Монумент святому с граблями

Фима Жиганец
К традиционным бедам России – дорогам и дуракам – в Ростовской области можно добавить юбилеи и памятники
.....

Как-то журналист ростовской газеты “Город N” решил выяснить, можно ли за хорошие деньги воздвигнуть на центральной площади донской столицы памятник монументального идиотизма? Репортер обратился к чиновникам с предложением увековечить в изваянии... панду с граблями! Мол, по заказу китайских крестьян. Услышав о сумме в “баксах”, чиновники радостно закивали: да хоть крокодила с пулеметом!

Я это в том смысле, что пристрастие отечественных градоначальников к художественной лепке чего попало грозит перерасти в национальную эпидемию. От Москвы с ее легендарным Зурабом оно уже докатилось до самых до окраин. Первый симптом “монументальной лихорадки” – приближение праздников: от столетия ремонта макаронной фабрики до именин губернаторского пуделя.

На Дону в особом почете городские юбилеи. По мере их приближения чиновные головы срочно начинают мыслить, какую “нетленку” изваять в бронзе и граните. К 300-летию родины Чехова решили, например, почтить Александра I, который всю жизнь провел в дороге, а умер в Таганроге. Многие жители намекали, что неприлично лепить самодержца в год 200-летия Пушкина. Мол, поэт считал тезку своим первым врагом и отзывался о нем не иначе как “властитель слабый и лукавый, прыщавый щеголь, враг труда” и далее в том же духе. Однако памятник все же воздвигли, да еще рядом с Пушкинским бульваром! В назидание шибко грамотным...

А в Ростове оскандалился Александр с инвентарным номером два. Здешний мэр задумал к 250-летию города поставить перед собором памятник святому Димитрию Ростовскому. Но на дыбы встала часть общественности.

– Знать не знаем никакого Димитрия! – возмутился краевед Владимир Сидоров. – На этом месте стоял памятник Александру II!

В дискуссионном стиле “А ты кто такой?” краевед пояснил, что Димитрий в Ростове – человек случайный, и вообще слишком жирно какому-то митрополиту иметь город с миллионным населением, когда у апостолов Петра и Павла на двоих один Петропавловск. Сидоров даже отказался от денежной премии, которой был награжден к юбилею. Или святого вон, или денег не возьму! Жуткий ультиматум почему-то никого не испугал. И митрополит в стиле японских борцов сумо спихнул-таки государя с пьедестала.


1.Сиамские святители
Идея монумента святителю возникла у скульптора Анатолия Скнарина. В 1989 году она была одобрена Министерством культуры, и автор создал несколько вариантов фигуры. В 1993 проект демонстрировался на выставках. Ряд важных деталей подсказал Скнарину архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон. В 1996 проект получил высокую оценку комитета по архитектуре и градостроительству, и по распоряжению городского головы был заложен первый камень в фундамент...

Но беда в том, что Скнарин – вроде как местный Церетели. Его работы определяют облик города: “Тачанка” на южном въезде, памятник участникам стачки 1902 года, ажурные шары-светильники на Пушкинской... Кому ж это понравится? И когда по городам и весям прокатился девятый вал “перестройки”, собратья по Союзу художников (председателем коего Скнарин являлся) быстренько сместили его с поста и вытурили из организации!

Но на этом творческая интеллигенция не угомонилась. Узнав, что идея Скнарина обретает финансовую поддержку, новый председатель СХ Геннадий Запечный обратился в мэрию с требованием провести открытый конкурс на лучший проект монумента. Не допустим кулуарщины и келейщины! И потянулся многострадальный конкурс... “Война проектов” длилась три года. В конце концов мэр Чернышев не выдержал:

– Или будет победитель – или не будет памятника!

И жюри мгновенно выносит вердикт: признать победителем проект... скульптора Владимира Белякова. Скандал! Не потому, что работа Белякова появилась чуть ли не за несколько дней до исторического решения. Дело в другом. Национальное агентство по авторским и смежным правам позже констатировало: проект Белякова в общем и целом копирует скнаринский. Речь идет о пошлом плагиате. Но поезд ушел...

2.Саккос накось
В результате Мы имеем памятник, достойный нашей лубочной “духовности”. Самоварным золотом следовало бы на нем выбить гениальную фразу Виктора Степановича про “получилось как всегда”.

Во-первых, в православии памятники не воздвигаются – ни святым, ни грешным. Они считаются отголосками язычества и называются вполне определенно – “болван”, “истукан”, “идолище”... Не лучший способ почтить память святого Димитрия избрали отцы города!

Правда, существуют памятники Кириллу и Мефодию, Александру Невскому. Но не как святым, а как создателям славянской письменности, князю-воину. В таком случае и в Ростове должен быть увековечен Данила Туптало, сын лихого запорожского казака, принявший монашеское имя Димитрия – замечательный духовный писатель, создавший знаменитые “Четьи-Минеи”. Но кому дело до таких тонкостей, если до сих пор многие горожане путают Димитрия Ростовского с Дмитрием Донским?

Дальше – больше. Беляков умудрился развернуть статую... спиной к храму! От такого неслыханного кощунства святой Димитрий, наверное, перевернулся в гробу! Автор памятника Александру II Микешин в свое время развернул царя боком к собору... Защитники беляковского идола возражают: представьте, что святитель выходит из храма и осеняет народ знамением... Мы бы рады. Но как представить, что Димитрий карабкается на пятиметровый постамент?!

Кстати, здоровенный громила с косой саженью в плечах и окладистой бородищей не имеет никакого отношения к реальному святителю. В жизни это был худенький человек небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в очках, ходивший обыкновенно в скромной шерстяной ряске. Конечно, художник имеет право на собственное видение. Но нельзя же, к примеру, украсить ленинскую лысину пышной шевелюрой Маркса, а заодно отрастить вождю бороду Энгельса!

И еще одна деталь. Скнаринский святитель был хотя бы облачен в саккос – грубую рясу из мешковины. Беляков же одел свое изваяние в праздничную мантию, которая носится во время торжественных богослужений и имеет шестиметровый шлейф! Истукану шлейф пришлось... обрезать! Легким движением руки брюки превращаются в элегантные шорты...

Побывавший в Ростове патриарх Алексий счел за лучшее вообще не заметить “святое идолище” – от греха подальше... Так и стоит перед собором невесть что – не то панда в рясе, не то святой с граблями. А куда денешься? Как говорится, за все заплОчено.