Нашего разлива

Елена Аронова Колганова
 Но не пиво, не вино…Мощные партии электрогитар в органичном сочетании с ритмом ударных… Добавить вокала в пропорции - и готов коктейль под названием "Rock music".
 -
"Рок-н-ролл мертв", - сказал некогда Борис Гребенщиков. Как антитеза даже в отдаленных уголках мира образуется все большее число групп, исполняющих рок. С одной стороны, БГ, безусловно, прав: рок-н-ролл Элвиса Пресли, "The Comets" , Чака Берри и Рэя Чарлза отошел с первого плана и сейчас несет значение, скорее, исторического момента. Но именно он дал начало тому многообразию направлений, в которое "может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек".
 -
Рок - это очень необычный коктейль. Его привкусы и оттенки неповторимы в зависимости от места производства и времени выдержки. Песенно-танцевальный фольклор афроамериканцев вкупе с их же ритм-энд-блюзом породили в США рок-н-ролл 20-х. Это была легкая для восприятия музыка с определенной долей оптимизма. А вот Англии 70-х, увязшей в болоте буржуазных устоев, требовалась изрядная порция даже не коктейля, а чего-то покрепче. Таковым стало огромное панк-движение во главе с легендарными "Sex Pistols", "Siouxie and the Banshees"…Нарочито расстроенные инструменты, шокирующие антисоциальные тексты, вызывающая одежда, поведение под стать… "No Future!" - "жизнеутверждающе" заявляло молодое(!) поколение устами "Sex Pistols". И с ними соглашались: по их стопам пошли толпы, в том числе в России.
 Рок в нашей стране, помимо того, что отличается от зарубежного, имеет еще и собственную географическую специфику. Музыка, рожденная среди белых ночей Петербурга, влажного ветра с Финского залива, холодных величественных зданий будет иной, чем сибирские аккорды. Кстати, именно для Сибири характерно восхождение к истокам авангардного искусства России начала 20 века. Егор Летов, Янка Дягилева, Башлачев, поэт Екатерина Боярских - далеко не полный список имен "сибирского разлива".
 А каков же наш, рязанский рок? Он, вообще, существует? Многочисленность музыкальных коллективов, играющих в этом стиле, показывает, что да, очень даже существует. А разнообразие направлений одного стиля говорит об активных творческих инициативах, и, значит, о том, что это интересно.
 -
Наверно, дело происходило примерно так: в 1999 году, ясным сентябрьским днем, а, может быть дождливым, собралось несколько молодых людей, любящих рок-музыку, и сказало: "Мы - за рок!" С тех пор они так и стали называться:"ЗаRocK". Они периодически выступают в арт-клубе "Планетарий", исполняя более десятка собственных песен. Правда, репертуар значительно шире: насчитывает около 80 песен - но большинство находится в стадии разработки. "Нет времени, а подчас и возможности репетировать, - говорит "Зарок". - В этом отношении на Западе все проще. Там существуют официальные студии, которые предоставляют только что образовавшимся группам помещение для репетиций, инструменты. А у нас приходится самим пытаться искать. Где у нас только не проходили репетиции: на частном мясокомбинате, на кондитерской фабрике…
 Основная идея нашего творчества - разбить множество стереотипов, сложившихся как у слушателей, так и у музыкантов. Один стереотип - играть только ту музыку, которую слушает большинство. Речь идет не обязательно о поп-музыке. Например, в моде калифорнийский рок, и его все играют. Второй стереотип - то, что главное - это техника игры. Нет, безусловно, техника - очень важный компонент, но все-таки, основное - это душевное состояние, энергия, отдаваемая зрительному залу".
 Авторы песен "Зарока" - Максим Захаров и Вадим Колгин, но в творческом процессе принимает участие вся группа. Ранние тексты, как говорит Вадим Колгин, напоминали есенинские:

Как прекрасна старая осень,
И мне дома совсем не сидится…

В поздних, остающихся в рамках "софта", нельзя не заметить поэтическую эволюцию:

Птицы оставили гнезда,
Дождь умолял их так слезно
Мы курили не поздно
Мы курили не поздно,
Но люди не птицы:
У них все серьезно…
 -
 


Блиц-интервью.

- Как вы определите стиль своей музыки?
 "З."- Софт-рок с элементами фьюжна, пост-рок.
-Что для вас означает понятие "рок"?
"З."- Рок - это, все-таки, рок-н-ролл. Это что-то близкое к негритянскому блюзу, от которого, собственно, рок-н-ролл и пошел.
- Каково, на ваш взгляд, состояние рока в Рязани?
"З."- Плачевное. Настоящего рок-н-ролла нет.
- Чье-нибудь творчество оказало влияние на ваше?
"З." - Да, такие группы, как "Deep Purple", "Led Zeppelin", "Pink Floyd", "Grаnd Funk RailRoad", "Smashing pumpkins", "The Beatles", классика… Отдельные элементы этого влияния присутствуют в песнях "Зарока", но не в явном виде.
-Что бы вы хотели изменить в существующем мире?
 "З."- В последние годы люди в большинстве своем подвержены апатии, депрессивным ощущениям, стало меньше добра, искренности, а этого очень не хватает. К тому же обычно человек заключен в рамки: работа - дом - работа…Надо менять свою жизнь, вносить в нее что-то интересное: путешествовать автостопом, например…



 "Однажды, только ты поверь, маятник качнется в правильную сторону", - сказал Егор Летов. Очень хочется ему верить. Ведь тогда будет развиваться молодежное творчество, и более широкая аудитория увидит "долгий путь к горизонту в тумане" "Зарока".

Ликбез:
Софт-рок - рок-песни лирического характера. Пример - группа "Eagles" , мелодичные баллады "Survivor" (США, 1978 г.).
Фьюжн - слияние двух и более музыкальных стилей. Чаще всего представляет собой синтез рока и джаза. Первым использовать электроинструменты и ритмы рока в джазовых импровизациях стал Майлз Дэвис в середине 60-х годов 20 века. Впоследствии музыканты стали перемещать акцент на рок, существенно сокращая компонент джаза.
Фанк - полиритмическая музыка с выделенными ударными, минимальной мелодичностью. Корни фанка восходят к несложным композициям Джеймса Брауна в начале 60-х., более поздним группам "Parlament" , "Sly and the Family Stone". С конца 70-х термин "фанк" стал использоваться английскими и американскими музыкальными критиками в значении "незатейливый".


 
 "ЗаRocK"
(Вадим Колгин - вокал, бас-гитара.
Александр Грудцев - барабаны.
Станислав Басанин - электрогитара.
Максим Захаров - электрогитара.)

(статья, опубликованная в газете "Молодежная среда", г. Рязань)