Наследство

Сергей Решетников
«...Главное, Ксюша, создать свой мирок. Каждая женщина – зодчий и как архитектор, она учитывает не только прочность материалов, но и сложившийся быт, привычки людей. Женщина создает мирок – не мир, а потому всегда в ладу с Богом. Конечно, в твоем проекте должно быть место для мужчин. Без мужчин замысел теряет основательность, он рискует остаться проектом. Мужчины – это и кирпичи, и каменщики одновременно. Так рационально, так разумно устроено специально для нас. Что для женщины автомобиль? Деталь архитектурного ландшафта, довольно заметная. Архитектура – недешевое занятие, поэтому женщины часто думают о деньгах. Но деньги, обеспечивают только масштаб, запомни, они не гарантируют настоящего качества и тем более вкуса. Твоя первая забота как устроителя собственного мира – основательность фундамента. Это полностью зависит от тебя...»

Многим доводилось получать наследство. И многие, если речь не шла о доме или деньгах, со вздохом думали: «На кой черт мне этот старый хлам?». Ксюша, впервые в жизни расписавшись в правах на владение, испытала разочарование. Не ожидала, что Стелла Эдуардовна, автор завещания, так оценит ее заботу. Хотя, конечно, дареному коню... Собственно, не одному, а двадцати шести коням в зубы не смотрят. Именно столько лошадиных сил в моторе завещанного ей «москвича». Она уловила снисходительную усмешку стеллиного племянника, которому отошел гараж – скромный каменный домик в московском дворике у Тверской. Тот один тянул на неплохую квартирку. Племянник поинтересовался, когда ксюшин реквизит освободит помещение. Мальчику, конечно, не терпелось загнать туда новый «галант». А на чем, бишь, он приезжал к Стелле в последний раз? На новом «вольво»? И когда это было? Года не прошло!

 Однако полно тебе, Ксюша, играй свою роль! Это москвички имеют привилегию выражать свои чувства. Провинциалки играют роль провинциалок, собственные чувства в которой не предусмотрены. Если готовишься в театральное, значит, сценическая практика начинается задолго до поступления. «Noblesse, как говорится, oblige»*. Хотя какое, к черту, «noblesse»? Благородством в данном случае не пахнет. Бедная девушка в большом городе вынуждена искать покровителей. Найти их просто, сложнее остаться девушкой. Для этого и надо играть. Причем, не менее убедительно, чем во МХАТе.

Наследство бывшей солистки Большого театра состояло из двух прекрасно обставленных квартир, дачи в Переделкино, огромной нотной библиотеки, шести роялей, новой «волги», старого «москвича», двух гаражей, десятка уникальных сервизов, внушительного количества драгоценностей, картин и скромной денежной суммы. Родных и близких у Стеллы Эдуардовны оказалось много, и ни один не оказался обделен. Ксюша разглядывала почтенных господ, явившихся за своей долей. Никто не опоздал. Почему же почти никого из них не было видно на протяжении двух лет, когда за немощной старухой приходилось ходить, как за малым ребенком? Лишь одна она рядом, совершенно чужой человек, ученица, берущая уроки вокала за то, что ухаживает за своим учителем! А ведь Стелла звонила, звала...

«Москвич» Ксюше понравился. Стелла показывала его полгода назад. Кажется, в тот день она в последний раз поднялась с постели. От автомобиля веяло чем-то подлинным. Он успел появиться на свет до эпидемии повальной интеграции, когда фары объединяются с капотом, капот продолжает себя в дверных ручках, а весь ансамбль завершается на крыше хвостом телефонной антенны. В «москвиче» все выглядело, может быть, наивно, зато основательно и без двусмысленностей.

Ксюша имела представление о машинах, хорошо, отец научил. Пользование грошовым наследством началось с покупки аккумуляторной батареи и трат на такси, чтобы ее привезти. Спасибо, таксист помог поставить эту тяжеленную штуку под капот. Дальше пошло лучше. Машина быстро завелась.


«...Окружающие нас вещи, Ксюша, являются частью нас самих. Объяснить это легко, ибо все, что происходит, происходит в эфире. Слово, может быть, архаичное, но не случайное. Принадлежащие тебе предметы захватывают частицу твоего бытия, а потом живут твоей жизнью. Вещи становятся продолжением твоих рук, твоей новой кожей, новым зрением. Улавливая желания, они как бы помимо твоей воли сталкивают с другими людьми, в том числе с теми, к кому ты сама не могла или не решалась подойти. Обладание вещами делает тебя сильнее, красивее, но уязвимее. Дело в том, что любой человек, знающий о всепроникающем эфире, легко причинит тебе вред, приказав твоей вещи не повиноваться. Вещи внушаемы, как люди, вот в чем суть. Автомобили, кстати, прекрасная тому иллюстрация. Мы пропитываем автомобили собой, как одежду потом. О-о, с машинами следует ладить, они могут быть особенно опасными, потому что слишком много в них нашего «я»!..»


