Звуки, запахи и суррогаты Избранного 7. 4 разбирает Лара Галль

Копирайт
В субботу утром я проснулась от попытки ответить на вопрос: «Что появилось раньше: постмодерн или видеоклипы?» )))
Вместо того, чтобы, проснувшись, отправиться делать кофе, билась над раскладкой Неуповской «Закладки». В пересохшем нёбе обрывком фотокарточки солоно и колко шершавился азарт.
Образовалась в голове спасительная связка-объяснение:

Постмодерн – римейк - аллюзии – апелляция к архетипам – трансцендентальность образов.

Поэтому на такие тексты резонируют и такие сугубые реалисты, как В.В. Вечтомов, и такие нежные редакторы, как Копирка.

Если Вы знаете что такое постмодерн, или Вам это пофиг, то не читайте следующий кусок. Начните прямо с обзора Избранного 7.4, окей?

Итак:
Чужие умные мысли по поводу: (взято в сети, не помню уже где))))

«Завершение современности - наступление новой эпохи, которую обычно обозначают термином “постмодерн” (постмодернизм, постмодернити), русский аналог – “постсовременность”.
Термин “постмодерн”, несмотря на свою растущую популярность, по-прежнему остается спорным термином….
В России постмодерн первоначально заявил о себе в искусстве андерграунда, но с начала “перестройки” пространство российского постмодерна активно расширяется и углубляется, захватывая новые сферы и новые социальные группы. Для западных обществ отсчет периода постмодерна обычно ведут с 50–60-х годов.
 Если рассматривать модерн как modernus – христианскую эпоху в его противопоставлении anticuus – эпохе языческой , то одной из характеристик постмодерна будет усиление постхристианских и неоязыческих тенденций.

период постмодерна – это время образования нового большого стиля.
Можно выделить два ведущих стилевых признака постмодерна.
Первый из них – антропологизм с феноменом постмодерна связывают так называемый “антропологический поворот” в отношениях к природе, технике и самому человеку.
Второй признак – “полиструктурность, по крайней мере, двойственная структура, причем как на семантическом, так и на социологическом уровнях” любых культурных проявлений. …
При этом “практикуется осознанный плюрализм языков, моделей, методов, причем не только в разных произведениях, но и в одном и том же, т.е. интерференциально, чересполосно”
Способ мышления в постмодерне зачастую требует обнажения того, что предшествует методологии, ее антропологических оснований. А это – недоумение, первичное удивление перед миром, сомнение в познаваемости явлений, либо “игровой” характер познания.
…Постмодернизм живет в сегодняшнем обществе не как система взглядов, а как настроение – зыбкое, смутное, подчас не поддающееся отчетливому формулированию, в еще большей степени зыбкое и смутное, чем умонастроения, ему предшествовавшие”

Ну вот, это была присказка. Потому что первым в Избранном 7.4 мне попалось в зубки произведение
Нрзб «Антилопы гну».
( «Нрзб» - это «неразборчиво»?))))
 И тут с самого начала мы имеем и полиструктурность и полисемантичность.
Взгляните:
«Камушки падали с неба,
Снежинки и мелкие посудинки…

Видели разнообразные лужицы,
Желали размножиться,
Жабы.

Желала умножиться жаба.
И спала под водой, тихонько и изредка пузырьки пуская,
К ней по ночам заглядывала Луна
Посмотреть на талое море свечи.

Посмотри на меня немного под другим углом,
Видишь: нет, это не мачта, и не яхта,
Это кружева».

Мне видится видеоклип, а Вам? Стремительная смена образов творит ускользающее искусство момента. Прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее вот оно – «танцует на кончике иглы».
Убейте меня – текст великолепен. Он оживает при чтении, и его значение так же трудно р а с с к а з а т ь, как сон. Его можно толковать, но надо ли?
Как галлюциноген, текст рождает тающие образы, у каждого свои.
Это ли не искусство?

Следующим номером – сугубый реализм.
Айлин «Бiлий цвiт яблоневый цвет»
Приведу собственую рецензию:
«Героиня рассказа хороша своим смирением, терпением...
но вот ее боль - она не гармонирует с количеством терпения. Тоска ее вызвана противноватыми такими мыслями, что вот чужое дитя льнет, а свое - сторонится. При такой антеевой мудрости героине было бы органичнее понять и принять ценность того, что чужое дитя к ней тянется и ценит ее.И вместить в сердце обеих девочек. Вы скажете, что она так и делает - но мне так не чувсвтуется из текста. Драма в которую Вы помещаете героиню - драма обывателя, мелковатая, эгоистичная. Из этого конфликта героиня выходит не преображенной, не выросшей из противоречий собственных, а лишь некоторым образом вознагражденной за перенесенные страдания.
И это сильно дешевит Ваш рассказ».
Интересна полемика Автора с Коллегой – но сильно пахнет политикой. Сам рассказ стоит прочтения, если Вам нравится так называемая «душевная проза».
Тут все так лирично, прозрачно, внятно простым людям.


