Поэтом можешь ты не быть, но бизнесменом может быть

Володимир Калуга
Бизнес – удел многих,
но лишь для избранных это призвание.

Жизнь, как не крути, очень интересная штука: это то, что принадлежит нам всецело, ибо мы и есть живые существа; но это так же и то, чем мы фактически не распоряжаемся и о чем мы практически ничего не знаем. Ни что она собой представляет, ни то, как же правильно ее нужно прожить, чтобы, как говорил классик, не было мучительно больно за даром прожитые годы. Поэтому чтобы уж совсем не потеряться в дебрях незнания, хотя бы по части смысла жизни, и таким образом не упасть окончательно в уныние или отчаяние, современный человек ничего не нашел лучше, как сформулировать ряд критериев успешности жизни. Наличие подобных критериев уже само по себе призвано наполнять жизнь индивида смыслом. Поскольку последние служат основой для формирования социального «маршрутного листа» - от чего индивид может оттолкнуться и к чему должен стремиться в соей жизни. При этом критериев успешности в действительности придумано очень много, начиная с уровня образованности или умудренности человека жизненным опытом, набожности или «богемности» и заканчивая способностью адаптироваться к любым условиям выживания. Но чаще всего подобные критерии уж очень относительны или, как принято говорить, субъективны. А вот материальная составляющая сторона человеческого существования, проще говоря, богатство (либо его отсутствие) на много, так сказать, объективнее, что касается критерия оценки успешности человеческого бытия.

Но богатство богатству – рознь, исходя, например, из той простой причины, каким образом оно добыто. Одно дело получить в наследство, другое – нажить. Да и нажить богатство можно разными способами. Хотя по этому поводу существует весьма устойчивое мнение, концентрировано выраженное в утверждение одного из американских магнатов: «Я готов дать отчет по каждому заработанному миллиону, кроме первого». И все же, не смотря ни на что, а, также следуя принципу презумпции невиновности, нужно полагать, что любое состояние нажито законным путем, если, конечно, судебная власть не имеет по этому поводу касательно «богача» иного мнения. Да и сама по себе проблема законности-незаконности «наживания» состояния кем-то, если и тревожит большинство представителей общества, то лишь потому, что кому-то кажется, что он более достойный претендент на это богатство.

А дальше следуют десятки аргументов, призванных убедительно доказать самому себе и другим, почему же он беден, тогда как, на самом деле(?!), заслуживает быть богатым. И все же среди многих других, в этом плане существуют два наиболее «изощренных» аргумента. Первый - честность. Второй - реалистичность мышления. Что касается честности, то здесь нужно заметить: воистину честный человек никогда не задумывается о своей честности, потому что быть честным в таком случае для него то же самое, что и дышать – это происходит само собой, так сказать, автоматически. А честностью, как правило, «жонглируют» или «прикрываются» неудачники или те, кто по той или иной причине не способен реализовать себя, создать достойные условия своего существования либо осмысленно принять существующее как должное – им просто больше нечем «крыть». Поэтому подавляющее большинство населения в силу сложившейся ситуации вынуждено причислять себя к тем, о ком удачно выразился Миньон Маклофлин: «Есть на свете горстка людей, которых деньги не могут испортить, и мы, конечно, относимся к их числу».

Но самое ужасное в этой ситуации то, что в девяносто девяти и девяти десятых случаев таких людей ещё более необратимо, нежели деньги, портит их отсутствие, точнее их хроническая нехватка. И здесь как раз наиболее выразительно проявляется парадокс человеческого существования: возрастание в арифметической прогрессии возможности удовлетворить потребности приводит к возрастанию в геометрической прогрессии желаний. Иначе говоря, если наша возможность что-то приобрести возрастает в разы, то наши желания при этом возрастают в десятки. Таким образом, незаметно для себя и окружающих, индивид в какой-то период своей жизни превращается в заложника собственных желаний. И лишь ограничения, накладываемые на человека внешне обществом с помощью морали, этики, закона, удерживают последнего, скажем так, от асоциальных действий. Но, исходя из того, что ощущение постоянно «нависающей» неудовлетворенности «подхлестывает» индивида, побуждая его к действиям, последнему ничего не остается, как искать удовлетворения своих желаний в социально приемлемых формах. Таким вот или приблизительно таким образом можно выйти на источник человеческой тяги к непомерному накопительству. А поскольку в наше время наиболее удобным эквивалентом накопительства являются деньги, то их как раз, оказывается, постоянно и не хватает.
 
