1. Вступление

Сурен Петросян
О романе “Трещина”.
Чтобы легче было вникнуть в замысел всего произведения привожу пояснения ..
Первая версия была напечатана на печатной машинке, через копировку( книг вышло 3 экземпляра) Сейчас, я дополнил роман, и надеюсь напечатать заново.
Роман целиком называется “Трещина”. А, “неоконченный” потому что описываемая там дружба наша продолжается по сей день.
Следуя выше указанному совету, разбил роман на части.

Книга построена таким образом:
1.Вступление – об авторе, написанно моим одноклассником Рубеном.
2. Галерея действующих героев.
3. Школьные годы( уже откорректированно)
4. хроника школьных лет. После уроков.
5 уроки жизни. Спустя десять лет после окончания школы.
Я надеюсь напечатать его Самиздатом, (30 экземпляров, на принтере) и подарить всем моим однокласникам с дарственной надписью: “Герою моего романа, от автора”.
Думаю будет хороший подарок. Книжка небольшая, всего 40 "чистых" страниц. Много иллюстраций( с два десятка) в карикатурном жанре.
___________________________________

ВСТУПЛЕНИЕ

Сурен - обладает уникальной способностью
Обьединять необьединяемое…
Амалия(1)


Здравствуйте уважаемые товарищи, мадамы, пароны (2) , дети и прочие..
Я – человек мало кому известный, твердо решил прославиться, но как? Сам я человек никчемный, с отсутствием каких-либо признаков не то-что гениальности, а просто мозгов, и также морально-сексуальных, финансово - экономических, политико-общественных, учебно-образовательных, боевых, трудовых и просто достоинств, Но… Хоть я и не умный, но зато очень хитрый и коварный, и потому решил прославиться, став летописцем, вернее, библиографом одного из, а вернее, самого величайшего творца конца XX и начала XXI веков.
(Вы) По –моему, все поняли о ком идет речь – это Сурен Петросян- долгие годы творивший под псевдонимами Лев Толстой, Борис Пастернак, Айзек Азимов, Расул Гамзатов, Эрнест Хеменгуей и Жорж Санд вместе взятые, каждый в отдельности, а также многих других.
Как истый библиограф, я должен начать с раннего творчества Сурена Петросяна, вернее, с его детства, а точнее, со дня его рождения.
Опустив начало сотворения Мира, мезозойскую эру, ледниковый период и эпоху Ренесанса, со всей достоверностью отмечу, что он родился в глубочайшей древности 24 июня 1956г.
О ничего не значащем дошкольном периоде его (в основном устное творчество) творчества пока нам мало что известно, вернее, ничего не известно, но это дело археологов, они как –нибудь потом разберутся.
Обучаясь в начальных классах разных средне-образовательных (пропущены слово "школ" и точка) Сурен Петросян попадал в нехорошие компании, водил сомнительные знакомства с мальчиками и девицами этих (каких "этих")классов.
Однако, в середине 60-х годов прошлого века, являясь сотрудником тогда еше ( впрочем и потом тоже) неизвестной редакции, издававшей газетенку «Дрошак”(3) с воскресным приложением “Бажак(4) наш Вожак”, он стал пописывать, вернее(,) (И я лично уже устала от слова "вернее!") писать он стал потом, а в эти смутные (малоизученные) года он попав под влияние тунеядцев и алкоголиков, типа Погоса Восканяна и Константина Григоряна, начав (писать, быть может?)с сатирических очерков и карикатур на своих достойных, вернее(опять () достойнейших одноклассников.
Его(их) творчеством в те времена в основном руководил ‘бажак’, так-как газета «Дрошак” без воскресного приложения “Бажак наш вожак” – не имела никакой ценности.
После окончания курсов ликвидации безграмотности в общеобразовательной школе N 132, Сурен Петросян, решив порвать с позорнейшим прошлым, а также углубить свои познания в области литературы и поэзии едет в Санкт-Петербург и поступает на электромеханический факультет Ленинградского Политеха по специальности электропоэзия, меткое словцо, как удар тока.
И вот именно здесь проявляются первые авантюрные наклонности Сурена Петросяна. Лишив невинности многочисленных девиц разного образовательного уровня, проживающих в институтских, техникумовских и ПТУ-ных общежитиях, спасаясь от кредиторов, а также иных преследователей, так и не доучившись до конца, он в середине 70-х годов, прошлого века, следуя традициям заложенных еще Лермонтовым, и Грибоедовым бежит из Питера (Северной Пальмиры) на Кавказ, и по пути решает продолжить образование на Родине, предварительно позвонив Асатряну Баграту(5) (ныне гиганту экономической и финансово-кредитной мысли современности).
