Такая вот нация - студенты!

Елена Аронова Колганова
 Она сидела за партой. На улице стояла жара около 23 градусов по Цельсию, но она вынуждена была париться в спецодежде: вязаном свитере с высоким воротом. В открытое окно влетал ветер, развевал ее длинные волосы, и тогда становился виден наушник с проводом, спускающимся под воротник. Кто же она?
-
 Она - типичный представитель своей нации, о которой писал Эдуард Асадов. Эта нация многочисленна: ее представителями заполнены все города. Ее менталитет поражает самых выдающихся психологов. Еще бы! Как не зайти в тупик, когда «то, что прочим людям невозможно, студенту – наплевать и ерунда»? Не верите? Достаточно проследить обыкновенный рабочий день студента и «нормального человека».
 Начинается все с утра. Нормальный гражданин по веселому звону будильника (или крику деревенского петуха) встает в 7-нуль-нуль, собирается и бодренько так бежит на работу. Чтобы студент смог обойтись всего лишь одним будильником? Да как минимум тремя! Один заводиться на 6.30, другой – на 7.00, третий – на 7.30. Не понимаете, для чего? Эх, вы! Смотрите и учитесь. Вот звонит первый будильник. Спящий студент, протянув руку, наощупь находит ненавистную причину своего беспокойства и, в лучшем случае, выключает (в худшем – швыряет в стенку). Затем с чувством исполненного долга переворачивается на другой бок и продолжает путешествие по царству Морфея. Через полчаса ситуация повторяется. На третий раз студент, наконец, может соблаговолить разлепить веки (а, может, и нет!). Полежав еще с полчасика и морально настроившись на то, что вставать, все-таки, придется, студент, может быть, покинет кровать (а, может быть, и нет!). Проделав обычные утренние процедуры (умыться и т.п.), нормальный гражданин завтракает. Студент теоретически – тоже. Практически же он проводит внимательный осмотр своего холодильника, шкафов, тумбочек. Результаты его повергают в состояние задумчивости: он начинает вспоминать, три или, все-таки, два с половиной месяца назад он в последний раз находил у себя хотя бы какие-нибудь продукты? На горизонте будущего мелькает светлая мысль: совсем скоро – через пару месяцев – родители проспонсируют. Утешившись этим, наш герой отправляется на учебу, по пути забежав на почту и отправив на всякий случай маме телеграмму: «Стопятидесятирублируй», - денег-то на одно слово хватает.
 Любой человек, как известно, подвержен страхам. Например, у нормального гражданина сердце уходит не просто в пятки, а в ботинки, когда он опаздывает на работу. Он мчится, устанавливая новый рекорд по бегу, а перед глазами мерещится начальник, изрекающий салтыков-щедринское: «Не п-потерплю! З-запорю!» Извилины мозга студента, видимо, устроены по-другому: если в расписании значится начало занятий в 8.00, студент, в лучшем случае, прочитает это как 8.15 (в худшем – с трудом представляется). В случае нелояльного преподавателя приходится ухитряться, кто как может. В тех учебных комнатах и аудиториях, где нижняя половина дверного проема скрыта от сурового преподавательского взора партами, спинами и головами уже пришедших студентов, опоздавшие спокойно вползают на корточках, один за другим, образуя красивый километровый «паровозик». Теперь попробуйте представить замдиректора, который в костюме, галстуке и с кейсом тихо проползает на животе к своему рабочему столу мимо директора, сидящего за компьютером.
 Не все студенты читали сказки Шехерезады, но «Тысяча (учебников) и одна ночь» - кредо любого представителя сей славной нации. Еще в эпоху легендарного Шурика существовали вспомогательные средства для успешной сдачи экзаменов. Что же говорить о современном веке технологий! Плееры, мобильные телефоны уже стали использоваться чаще в учебных целях, чем по назначению. Однако все рязанские учебные заведения превзошел РГУ. Будущие педагоги применяют такие средства! Насчет того, какие именно, целесообразнее промолчать (вдруг эту статью прочитает преподаватель РГУ). Здесь, правда, у студентов есть общее с «нормальными гражданами». Когда первые слышат: «Зачет, экзамен», - а вторые: «Комиссия, проверка, отчет», - и те, и другие бегут пить успокоительное.
 «Семинар по истории. Двое молодых людей играют в «морской бой». Одна девушка читает художественную литературу, другая красит ногти. На последней парте стоит «полторашка» пива: парень периодически из нее наливает в стаканчик и пьет. Посередине комнаты девушка бормочет доклад. И – пик гармонии! За столом сидит преподаватель и читает газету «Вечерняя Рязань». Это непридуманная история одного из рязанских вузов. Видите, как все получается? Общаясь со студентами, начинают меняться и преподаватели. Недаром гласит мудрая пословица: «С кем поведешься, того и наберешься».
 Как известно, главное качество студентов – изобретательность. О ней уже слагают легенды. За ними далеко ходить не надо: взять хотя бы «радиковские хохмы». Вот одна из них.
 «Экзамен. Студенты ожидают свою судьбу. Она является в виде солидного экзаменатора. Правда, на этот раз он решил отдохнуть от серьезности. «Зная вас, - он заявляет студентам, - я понимаю, что спрашивать вас бесполезно. Давайте сделаем так: кто оригинальнее всех подаст мне зачетку, тому – «пять», а остальные – на пересдачу». Студенты ухищряются, кто как может. Один даже встает на голову, а зачетку держит ногами. «Нет, - забраковывает экзаменатор, - все это уже было».
 А тем временем, спустя час после начала экзамена, до кафедры, наконец, добирается последний студент из этой группы. Он вчера отмечал какое-то торжество, и сегодня ему не до экзамена. «Эх, - думает наш герой, - какой толк туда заходить? Все равно - «два». С этой мыслью он вытаскивает свою зачетку и, размахнувшись хорошенько, швыряет ее через щель под дверью в комнату, где проходит экзамен. Вскоре он, как говорится, «понимает, что ничего не понимает», потому что зачетка таким же образом вылетает из-под двери обратно. Но когда он видит в ней свою оценку, то принимает решение полечиться у психиатра от галлюцинаций: в зачетке красуется «отлично»!
 Однажды в троллейбусе происходил такой интересный разговор. Молодые люди, психологи, обсуждали как раз средства морального воздействия на преподавателя, чтобы тот поставил оценку повыше: «Надо наложить грим: бледное лицо, круги под глазами, - вроде, как ночь не спал – учил. Преподаватель как посмотрит, так сразу и сжалится. Только надо девчонок просить, чтобы они тебе грим нанесли: у них лучше получится». Свои слова молодые люди аргументировали выдержками из учений известных психологов. Из беседы стало ясно, что эти ребята, безусловно, - психологи, но только будущие. А пока они самые настоящие студенты факультета психологии. Потом, окончив университет, они устроятся на работу и будут изучать менталитет тех, кем были сами когда-то.
 Знаете, что неизбежно и плохо: закончив свой Alma Mater и начав работать, студент перестает принадлежать к своей «нации» и становится «нормальным гражданином». А последнему уже не под силу то, что с легкостью дается студенту. Поэтому тем, кто еще не вышел из студенческого периода, надо ценить каждое его мгновение. Ну а остальным следует не забывать и даже пытаться в каких-то своих поступках повторить то воистину чудесное время, когда принадлежали к «нации студентов, веселого и особенного народа».