В рокоте мотора она различала стеллины интонации. В неторопливой повадке машины – ее старческие движения. Стелла была мудрая женщина и желала ей добра, Ксюша это знала твердо. Автомобиль, в котором так много от прежней хозяйки, не мог ее подвести. И вдруг...

Последнее, что Ксюша заметила перед ударом – полированный бок роскошного лимузина и изумленные глаза небритого кавказца за рулем. Первое, что увидела, очнувшись, – ту же горбоносую физиономию, заглядывающую в ее автомобиль. Глаза человека показались ей еще изумленнее. «Я, наверное, совсем плохо выгляжу», – огорчилась Ксюша. Кавказец медленно поднял руку. «Ну, сейчас начнет метелить», – тоскливо подумала Ксюша. Ее внутренний голос, затруднившись правильно назвать разбитую иномарку, выдал, тем не менее, точную сумму, которую предстояло возместить, – восемнадцать тысяч евро. «Если занять и перезанять, продать проклятый «москвич» получится восемьсот. Из дома пришлют двести. Это все. Что ж, пусть бьет», – рассудила Ксюша и закрыла глаза.

С железным визгом распахнулась дверь, но вслед за этим ничего не последовало. Ксюша осторожно приоткрыла веки. Тут у нее самой глаза стали, как у кавказца. Перед ней покачивалось, искря на солнце, алмазное колье.

– E suo?** – спросил кавказец.

Вслед за колье он протянул ей золотое запястье, украшенное рубинами. Девятнадцатый век. Рука ощутила внушительную тяжесть. Мужчина пошарил у Ксюши под ногами и высыпал ей в подол кучу брошек и колец. На приборной панели лежал разорванный чулок, из которого свисали золотые цепочки.

– Это Стелла! – закричала Ксюша. – Ах, какая хитрюга! А я-то на нее обиделась, ну и скотина же я!

– Sta bene?*** – кавказец упорно не желал переходить на русский язык.

– Ах, да вы, кажется, итальянец! – догадалась, наконец, Ксюша и почему-то подумала, что это открытие сегодня не последнее. Она внимательнее взглянула на мужчину. Моложавый. Весьма интеллигентный на вид. Правда, небрежно выбрит. – Вы меня извините, сорри, я такая неловкая...

– Lei e una ragazza comme il faut, – сказал иностранец, передавая Ксюше очередную пригоршню золота и оглядывая интерьер ее автомобиля. Ксюша, не отрываясь, смотрела на итальянца. – Signorina, mi pare que non bisogni imputare la polizia...****


«...Когда ты его увидишь, то забудешь о времени. Твое сердце, Ксюша, начнет жить по другому – звездному – календарю. А ты должна знать, что во Вселенной год продолжается двадцать пять тысяч земных лет. С хвостиком. Раз уж напала на нас такая блажь – жить во Вселенной, – то совершенно естественно обладать чувством звездного времени, не так ли? Однако лишь любовь да прикосновение смерти дают возможность его ощутить. Звездный масштаб показывает, как высоко душа способна подняться. Верить тем, кто говорит, что готов любить вечно, как ты понимаешь, нельзя. О, эти жалкие лгунишки! Самые стойкие не способны протянуть и неделю. Звездную...»


Рядом пискнули тормоза. Это был стеллин племянник. На этот раз на новом «саабе».

– Ксюша, что случилось? Может быть помочь?

Ксюша смотрела на итальянца.

– Слушай, бамбино, – ответила она племяннику, не оборачиваясь. – Вали отсюда. Мухой!


Известный итальянский архитектор Паоло и будущая певица театра «Ла Фениче» Ксения совместную жизнь начали с восстановления роскошной «лянчи», которой больше всего досталось при их знакомстве. Ремонт обошелся в восемнадцать тысяч евро. А из старого «москвича» молодожены не стали делать памятник своей любви. Они продали механического сводника за смешные деньги. «Москвич» не возражал. Он знал, что новый хозяин, собиратель автостарины, обеспечит ему достойную старость. Ведь под ковриком у переднего сиденья остались случайно забытыми два колечка с бриллиантами по восемь карат...

май 2004 г.

Примечания
____________________________________
* «Положение (благородство) обязывает» (франц.)
** – Это ваше? (итал.)
*** – С вами все в порядке? (итал.)
**** – Вы очень оригинальная девушка. ...Синьорина, мне почему-то кажется, что впутывать в это дело полицию не стоит... (итал.)