответы анализируются, все честно, Горбачева доброжелательна, ставит отметки справедливо. К слову сказать, нам ее лекции нравились: доступным языком, без наворотов, масса примеров по социологии, лирические отступления на собственные впечатления от поездок за границу и т.д.

Раиса Максимовна рассказала нам, что свою кандидатскую писала по социологии так: раздала в разных селах тридцати семьям тетради, в которых в течение года записывались все расходы по статьям. А потом Горбачева систематизировала все и защитила кандидатскую. Она нам говорила, что одной из первых в стране защищалась по социологии. Это сейчас в ВУЗах отдельный предмет, а в начале 70-х это была молодая наука.

Так вот, на экзамен мы должны были принести еще конспекты трудов классиков марксизма-ленинизма. Уж не помню, что это за работы по философии были, но там должна быть дата написания,предпосылки к написанию работы, сам конспект, вывод. В общем, у меня все было в порядке, ответила я нормально, выслушала резюме типа того, что было сказано парню, сдававшему кандидатский минимум, где я умная, а где слегка не догоняю. В итоге Раиса Максимовна посулила мне "четверку с плюсом", а потом открыла зачетку, чтобы поставить отметку.

Я, как и тот лох, осчастливленный высокой похвалой, уже расслабилась, даже отключилась от всего - жду отметку в зачетке. Мадам Горбачева видит, что у меня нет ни одной четверки в семестре и говорит, что не хочет портить зачетку, поэтому просит ответить на такой простой вопрос:"Кто в США президент?"
А я-то уже в полном идиотизме от радости, что отмучилась! Меня нельзя спрашивать, как меня зовут!
Мой затухший мозг начинает работать, но я лихорадочно вспоминаю не руководителя далекой Америки, а президента Советского Союза, понимая, что руководителя чужой страны не знать - полбеды, а вот собственного - позор!

Но в голове - полный вакуум. Я говорю, что мне хватит четверки, Горбачева меня подбадривает, а я внутри трясусь, что она о нашем президенте что-нибудь спросит. Черт возьми, да кто же у нас в стране президент?

 Я как партизанка молчала, получила свою заслуженную отметку "хор." и пулей вылетела в коридор. Спрашиваю, кто же у нас в СССР президент. Один парень присвистнул:
- У Горбачихи уже башка съехала - такие вопросы задавать! Мы не Америка - у нас Генеральный Секретарь.
Я радостно завопила:
 - Брежнев!
Это я так обрадовалась, что уж с моей-то башкой все в порядке, что НЕТ у нас в стране президента, потому я его и не вспомнила.

После экзамена Горбачева пошла в деканат с требованием перед ее экзаменом давать на подготовку минимум два дня, потому что студенты уже на ерунде "сыплются" от переутомления. Просьбу Раисы Максимовны выполнили, и потом стало правилом на факультете ставить экзамен по философии одним из первых.

Госэкзамен по "Научному коммунизму" у нас проходил под председательством Раисы Максимовны. Мы предъявляли стопку конспектов классиков и всяких Хельсинских и Женевких конвенций всего в количестве 180(!!!) штук. Причем конспекты по Истории КПСС с 1-го курса нами переписывались, так как в "Политической экономии" акценты расставлялись иначе, хотя "Шаг вперед, два шага назад" как был Ленинским, так им и оставался. Готовились мы к госэкзамену десять дней, так как предмет был комплексным и содержал вопросы по истории, философии, политэкономии, научному коммунизму.

Мы готовились вместе с подругой Людой, зашли сдавать с ней в первой "пятерке". Я пошла отвечать первой без подготовки, потом Людмила. Но за блестящий ответ она получила все-таки "троячок", так как в свое время испугалась сдавать экзамен Горбачевой , и в ее зачетке, которую каждый студент отдавал экзаменационной комиссии, стояла подпись другого преподавателя.
Раиса Максимовна не изменяла своим принципам никогда.

******************************
******************************

Здесь - последнее интервью Р.М.Горбачевой, опубликованное в газете "Взгляд"

http://www.vz.ru/politics/2006/12/5/59866.html