Их афере, связанной с возвращением Сурена Петросяна из Питера и незамедлительным попаданием с вокзала прямо на госэкзамен в ЕРПИ, мог бы позавидовать сам Остап Ибрагимович, хотя не думаю, что среди читателей данного глубоко научного опуса найдутся почитатели творчества Ильфа и Петрова, ибо их творчество( да и всех других писателей, поэтов и т.д.) ничто –(убрать)по сравнению с наследием Сурена Петросяна, вернее( ) как с творческим наследием, так и с прямыми его наследниками.
Получив диплом он поступает на работу в ближайшее от его местопроживания учреждение под названием ЕрНИИММ(6) .
На этом черное пятно, связанное со смутным периодом образования Сурена Петросяна оканчивается, как и оканчивается само его образование.
Вышеуказанное учреждение, вернее( ) кадры этого учреждения в конце 20-го века играют заметную роль в культурной и не очень культурной революции в нашей стране, приведшей к устранению социальной несправедливости и повышению всеобщего благосостояния.
Порвав с коммунистическими идеями и своим позорным прошлым, Сурен Петросян углубляет свои познания в области компютерных технологий- он научился выключать, и даже включать компьютер.
К концу 70-х годов, будучи очень дальновидным и ловком дельцом, Сурен Петросян с присущим ему коварством добивается благосклонности самой красивой девушки из соседнего подьезда, и обманным путем женится на ней, вернее( ) заставляет ее выйти за него замуж и бедная Аня, так и не сумев выбраться из поставленных Суреном многочисленных ловушек, до сих пор проживает с ним, вернее( ) ведет совместное хозяйство, предварительно подарив ему (недостойному) двух достойнейших наследников, вернее( ) наследник –один, другая –наследница.
Чтобы не отклонятся от темы, необходимо отметить также, что творчество Сурена Петросяна развивается прямо, пропорционально развитию печатных механизмов- ( ручная печатная машинка, электропечатная, компьютер, принтер и т.д.
В начале нашего столетия Сурен Петросян уже не попадает под чье-то влияние, он уже сам влияет на других, и причем, влияет аморально-( выпивает с кем попало и что попало- его многолетний опыт манипулирования «Бажаком” приносят свои плоды.
И не смотря ни на что, в начале нашего века о творчестве Сурена Петросяна узнают все более широкие массы, различные слои населения, неуклонно увеличивается число его почитателей.
Он часто выступает на литературных кружках, во время различных торжеств, попоек и прочих сборищ.
Так, например, госпожа Мариетта, почитательница богемной жизни, часто в своих будуарах устраивает литературные вечера, куда неизменно приглашает Сурена Петросяна. Там ему всегда оказывают теплый прием, постоянно присутствуют юнные поклонницы его таланта Амулик и Эмулик, которые все время расспрашивают о его дальнейших творческих планах. На этих приемах никто из присутствующих поэтов не смеет спорить с Суреном Петросяном и лавры первенства неизменно достаются ему.
Кстати, в будуарах госпожи Мариетты на организуемых ею творческих вечерах, как повелось со времен буржуазной революции в Армении, кроме Сурена Петросяна никаких других романистов, прозаиков, баснописцев, и прочих писак замеченно не было, за исключением ее неверного супруга, который с утра до вечера валяется на диване, ничего не делая, при этом периодически требуя подкормки, тем самым раздражая остальных , за исключением Сурена Петросяна, который своим вещим даром улавливает в нем тонкую и ранимую душу ( речь идет о душе супруга госпожи Мариетты).
Одна из темных, еще до конца не изученных сторон личной жизни Сурена Петросяна – это дача, для скромности именуемая садовым участком, вернее эта територия ему не принадлежит- она его тещина, но он почему-то любит проводить там время.
Согласно достоверным источникам, коим являются сплетни соседей, Сурена Петросяна только делает вид, что едет на дачу работать. На самом деле, там под знойным солнцем трудится вся его многочисленная семья во главе с бедной тещей, а он, развалившись в гамаке в тени деревьев, вкусив повышаюших тонус напитков, создает свои бесценные творения, вернее( ) их наброски, придумывает фабулы, которые затем обрастают подробностями и становятся читабельными, благодаря восьмичасовому рабочему времени Сурена Петросяна то.(?)есть, когда приходит муза, а она к нему приходит как-раз в рабочее время….

