Хохма или изощренная месть

Олег Афонский
Хохма* или изощренная месть

 Авдотья Никитична была одинокой пенсионеркой, ехидной и острой на язык старухой. Ранее она работала билетершей в театре оперетты и поэтому очень любила оперетты и водевили. ЕЕ самым любимым спектаклем был водевиль «Лев Гурыч Сеничкин» и свою единственную в жизни радость – своего кота она называла «Лев Гурыч». Но так она его называла, когда сердилась, а ласково – «Левушкой».
 Сам Лев Гурыч был большим и ленивым котом с подхалимским характером. Подхалимничал он, естественно, перед Авдотьей Никитичной, которая покупала ему его любимые лакомства – мелкую рыбешку и печенку.
 Жила Авдотья Никитична в однокомнатной квартире на втором этаже многоквартирного дома в одном очень крупном городе на Украине. А напротив через лестничную площадку жил Сережа с папой и мамой. Шкодой он был знатной. До девятого класса он часто получал двойки по поведению за четверть за свои «особые заслуги».
 Его самый лучший друг и одноклассник Володька жил в соседнем доме и, будучи таким же балбесом, был главным помощником Сережи во всех его шалостях.
 Обычно их шалости отличались веселостью и большой результативностью.
 Так в шестом классе, когда им нужно было сорвать контрольную, они оба ездили на другой конец города, чтобы помочь тете Володи бороться с, замучившими ее, тараканами. За пол дня тогда Сережа с Володей наловили полную пол-литровую банку больших черных тараканов и, пообещав тете их утопить, увезли, а на самом деле в классе на контрольной их выпускали. Контрольная была сорвана, так как весь класс был занят уничтожением этой нечисти. Сережка с Володькой конечно были разоблачены и строго наказаны. Так они получили по первой двойке по поведению за четверть. В других классах были другие шкоды, а двойки по поведению такие же. Зато в девятом классе они впервые не попались и получили славу «хохмачей» школы. Как раз тогда это слово впервые появилось и стало быстро входить в моду среди молодежи.
 Украинский язык и литературу у них в школе преподавал мужчина средних лет с очень большим носом. Его не любили и прозвали поэтому «Рубилой». Так вот как-то раз Рубила провел контрольные во всех трех девятых классах в один день, а через день все узнали как много двоек он наставил. В результате после уроков среди «особо отличившихся» состоялся разговор по этому поводу, на котором было принято решение наказать Рубилу. Сережка с Володькой были среди «особо отличившихся». Думали-гадали как наказать, но ничего путного придумать не могли пока Сережа не предложил следующие: «Давайте, ребята, покажем ему дулю. Рубила всегда после контрольных проверяет в партах не было ли шпаргалок. В школе никто не знает, что Володя хорошо рисует. Володя нарисует дулю, направленную прямо на смотрящего, а кто-нибудь подложит ее в свободную парту перед контрольной. Рубила всегда смотрит все парты, вытащит ее и увидит, но придраться ни к кому не сможет, хотя и поймет, что это для него» - Идея понравилась, а чтобы Сережа с Володей были совсем вне подозрений, осуществить ее решили в одном из параллельных классов. Так и сделали, оставив вытирать доску в тот день двух самых выдержанных своих товарищей с первых парт другого ряда. Те потом с наслаждением рассказывали, как посерел Рубила, когда вытащил дулю и как они чувствовали его взгляд на себе, усердно драя доску.
 В результате Рубила молча проглотил обиду, не захотел позориться и никому об этом не сказал. А за Сережей и Володей прочно закрепилось прозвище «хохмачей», которое перешло за ними и в институт.
 Поступили Сережа с Володей на экономический факультет, так как не было тогда еще конкурса – это были пятидесятые годы.
 Однажды Авдотья Никитична спросила у Сережи кем он будет после окончания института и Сережа пошутил, что он после института станет директором самой лучшей парикмахерской города и по блату распорядится сделать Авдотье Никитичне самую сногсшибательную прическу. Авдотья Никитична посмеялась, но шутку не забыла.
 Так было подготовлено жизнью все для самой знаменитой Сережиной хохмы.
 Вот про эту институтскую Сережину хохму я и хочу рассказать.
 Действующими лицами этой истории будут: Сережа, Володя, Леночка, Авдотья Никитична, Лев Гурыч, а все остальные – просто статисты.
 Сережа с Володей были уже на втором семестре, когда на одном из институтских вечеров встретили Леночку с финансового факультета. Сережа, увидев ее влюбился сразу же по настоящему на всю жизнь. Это Леночка по женски почувствовала тут же и так как Сережа ей тоже понравился не стала возражать против его ухаживаний. Володя, когда понял какое это имеет значение для Сережи, признал Леночку за друга и, троица стала неразлучной. Они вместе учились и вместе развлекались. Часто все трое приходили к Сереже послушать джаз, рок-н-ролл или буги-вуги – у Сережи был неплохой проигрыватель. Такую музыку Авдотья Никитична терпеть не могла.
 Сережин проигрыватель стоял на окне, и музыка довольно громко звучала во дворе и очень часто именно тогда, когда Авдотья Никитична выходила погулять со своим котом и посидеть на лавочке. Во дворе дома был небольшой садик с детской площадкой, тремя скамейками и несколькими очень высокими старыми деревьями.
И вот однажды после непродолжительного «концерта» ребята пошли провожать Леночку и встретили, идущую домой Авдотью Никитичну с Львом Гурычем на руках.
