Скрипучка

Владимир Панов
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказки стариками пересказаны, внуками забыты, молодыми заброшены, на теплых печах оставлены, в избах старых покинуты, домовыми перепрятаны. Одну такую сказку нашел я в доме высоком, среди леса шумного. Готов и вам ее сказать, только слушайте внимательно.

Давно было – младенцы не припомнят, далеко – старики и не дойдут, в не считанные годы, за синими морями, за черными горами, лесами дремучими, песками сыпучими, в некотором царстве, в некотором государстве правил Царь. И была у того царя дочь единая. И любил он ее без памяти, выполнял все просьбы и малейшие капризы. Росла она в довольстве и богатстве, становилась все красивее и красивее с каждым днем, словно розы бутон распускалась. И скоро слава про красоту ее заполнила мир.
Много женихов стали свататься: и царевичи, и королевичи, богатыри славные и мудрецы ученые. Но не могла смотреть она на них – видела только стремление к красоте и богатству ее. Томилось сердце лишь за тем, кто полюбит ее такой, какая она есть, а не через брови ее соколиные, кожу бархатную и глаза глубокие.
Завидовало ей много женщин. И позавидовала красоте ее неписаной злая Колдунья. Решила украсть старая карга молодость девичью, а вместо – свое уродство отдать. Дни за днями шли, зима летом сменилась и наконец колдунья сварила страшное зелье.
Однажды гуляла царевна в поле. День жаркий, солнце греет нестерпимо. Села она отдохнуть в тени куста, как вдруг видит: идет к ней старуха и по-доброму ей улыбается.
- Умаялась, миленькая? – говорит старуха, - Солнце, небось, напекло молоду головушку, ветер очи высушил, пыль кожу покрыла бархатную? Вот, попей моего кваску холодненького – тебе и полегчает.
 Поблагодарила Царевна старуху, отпила из предложенного сосуда – и тут же упала без сознания. А когда очнулась, уже белый месяц взошел на небо, прохладно стало и темно.
Воротилась Царевна во дворец. А Царь закручинился – искали его дочь целый день, да не нашли, пропала единственная наследница.
Пришла к нему Царевна и говорит:
- Не печалься отец – я вернулась, просто под кустом задремала.
 Взглянул царь на нее и испугался. Перед ним стояла страшная старуха и скрипучим голосом говорила:
- Неужели не признаешь дочь свою?
- Зачем смеешься надо мной, юродивая? Зачем над бедным стариком потешаешься?
- Я ведь дочь твоя – Царевна.
- Эй, стража! Схватите эту Скрипучку и свезите куда подальше с глаз долой. Пусть мое сердце пужче прежнего не печалит.
Схватили ее стражники и отвезли в дремучий лес, в черную башню Еуфимб.
И годы шли. Жила Скрипучка в башне ровно четыре года, а на пятый все забыли про нее. И там поселился злой Дракон стоглавый. Но даже он не покусился на Скрипучку из-за красоты ее.
И, вот, случайно проезжал в этой местности красный молодец – царевич Берендей. Не было равных ему по силе и красоте во всем царстве, а по смелости и подавно! Услыхав, что в башне посреди леса темного томиться заколдованная принцесса, он тут же бросился ей на помощь. Царевич Берендей ехал горами высокими – сражался с великанами могучими, пробирался болотами топкими – убивал тварей ужасных. Объездил он весь свет, но не нашел этой башни и уже возвращаясь домой с сердцем тяжелым заехал в лес дремучий.
Ехал долго среди деревьев черных, ехал-ехал и заблудился. Долго блуждал он, пока наконец не выехал на поляну. Посреди поляны стоит избушка, на избушке ворон сидит и на Восток каркает, на крыльце кошка на незваного гостя шипит, а сова с дерева желтыми блюдцами глаз таращится.
Вошел в избушку Берендей, видит – сидит на печи старуха и косточки детские считает. Понял он, что перед ним ведьма.