И вот почему я уверен, что прочитав всего несколько строк из громадного литературного наследия Сурена Петросяна читатели поймут почему (Два раза - "почему"!), решив прославиться, я став летописцем, вернее( ) библиографом одного из, а вернее( ) самого величайшего творца конца XX и начала XXI веков.

Григорян Р(у)обик
В поиске вечной и немеркнущей славы

____________________________________
1- Амалия - супруга - Тер-Накалян Саркиса, школьного друга автора
2- Господа (арм.)- производное от бароны
3 - Дрошак - флажок
4- Бажак(арм) - стакан
5- Асатрян Баграт – одноклассник, друг С.П. ( с 1993-1996, председатель Центрального банка Армении)
6- Ереванский институт математических машин





ПЕТРОСЯН С.В.
ТРЕЩИНА
(Летопись дружбы одноклассников)
НЕОКОНЧЕННЫЙ РОМАН
ЕРЕВАН – 1980 г.

КЛАССНАЯ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Аракелян Рузанна, Арутюнян Маргарита, Асатрян Баграт, Бадунц Гаянэ, Варданян Аида Восканян Погос, Григорян Константин, Григорян Сусанна, Гукасян Эдуард, Григорян Рубен, Карапетян Асмик, Манукян Анаида, Маркарян Артур, Манасян Ирина, Мартиросян Рузанна, Мурадян Роберт, Нагапетян Сурен, Оганесян Артавазд, Оганесян Левон, Одабащан Марина, Петросян Гарегин, Саркисян Артур, Серопян Софья, Тевосян Карен, Халатян Самвел.



“ТРЕЩИНА“ – Петросян Сурен Вагинакович
Неоконченный роман.
Летопись дружбы одноклассников. С иллюстрациями и фотографиями.
Книга не претендует на полноту отображения всех событий школьной и послешкольной жизни и является лишь обобщением наиболее характерных и значительных случаев из жизни автора и его друзей.
В основу романа легли материалы стенгазеты “ДРОШАК”, рассказы документального характера, а также воспоминания автора.
Книга предназначена в качестве настольного пособия для чтения одноклассников с целью восстановления и освежения в их памяти событий давно минувших лет и может служить источником хорошего настроения.
Одобрена Чрезвычайно Ученым Советом и настоятельно рекомендуется докторам наук, депутатам, офицерам, прокурорам, банкирам, безработным, членам их семей, а также широкому кругу читателей, обладающих чувством юмора.


СЕРЕБРЯНОЕ ИЗДАНИЕ
Издание второе, исправленное и дополненное.
Приурочено к 25 – летию окончания школы.