Павел Самсонов «Дело Моцарта»
О, как мне понравился эпиграф! О!
Дальше следуют несколько абзацев, где афтр выражает эстетическое неудовлетворение внешностью дам-звезд, плавно переходящее в надежду на метафизическую встречу афтра и его Читателя.
Афтр ставит под сомнение компетентность некоего Б. Кушнера, ругается на фильму «Амадей»
Афтр знает полностью имя Моцарта - Моцарт Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус.
( а я знала только конфеты «Моцарт», ну и еще ликер такой недешёвенький есть)))))
Короче говоря, «через двести шесть лет после трагических венских событий Антонио Сальери был оправдан «за отсутствием состава преступления».
А «глюк стал … покровителем и учителем» - а вот это в точку!!!
У многих авторов местных «глюк стал … покровителем и учителем»!!!! Да-с!!!

Еще короче: если Вы хотите уметь правльно болеть за Сальери против Моцарта – читайте! Если Вы за Моцарта – читайте!
Афтр игрив и ядовит. Знает много имен и всякую цифирь давно минувших дней.

Игорь Кит «Здравствуй, Дедушка Морозов!»
Легко читать.
Невольно улыбаешься на словах:
«Миха, - кричу, - ты ж меня под монастырь подведёшь! Я же сессию завалю!
- Кто? Ты? – делает большие глаза Миха, - да у тебя шапка шестьдесят первого размера!»
ну и дальше всё, как у больших, банк, грабители, экшн, погоня, возврат денег банку, благодарность банкира, любовь, рожденная в авантюре, дети, рожденные в любви, и рейс из Домодедово наконец прибыл!
О, это Домодедово! Вечно оно задерживает рейсы…(((
Хороший простой рассказ, понятный даже ВиГанчару, в чем он лично расписался. ))) (ВиГ, у меня еще остались Ваши индульгенции?))))

Гурам Сванидзе «Ованес, где ты?»
На словах «сивилологии, «науке о гражданском обществе» - озадачилась, хотя английский у меня – второй. Потому что «сивиллы» в моих слабых мозгах – это такие… предсказательницы, вобщем.
На словах ««Тбилисский интеллектуал в Оксфорде» влюбилась в автора заочно :))
Фразу «- Ладно мартиролог разводить!» выучу наизусть и буду тулить всюду)))
Рассказка - нормальная. Читать можно. Не напрягаясь! ))

Lisnerpa «Про запах»
Этот автор меня пугает. Он ничего не напишет в простоте. Всё то у него в подтекстом, с подвывертом, с термойадом…
Вот зачем начал как про Будду-царевича писать, а сам перескочил на ароматерапию? )) (благодаря Элле Дерзай слово "ароматерапия" написано теперь правильно:)
С замиранием сердца следила за историей белезни, постепенно мутирующей в лавстори,перескакивая через непонятные слова типа «адамантис», «йони», «перфакционист» и «кисет». Думаю, что речь шла о разных валютах. ))Не суть. Лишь бы пахло парню в конце концов!
О, ужас! В конце сказки я стала понимать, что бисексуалы – потомки магов на побегушках.
И что если вам вернули нюх, то обязательно заберут взамен ваш голос. Так всегда поступают с электоратом.)))
Можете читать, можете не читать – рекомендаций не даю с целью сохранения психического здоровья условному читателю.
Язык автора (не поймите превратно!) обворожителен: «И до рассвета бродил он в окрестных туманных полях с саблей, в сердцах срубая головы всем лопухам, что выступали на него из мрака и тонкой водяной пыли». А? Каково? «..в тонкой водяной пыли», м-м-м-м…. Прелесть!

Джохн До «РАСПЫЛИТЕЛЬ ПУХОЛЬСКОГО»
Уй, как много…
На первом абзаце застряла на фразке: «Похлопал рядом с собой ладонью и почувствовал под нею отвратительно мокрое и липкое — кровь!» и решила, что мне мешают тут слова «под нею». Без них было бы лучше, а? Ну, неважно.
А вот эта фразка мне очень понравилась. Я залюбовалась.)))
«Открыла ему томная брюнетка в шелковом длинном халате. «Стерва» — сразу решил Игнат».
Говоря парой слов – перед нами авантюрно-революционный рассказ с элементами провиденциальной фантастики.
Сам автор определяет жанр как «социофантастика».
Если это - Ваше, то Вам –сюда.
А нам дальше, дальше к

Ма-а-аленькой лгунье «Суррогат любви»
Скажу всем-всем: точка в заглавии текста не ставится. Сама, как узнала, так всем и сообщаю, вот.))
Чтоб много места не занимать тут, скажу об этом интересном тексте только одно: даже Неупокоеву почти понравилось))). Что и говорить о таких взыскательных читателях, как Виталий Крылатов.
Мне тоже понравился текст, да, тоже. Почти. Что не понравилось? Все понравилось. Почти.))))

И завершая обзор, возвращаюсь к разговору о постмодерне, и рассказу
Линдона Камусова «Секретарша»

Я, как человек не поколения «Пепси», тоже не сразу постигаю смыслы и красоты постмодерна, или того, что им норовит выглядеть.
Ни разу не поняла о чем рассказ.)) Количество «вкусных» мест в тексте не дало мне возможность согласиться со многими рецензентами, твердящими «Офигенный рассказ!»
Поэтому, уважительно относясь ко вкусам других, и по привычке не доверяя себе, предоставляю вам самим судить об этом рассказе.
Клиппированность текста имеется, полиструктурность тоже, но все как-то слабо выраженное…

Ну вот и все на сегодня.
Всего хорошего,
Лара.