- С чем пожаловал, молодец? – спросила старуха.
- Заблудился в лесу вашем. Ищу давно я башню черную, да не найду. Ни с чем домой возвращаюсь.
- Далеко возвращаешься – башня эта всего-то в версте на север от моего дома, но путь туда трудный и опасный, полон нечистой силы. Не боишься?
- Зачем же я такой путь проделал? Чтобы сейчас бояться?
Старуха засмеялась:
- Ну, ежели так, то ступай: пойдешь по тропе узкой, в темень густую, будут тебя чудища лесные пугать, оступишься – пропадешь, будут черти заманивать, ослабеешь – загубят, русалки искушать будут, поддашься – не видать тебе дома родного, света белого. Коль дойдешь до распутья – увидишь камень, а на камне черт сидит. Он тебе загадку скажет, но ты не думай над загадками его, скорее кричи «ку-ка-ре-ку», если хочешь живым остаться. Потом камень опрокинь, возьми то, что под ним лежит, и иди на лево по узкой тропе вдоль леса. Більше тебе ничем помочь не могу
- И на этом спасибо – поклонился Царевич Берендей и вышел из избы, пошел тропой узкой на восток.
 Идет, а вокруг ветки шелестят и ломаются, глаза из тьмы смртрят, твари облизываются и клыки на него точат, белые призраки на пути стают. Но не пугается царевич – идет дальше, как ни в чем небывало.
Вдруг очень есть и спать захотелось.А возле тропы харчевня стоит, из трубы дым валит, из светлых окон пахнет жареным мясом. Возле харчевни стоит добродушного вида человек и зайти приглашает.
Отвернулся Берендей, как не тяжело это было. А оглянувшись увидел черный сгоревший трактир и черта, зло пялившегося на него.
Пошел он дальше. Возле озера увидел девушек, что хоровод водили на поляне. Начали красавицы зазывать Царевича к себе. Вовремя вспомнил наставления старухи – пошел дальше.
И скоро вышел на распутье. Посреди дороги камень лежит, а на камне – старый черт.
- Ану, мою загадку разгадай: - молвил он, - Прошел не побоялся, не думал, да попался. Кто это?
Не долго думая, Царевич закукарекал. Испугался черт и исчез.
Опрокинул Берендей камень, а под ним меч лежит. Поднял он дивное оружие и пошел вдоль леса, как старуха советовала. Долго ли, коротко ли, дошел до черной башни Еуфимб.
Возле нее страшный дракон – стоглавый Змей спит, а одна голова по сторонам оглядывается. Увидела она Царевича и забила тревогу. Проснулся Змей и спросил человеческим голосом:
- Зачем пожаловал молодец? Мира искать или силы пробовать?
- Да конечно силы пробовать! Выходи на бой, чудище стоглавое!
Заревел страшно Змей и задышал пламенем из ста пастей зубастых. Бросился он на царевича. Бились они три дня и три ночи. Змей ударит – Берендея по пояс в землю загонит, Царевич махнет мечем – падает голова драконья. Вот срубил последнюю голову Берендей и скинул тело змея в глубокий колодец, а головы под дубом закопал.
Бросился он в башню и нашел там Скрипучку. Другой на его месте,может, и испугался бы, но храбрый Берендей и не такие страхи на своем веку видывал – сразу поцеловал ее.
О том, что дальше произошло в старинных архивах есть два варианта. Какому хотите, такому и верьте:
 
1. И произошло чудо. Обратилась Скрипучка Царевной прекрасной. И влюбился в нее Берендей без памяти и любил до самой смерти. Прожили они долго и счастливо, пока смерть не разлучила их.
2. И произошло чудо. Стал Царевич хромой, кривой и без одного глаза, да к тому же шипилявый. Полюбились они друг другу и прожили свой век в достатке и окружены детьми, а позже и внуками.
 
 
 Но, как бы ни было, поехали они вдвоем к Царю и вскоре сыграли пышную свадьбу.
И я там был и мед-пиво пил, молодоженам сплел венец, на этом сказочке
Конец.