Художник и автор рисунков Григорян Константин
Любительские фотографии Асатряна Баграта
Ереван – 1998г. Школа - No 132- выпуск 1973года
© Петросян Сурен Вагинакович





Вначале было слово,
слово было ...
...от автора

– Было! – С годами все чаще приходится произносить это будоражащее память слово, сконцентрировавшее в себе всю силу магии воспоминаний.
Пролетели школьные годы, время студенчества. И вот уже канули в Лету двадцать пять лет (канул в лету двадцатипятилетний юбилей!)со дня окончания школы, но несмотря на всевозможные жизненные перипетии и неумолимый ход времени связь между бывшими одноклассниками продолжается и переросла в дружбу.
И мне, участнику этих событий, невольно ставшeму хранителем и летописцем нашего прошлого, собравшему воедино и записавшему истории, пришлось немало потрудиться, чтобы расставить все по своим местам и освободить этим прошлое от настоящего.
Мои воспоминания начинаются с истоков, корни которых надо искать за школьными партами, в просторной классной комнате с огромными окнами, выглядываюшими куда-то на задворки школьного двора, с учителей и дороги, ведущей домой.
Я постарался обьединить в гармоничное целое разрозненные элементы событий и правдиво поведать о мире, полном озорства, радости и чистоты, свойственной неподдельной и бескорыстной детской дружбе.
И каждый раз, когда ты будешь открывать эту книгу, я с ее страниц буду приветствовать тебя, с пожеланиями крепкого здоровья и доброй памяти!
Пусть неоконченный роман в том виде, что лежит перед тобой, станет памятником нашей многолетней дружбе.
И я уверен, что ни одна библиотека в доме моего одноклассника не может быть полной без этой книги.
Итак дорогой читатель, переведем стрелки часов назад, перевернем эту страницу и, приподняв занавес времени, заглянем в прошлое.
В добрый путь и приятного чтения.
Сурен Петросян


_______________________

И пусть потомок наш возвеселится,
Узнав, что дружба и за гробом длится.
И.В. Гете
_____________________


ПРОЛОГ
Орава смышленных малышей, отпустив руки родителей, нерешительно переступила порог школы. С высоты времени всматриваюсь в эти лица. Неузнаваемо изменятся эти первоклассники. Не многим удасться сдержать свое первое обещание:
– Учиться на одни пятерки!
Прошли годы, повзрослели малыши, не осталось и следа от их первоначальной скованности. Они стали настоящими учениками, прошедшими через многочисленные опросы, допросы, диктанты, летучки и контрольные, овладевшими азами, ставшие ассами подсказки и списывания.
Они успели подружиться, поругаться и передружиться, обросли кличками и прозвищами: Гук, Старик, Халеб, Трепач, Клоп, Птюшь, Ловкий, Композитор, Джим, Дод, Мкек, Чебурашка, Цапля, Писо, Козел…
А затем пришли более или менее зрелые годы, времена первых двоек из-за безнадежного положения в любовных делах.
Но они продожали смирно сидеть на уроках, страшась гнева классного руководителя, умудрялись выходить к доске, отвечать без подготовки и при этом не получать двоек; тайком курили в туалетах, стоически переносили затрещины учителей, боролись на переменах, убегали с уроков, дотемна играли в футбол, воровали незрелые абрикосы, прыгали со второго этажа, ломали друг другу головы, скрывали полученные двойки от родителей, и то, что их вот уже который день ждут в школе.
Появились заводилы больших и малых школьных шалостей, отличники, ударники и двоечники, которые в ужасе хватались за голову и недоуменно разводили руками, когда на них после еще не полностью усвоенной азбуки и таблицы умножения, градом посыпались леммы, теоремы, следствия и вытекающие из них последствия...
Уроки для них стали настоящим мучением, потерявшие интерес к учебе, они, позвевывая от скуки, считали дни оставшиеся до окончания школы, не пераставая удивляться праздности Пифагора и тому, как учителя не могут понять, что существуют люди, которым не интересно значение икса и правописание безударных гласных.
А кто прилежно учил школьные премудрости, уже перестал удивляться чудесам творящимся на уроке географии, когда с карты пропадали страны и материки, а реки поворачивали вспять. Они знали, что Вселенная бесконечна, знали, что в Мировом океане 54 моря, знали, что самое глубокое место находится в Марианской впадине и составляет 11022м, они познали валентность химических элементов, вычислили логарифмы, были знакомы с датами многих исторических событий, и были уверены, что морская миля длиннее сухопутной.
Быстро пролетели десять лет, и из школьных дверей вышли молодые люди, удостоенные аттестата зрелости.
Не успели у некоторых появиться усы, как у других уже начали выпадать волосы. Но, несмотря на это, они продолжали дружить; с годами их дружба становилась крепче, и они не заметили, как из одноклассноков превратились в добрых в друзей..




