Не опоздать бы...

Влад Каганов
Общеизвестен, ставший уже легендой, случай, когда молодая мама принесла годовалого ребенка к А.С. Макаренко и сказала: « Моему сыну исполнился год. Я хочу знать, как правильно его воспитывать?» На что Антон Семенович ответил:
« Так вы уже опоздали на год!»
       Подобную историю приписывают многим выдающимся педагогам. Врачи, педагоги, психологи давно пришли к выводу, что воспитание нужно начинать тогда, когда ребенок еще находится в утробе матери. Он, оказывается, способен воспринимать музыку, песни и стихи матери, ее речь, ее радости и огорчения. Потому-то врачи рекомендуют окружать беременную женщину особой заботой и вниманием, не волновать ее, не расстраивать. Будущей матери не рекомендуется смотреть фильмы с жуткими сценами насилия. Больше того, её должны окружать красивые лица, вещи, нежная музыка.
          Ребенок - существо удивительное, даже загадочное. Живой, немощный комочек через год начинает ходить, через два - говорить. Но человеком он станет только в среде людей, только общаясь с ними.
         Науке известны случаи, когда ребенка похищали звери. 15 детей были вскормлены волчицами, 5 – медведицами. Детей похищали леопарды, павианы, гориллы. И если ребенок оказывался в логове зверей слишком долго, то, даже вернувшись в среду людей, человеком он уже стать не мог.« Маугли» - красивая сказка. В жизни так не бывает.
         Основы физического и умственного развития закладываются к пяти годам. Лет пятнадцать назад мне попала в руки интересная книга нескольких психологов. Они доказывали, что 50% умственных способностей человека закладываются до пяти лет. 30% - падает на возраст от четырех-пяти до восьми-десяти лет. Оставшиеся 20% приходится на возраст от десяти до семнадцати лет. Мозг будет пополня- ться знаниями, жизненным опытом всю жизнь. Но умственные способности человека не беспредельны.
Лев Толстой говорил, что между ним и пятилетним ребенком разница совсем не велика.

        В детском садике каждый понедельник воспитательницы проводили с детьми беседу на тему: « Как вы провели выходные дни? Чем помогли маме?» Знакомая воспитательница по моей просьбе записала ответы детей.
        Какие разные истории рассказали дети. Есть о чем задуматься!

        КРИСТИНА : У нас была встреча в парке. Там гуляла моя подружка с мамой. В парке было очень красиво. Мы собрали целый букет оранжевых и красных листьев. Теперь у нас дома этот букет стоит в вазе.
        СЮЗАННА : Вчера мы отмечали день рождения папы. Мама испекла пирог. Пришли мои тети и дяди. Мы хором пели «Happy birthday to you!» А папа подул и сразу потушил тридцать свечей.
        ДАВИД : Мы с папой поехали в магазин за продуктами, потому что мама плохо себя чувствовала. Потом мы с папой сварили обед. Я ему помогал. Маме обед понравился. Она поцеловала меня и папу.
        МИХАИЛ : У нас были гости. Все пили вино и много говорили. Когда гости ушли, мама сказала: « Я очень устала.» Папа сказал: «Я тоже устал от них. Зачем ты их пригласила? От них все равно никакого толку.»
        ПЕТР : Моя мама куда-то уехала . Мы с бабушкой целый день смотрели разные фильмы по телевизору. Бабушка заснула в кресле, а я еще долго смотрел очень страшный фильм.

       Много лет выступал я с лекциями на темы воспитания. Однажды после лекции молодой мужчина заметил:
       - Вот вы говорите, что сегодня для правильного воспитания ребенка нужны знания в области педагогики, психологии, медицины. А ведь у наших бабушек не было никакого специального образования. Многие из них были малограмотны, но, тем не менее, они неплохо нас воспитывали.
       - Все верно, - согласился я,- но наши бабушки, как правило, жили в многодетных семьях и владели тем самым опытом народной педагогики, который передавался из поколения в поколение. Сейчас он,зачастую, утрачен. Бабушки и дедушки живут отдельно, и их влияние на воспитание внуков сведено до минимума. Внуков им «подбрасывают» лишь тогда, когда родители собираются на концерт или в ресторан. А жаль. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей огромна!

       Дважды перечитал я прекрасную книгу Галины Вишневской о ее жизни. Вишневская пишет, что выжила только благодаря бабушке. Детство этой умной и талантливой актрисы, в прошлом солистки Большого театра, было голодным и тяжелым. Ее мать, гулящая женщина, бросила дочь вскоре после родов. Отец пил безбожно. Маленькую Галю воспитывала бабушка. Отсутствие матери в первые годы жизни наложило свой отпечаток на характер девочки.
« Детскую душу переполняло чувство большой обиды на мать, на отца, - вспоминает актриса в своей книге «Галина». – Я была неласковым ребенком. Неудовлетворенное чувство любви, отвергнутое матерью, надолго спряталось в моем сердце, и прошло много лет, прежде чем я стала оттаивать.».
Галина Вишневская пишет, что она была, как дикий зверек. Смотрела на всех угрюмо и отталкивала от себя ласку окружающих людей.
«С раннего детства, будучи подкидышем, я должна была защищать свое место в жизни. И лишь бабушка своим сердцем и умом простой крестьянки почувствовала, поняла что за всеми моими капризами, а часто и злыми выходками скрывается горькая обида брошенного ребенка.», - написала в своей книге знаменитая певица.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка в детские годы, что вошло в его разум и сердце, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» Эти слова принадлежат прекрасному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.