Алёна Микора В порядке вещей рецензия

Анастасия Галицкая Косберг
Созрела… и написала впервые в жизни рецензию на книгу...

Ночью дочитала книгу под название «В порядке вещей» Алёны Микоры.
Сама не знаю, почему, но захотелось поделиться впечатлением от прочитанного. Не могу сказать, что содержание книги так уж сильно взбаламутило мои мысли и чувства, но вот призадуматься заставило о многом. В том числе о том, почему одни тексты становятся книгами, а другие так и остаются лежать где-то в глубинах наших компов или бумажными пачками в столах.

Книга интересная – врать не буду. Более того, я абсолютно уверена в том, что неискушённый читатель будет в восторге. По многим причинам. Жаль, что я – читатель искушённый и меня уже не пробрать просто красиво подобранным набором фраз или даже не просто высказанными идеями и умозаключениями прозорливо-пророческого характера.

Книга неоднозначная. С одной стороны она содержит явный фантасмагорический элемент, с другой – автор сделала всё, от неё зависящее для того, чтобы в этой самой фантасмагоричности или мистичности мы не только засомневались, но даже не поверили бы в неё совершенно. Зачем?

Книга не банальна по содержанию, хоть и содержит вполне банальные мысли и даже название её навевает чёткие аллюзии из детства. Разве можно забыть чудесную сказку « Умные вещи», тем более, как минимум дважды экранизированную? Лавки всяческих умных вещей – не новость в литературе. Даже Гарри Поттер знает о том, что это такое. Они описывались братьями Гримм, упоминались в фантастических рассказах Клиффорда Саймака и Роберта Шекли, описывались Джанни Родари в «Путешествии Голубой стрелы» и Киром Булычёвым в приключения Алисы Селезнёвой… Обычно, эти лавки-магазинчики – не более чем склад волшебных вещиц, хранилища чудес, призванных резко изменить жизнь героев. Иногда «умные» вещи умны сами по себе и являются предметами быта, о которых могут только мечтать простые смертные. Это всяческие сапоги-скороходы, скатерти-самобранки, палочки-выручалочки, дудки-самогудки, ковры-самолёты и так далее, и тому подобное до бесконечности. «Умные» вещи встречаются в сказках чуть не всех народ мира и это не удивительно, потому что все они – мечта.
В книге Алёны Микоры вещиц полным-полно, но они очень отличаются от вышеупомянутых тем, что сами по себе не только не волшебны, но даже не применимы вовсе, если не попадают в конкретные руки, то есть в руки тех самых людей, которым они и предназначены. Причём, о пользе этих вещей не догадываются не только те, которым они не могут пригодиться, но и те, жизнь которых порой впрямую от этих вещей зависит.

Как, например, рояль для Томилы Ивановны – одной из героинь книги… Не приобрети она его почти случайно, так никто бы и не узнал, что в её руках и сердце таится чудо гениального пианиста и композитора.
Как старая, никому ненужная дверь, ставшая в руках бомжа Толи-Кабака произведением искусства резчика по дереву.
Как, купленный бездетным холостяком и циником Яковом Гомеровичем детский велосипед, из-за которого он встретил, наконец, свою будущую жену; или парашют, зачем-то приобретённый тихой, спокойной, пугливой Ларисой Ивановной и подарившей ей в итоге небо и "крылья"; или чужая визитная карточка, ставшая причиной (или следствием, кто разберёт?) возникшей любви и последующего за этим счастья девушки Лизы…

Читать обо всём этом было интересно, занимательно, увлекательно и всё такое.
Но! Есть, к сожалению, в книге нечто, заставляющее меня скептически кивать головой и хмуриться с сожалением. Длинноты, ужасно раздражающие длинноты и многочисленные объяснения того, что давно уже стало понятным.
Создаётся ощущение, что автор оправдывается и оправдывается в чём-то, в чём не требуется никаких оправданий вовсе. Кажется, что автор стыдится мистической составляющей книги и всеми силами пытается сказать читателям: «Вы, конечно, читайте, но учтите – я сама во всё это совершенно не верю!» Я так и не поняла, зачем это было нужно. В книге, например, описывается некая Антонина Захаровна – весьма почтенная дама, оказавшаяся на поверку самой обыкновенной ведьмой. Она колдует редко, но метко, причём сама очень даже сомневается в своих силах и склонна в них не верить. Но почти всё, что она делает, оказывает влияние на многих и не всегда это влияние идёт на пользу людям, оказавшимся даже случайно в сфере колдовского влияния. Зачем автор несколько раз выражает свои сомнения по поводу силы Антонины Захаровны, я так и не смогла понять, что, впрочем, может быть, лишь моя трудность, ни никак не сложности автора. Вообще, сложилось впечатление, что изначально это был гораздо более ёмкий рассказ, который по желанию редакции издательства «Гаятри» был доведён до размеров повести или мини-романа…
И обилие имён… То ли у меня склероз, то маленькая "оперативная" память, но чуть не до самого конца книги мне приходилось периодически пролистывать её назад, чтобы вспомнить о том, что было ранее с тем или иным героем… Последний раз я столкнулась с необходимость постоянно возвращаться к началу, когда читала «Сагу о Форсайтах».

Одновременно, не могу не признать, что сам текст написан очень хорошо, во всяком случае, мне ни разу не захотелось что-то переписать по-другому, что со мной в последнее время происходит очень часто, когда я читаю книги современных авторов гораздо более широко известных читающей публике.
Есть в книге интересные стилистические находки, красивые, не избитые и не набившие оскомину метафоры и эпитеты. Авторский язык чист и свободен от графоманских погрешностей в виде тавтологии, пафосности, изобилия местоимений и всего другого мусора, так досаждающего порой читателям.

В результате могу сказать вот что: я с удовольствием стану читать другие книги Алёны Микоры. Не смотря на то, что конкретно эта книга оставляет во мне чёткое дежавю и ощущение давнего знакомства с мыслями, вложенными автором в произведение. В конце концов, у каждого из нас такие разные ассоциации, аллюзии и дежавю у нас у всех тоже всегда такие разные… И вполне может быть, что следующая книга Алёны Микоры вызовит у меня какие-то совсем другие ощущения. Конечно, я буду читать этого автора в том случае, если она оправдает мои надежды, которые не кажутся безоновательными...