ГАЛЕРЕЯ ГЕРОЕВ
Пытаясь достоверно расскрыть в столь небольшого обьема произведении образы многочисленных героев, я вынужденно ввел данное описание действующих персонажей, чтобы представить моих друзей и в целом нашу классную компанию. И если кто-то из моих однокласников не попал в галерею героев, это ни в коей мере не говорит о его заурядности, а лишь о степени моей близости, моя субьективная точка зрения на момент написания книги .
Итак, говоря языком военных, привожу тактико – технические характеристики моих одноклассников.

ЛИЦА ДЕЙСТВУЮЩИЕ:

Асатрян Баграт – фотолюбитель, велосипедист, горнолыжник, любитель Шекспира и активного отдыха. Сангвиник.По специальности экономист, как и Карл Маркс, но, в отличие от него, Баграт старший экономист. Общителен, любит всё и всех. Вечно голоден.
Мечта детства – стать экономистом.
Бишарян Сусанна – прозвище Бунин. Сангвиник.Образование высшее, имеет связи в Дилижанском пансионате. Способна обижаться, когда никто этого не ожидает. Любит выпить. (То есть алкоголичка? так пишут о них) Не любит пьяного Константина. Периодически обещает взять его на поруки, но не хочет возиться
Мечту детства скрывает.
Восканян Погос – он же Павлик, он же Поглик он же Халеб, он же “колорадский жук”; эксцентрик, с вечно выпадающими, но не выпавшими волосами. Себя считает тонким знатоком искусств и серцеедом. Любитель спорта и иностранных языков.
Мечта детства - жить как Гарун аль Рашид.
Григорян Константин – Образование высшее, но никому не нужное. Любитель спиртного.Не признает непьющих. Презирает невежество. Современников подразделяет на собутыльников и глупцов.Страдает манией собственного величия. Глашатай истин в последней инстанции.
Мечта детства - проснуться в один из дней общепризнаным гением. (как жестоко...)
Григорян Сусанна – Сама скромность. Миниатютный флегматик, питается неизвестно чем и неизвестно когда. Активный участник наших многих мероприятий. В пьянках и дебошах не замечаена, хотя и присутствовала при них.
Мечта детства - воспитательница в детском садике.
Оганесян Артавазд – композитор и кинолюбитель. Целеустремлен. Образование высшее. Верит в приметы. Любит себя, музыку и хаш.
Мечта детства –выиграть в настольный хоккей у автора книги и стать начальником СУ .
Манукян Анаида- эксцентричная натура. Обладательница дачи в Степанаване. Не выносит любую форму проявления несправедливости. Любит всех, за исключением Картера , политически грамотная. Образование высшее.
Мечта детства – иметь много детей.
Тер-Накалян Саркис – вечный студент. Величайший, но никем не признанный теоретик современности. Твердо знает даже то, о чем человечество лишь догадывается. Тонкий знаток спорта, спирта, литературы и драгоценных камней. Невероятный нытик и брюзга. Особа, особо приближенная к Константину. Союзник, соратник, собутыльник.
Всегда собою доволен. Мечта детства отсутствует.
Я, Петросян Сурен, автор книги. Любящий своих друзей и приукрашивающий факты.

И БЕЗДЕЙСТВУЮЩИЕ(7)

Одабашян Марина – филолог. Бывший классный комсорг. Очень серьезная личность. Боевой друг и неукротимый общественный деятель. Любительница собраний и директивных заявлений. Обидчива.
Любит песни типа – “Ну-ка солнце, брызни ярче!”
Мечта детства – быть полезным членом общества.
Григорян Рубен – прозвище Клоп. Сочувствующий партии большевиков с шестого класса. Впитав со столь юнного возраста идеи, силу и красоту учения марксизма – ленинизма, остановился в росте. Человек без комплексов. От обычных людей отличается. Зачастую необычно и неуместно активен. Убежденный общественник.
Мечта детства – дождаться коммунизма.
Гукасян Эдик – кличка Гук. Страшен во гневе. Популярная и крупная личность нашего класса. Образ положительный, приближается к идеальному. (но Гук же очень даже действует. Я помню, я про него точно читала!)Мечта детства – справедливый юрист.