 Остановившись Авдотья Никитична спросила: «Сережа как долго вы будете мучить всех вашей ужасной музыкой?» - Сережа в ответ пошутил: «А мы просвещаем вас, чтобы вы не отстали от эпохи» - Леночка хихикнула, а Авдотья Никитична взорвалась, и начала их отчитывать. Может быть все бы и обошлось, но тут вмешался Лев Гурыч. Он, почувствовав недовольство своей хозяйки, махнул в сторону Сережи лапой с растопыренными когтями и презрительно фыркнул. Авдотья Никитична посмотрела на кота и сказала очень уничижительно: «Ты прав, Левушка, это совсем невоспитанные брадобреи!» - намекая на ту шутку Сережи, и победоносно удалилась. Леночка звонко расхохоталась, а Сережа с Володей от такого оскорбления остолбинели.
 Впервые Сережа не нашел что ответить. Короче в этот раз веселых проводов не получилось. Сережа поклялся отомстить за «брадобреев», Володя его поддержал и Леночка всю дорогу уговаривала их все забыть, но ребята были мрачнее грозовой тучи. Наконец Леночке удалось взять с них слово ничего плохого не делать Авдотье Никитичне; она успокоилась и они распрощались. Как плохо она знала еще своего любимого Сережу!
 Прошла неделя, ребята вели себя с Леночкой как обычно, поэтому она решила что все забыто, но, как только Сережа с Володей оставались в двоем, они начинали изобретать всевозможные планы мести. Ребята не забыли данного Леночке слова и поэтому почти все планы отвергались, как непосредственно касающиеся Авдотьи Никитичны, но Сережа не мог успокоиться и ему в голову таки пришел план, который, непосредственно не касаясь Авдотьи Никитичны, ей все-таки мстил. Его тщательно обдумали, подготовили и стали ждать конца сессии.
 На второй день после окончания сессии Сережа с Володей назначают вечеринку на вторую половину дня, чтобы было еще часа три-четыре светлого времени и было время им для самого главного дела.
 А, именно, за час до прихода гостей ловят выпущенного на прогулку Авдотьей Никитичной Льва Гурыча и дают ему печенки сколько он хочет, чтобы молчал. А за полчаса до прихода гостей несчастного, ничего не ждущего кота связывают, затыкают ему рот и начинают его брить подо льва, оставляя ему львиную гриву, кисточку на кончике хвоста и тапочки на лапах. У кота ужас в глазах неописуемый.
 Когда появляются гости с Леночкой у входа во двор, Сережа с Володей выпускают несчастного кота. Лев Гурыч с дичайшими воплями вылетает во двор и взбирается на самую макушку самого высокого дерева во дворе, и оттуда дико орет. На его крик выбегает Авдотья Никитична и начинает звать своего любимого, бегая вокруг дерева, но сверху в ответ несется только несусветный кошачий вопль, невероятной силы и тембра. Окна в доме открываются и все соседи выглядывают, не понимая, что произошло.
 Сережа с Володей с самым невинным видом тоже распахивают свое окно и при видя гостей и Леночки зовут их к себе. Гости, ничего не понимая смеются и только Леночка хмурится.
 Тут Авдотья Никитична бросает бегать вокруг дерева и бежит в магазин за печенкой, надеясь с ее помощью заставить своего любимца слезть с дерева. Но даже печенка не помогает. Авдотья Никитична не знает, что ее Левушка съел уже с полкилограмма печенки буквально менее часа тому назад.
 А в квартире Сережа при всех объясняет Леночке, что они с Володей ее не обманули и ничего плохого не сделали непосредственно Авдотье Никитичне, а о коте слова не было, поэтому слово они сдержали. Они простили Авдотью Никитичну, но не могли простить Льву Гурычу его презрительного фырканья.
 Ребята узнают начало нашей истории, и в квартире стоит невообразимый хохот под раздающиеся со двора кошачий вой и причитания сердобольной Авдотьи Никитичны.
 Наконец, когда был уже поздний вечер и похолодало, Авдотье Никитичне удалось уговорить кота слезть с дерева и забрать его домой.
 Следующие два дня Льва Гурыча не было видно во дворе, а на третий он появился на руках своей хозяйки в специально сшитой ею для него одежонке – комбинезончике синего цвета из шерстяной ткани на кнопочках, который состоял из курточки; специальных штанишек, в которых кот мог оправляться, их не снимая; и футляра для хвоста, из которого торчала, оставленная извергами нетронутой кисточка. Вид у кота был почище, чем у клоуна. У любого человека кот сперва вызывал недоумение, а после безудержный смех.
 Через два месяца, когда шерсть подросла костюм был снят, но вид кота серьезнее не стал, так как видны были и грива, и кисточка, и тапочки. Кот здорово походил на пуделя и это по-прежнему было дико и смешно. Лев Гурыч вызывал даже удивление у собак, которые при его виде не лаяли, ошалено смотрели ему в след.
 В конце- концов все помирились: Авдотья Никитична получила компенсацию в виде шикарного торта и бутылки Советского шампанского, а Лев Гурыч печенку. Мир был восстановлен.
 Прошло много-много лет. Уже нет в живых не Льва Гурыча, ни Авдотьи Никитичны, а история все еще не кончается. Лев Гурыч может считать себя полностью отомщенным потому, что до сих пор Леночка, когда сердиться на своего мужа Сережу или его верного друга Володю, обязательно назовет их «брадобреями». А Сережа с Володей уже почтенные директора предприятий не обижаются на нее за это, так как им приятно вспомнить свою молодость и почувствовать ее освежающие душу дыхание.
 

* Хохма – необычный с юмором розыгрыш или действие, как правило, не злое, но обязательно направленное против определенного лица или определенных лиц.
Слово это появилось в начале пятидесятых годов среди молодежи одновременно со словом «стиляга» и было тогда очень модным среди молодежи.
 
 Автор текста Афонский О. Н
Украина