Возможно, после знакомства с действующими лицами моего романа, у читателя возникнет недоумение: ведь нет ничего героического в их скромных биографиях, на фронтах они не воевали, не спасали бабушек из горящего дома, и нобелевских премий не удостаивались. Да дорогой читатель, ты конечно же прав…
Но все же, в свое оправдание, загегая( ) вперед, хочу уверить тебя, книга эта отнюдь не бесполезна для общества, и даже может быть использована в воспитательных целях. Ведь в ней описывается то, что обьединяет их всех вместе. А обьединяет их прекрасное чувство дружбы

Описание одной поездки за город и воспоминание о школьной поре легли в основу этого романа.

________________________
7- описание остальных героев книги будет дано по ходу повествования.

Продолжение следует: " ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ"



__________________________________________________
Сноски
1 Поглик - синтез имен Пог- ос + Пав- лик
1 сказочно богатый халиф из сказок “Тысяча и одна ночь”
3 СУ - строительное управление
2 Картер- Президент США на момент написания книги

1 Галина Ивановна – Учительница биологии, олицетворение спокойствия и доброжелательности.
2 Павлик за свое маниакальное пристрастие рисовать и вырезать на партах он с легкой руки Маргариты Сафаровны получил прозвише - “колорадский жук”.
3 двойка лишала Артавазда денег на буфет, а деньги ему были очень нужны: он их копил, вначале на кинопроектор, затем на видеокамеру, потом на магнитофон, на ионику и т.д.
4 кохинор - в те годы такие резинки были в большом дефиците, и обладатели ее считались счастливчиками
5 "Миллион лет до нашей эры"- этот фильм шел в те годы на киноэкранах, где и были показаны все те ящеры изучаемые на уроке.
1 Завр (по гречески ) – означает ящер
1 -Халатян Самвел – Х.Самел, Джим. Любитель прогуливать уроки. Школу посещал в силу обстоятельств. Жизнерадостный и пышащий здоровьем отрок- – любимец для битья Маргариты Сафаровны. Левша. В школьные годы научился курить, пить, и играть в волейбол. После окончания школы поступил на геологический факультет и в силу отвлеченных понятий на долгое время оторвался от нас. Великий чревоугодник. Любит обедать, даже после обеда.
Мечта – жить от пуза.
2 РОНО- районное отделение народного образования
1 Артавазд уверял, что начнет читать когда выйдет на пенсию( но до пенсии еще было далеко)
1 Петросян Армен – колоритная фигура, прозвища –Мкек, Масис, Лесостепь, Дег (сокр.от дегенерат). Если первая кличка мало о чем говорит неискушенному читателю, то следующие недвусмысленно намекают, подчеркивают и проливают свет на его циклопические размеры, обильный третичный покров и умственную заблудшесть. Сексуальный маньяк. Бриться начал в пятом классе. Воспет в стихах нашими классными поэтами.
2 Марго, она же Маргарита Сафаровна - математичка, наш классный руководитель. Отличалась непредсказуемым и порой чрезмерно суровым нравом по отношению к ученикам. Считала своей святой обязаностью наставлять на путь истинный заблудших, искоренять лень, а также блюсти нравственность девиц. За недостаточностью устных аргументов часто прибегала к рукоприкладству.
1 история создавалась основываясь на хронологию нашей игры «Сражение»
1 поэма написана в 1968 году Дунамалян Левоном и Григорян Константином, нам тогда шестикласникам она казалась грандиозной
2 лмпошь – широкий расплющенный нос (арм.)
3 Казиев Васиф, наш одноклассник, проучился с нами до восьмого класса в нашей памяти остался благодаря поэме.