Естественно, кому, а таких подавляющее большинство, постоянно и непоправимо не хватает того, что у них есть, их мысли, в общем-то, сходятся, в конце концов, на одном: где бы еще «перехватить», то есть добыть денег и как можно побольше. Как следствие, именно ради удовлетворения денежной «потребности» люди готовы идти на многое, вплоть до… занятия бизнесом. И это действительно так, если учесть, что желать в стиле известного гоголевского персонажа Манилова заниматься бизнесом и заниматься бизнесом – это два радикально противоположных аспекта человеческой жизни. Ведь те, кто «изнемогают» от желания заниматься бизнесом, в своих мыслях либо фантазиях объединяют удивительным образом два несовместимых в действительности момента. Они, как «высочайшей пробы» теоретики, видят все моменты организации прибыльного дела и в тоже время, как совершенно непоколебимые реалисты – все непреодолимые препятствия на пути развития бизнеса. При этом еще и умудряются найти вполне внятный ответ на вопрос, как же другим все-таки удается заниматься бизнесом и быть успешными в жизни, тогда как они этого делать не в состоянии.

Соответственно, желающие заняться бизнесом и не идущие далее этого желания, как правило, не только считают себя, но и являются пессимистами. Пессимист же – человек, постоянно осознающий превратность сложившейся ситуации. Его мысли заняты поиском ответов на сто тысяч «Почему?», в то время как зачастую нужен всего один-единственный ответ на вопрос «Как?». Его сознание, в прямом смысле, забито ворохом ни к чему непригодных идей, за которыми тяжело, очень тяжело «просочиться» хотя бы одной на самом деле путевой идее. Кроме того, вопреки абсурдности своих жизненных установок, пессимист «намертво» убежден в реалистичности своего мышления – его способности адекватно отображать сложившуюся ситуацию. А раз так, то у пессимиста нет ни сил, ни возможности, ни тем более предпосылок не только для того, чтобы заниматься бизнесом, но также и для того чтобы хотя бы единожды в своей жизни серьёзно задуматься над тем, как возможно организовать реальный бизнес. Поэтому основное занятие пессимиста по жизни, естественно, кроме того, чтобы «зудить», вздыхать и жаловаться – поучать либо критиковать других.

Оптимисту же, который, как принято считать, есть, плохо проинформированным пессимистом, ничего не остается делать, как занять свои «руки». Иначе говоря, заниматься делом. А пока заняты «руки», заниматься «глобальными» вопросами нет ни возможности, ни особого желания, а главное – никакой потребности. И здесь срабатывает правило, выведенное неизвестным автором относительно Великих людей. Если его перефразировать в контексте бизнеса, то звучать оно будет следующим образом. Бизнес, как правило, начинают люди двух типов: гениальные, которые знали, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые даже не знали, что это не выполнимо. Все остальные же, кто, так или иначе, представлены в бизнесе, есть не более чем продолжатели или последователи застрельщиков бизнеса.

Последних большинство. Они в бизнесе скорее по нужде, чем исходя из собственного желания, так сказать, тяги. И держит их в бизнесе зачастую необходимость, которую они, однажды почуяв вкус денег, создали раз и навсегда для себя. С момента вхождения в бизнес – это их «логово», но это и их «западня» - альфа и омега их существования. Отберите у таких бизнес, и вы получите в подавляющем большинстве ни к чему больше непригодных социальных существ. И лишь те, кто способны создавать бизнес, потеряв его, способны воссоздать заново.

Размышляя подобным образом, невольно наталкиваешься на ряд закономерных вопросов. Во-первых, что же собой представляет бизнес не по форме, а по сути? Как определить, склонен ли тот или иной человек к бизнесу или нет? И что нужно сделать, чтобы стать бизнесменом? Ответы на эти и сопряженные с ними вопросы без особого труда можно найти в научной и научно-популярной, а то и художественной литературе. Наиболее ясным при этом представляется ответ на первый вопрос, поскольку любой, даже самый «захудалый» словарь или учебник по экономике предлагает нам несколько определений понятия «бизнес» на выбор, не говоря уже о том, что даже самый нищий зачастую считает себя чуть ли не профессиональным знатоком этого вопроса.

Но так ли уж просто определиться не столько с понятием бизнеса, сколько с феноменом бизнеса? Совсем даже нет. В противоположном случае, следуя указанным в учебнике инструкциям как создать бизнес, каждый бы смог, так или иначе, стать бизнесменом. Это был бы лишь вопрос человеческого усердия и желания. Действительность же доказывает обратное – лишь немногие способны стать реальными бизнесмена, удел же многих – «крутиться» в бизнесе, судьба большинства – пожинать плоды их деятельности, в лучшем случае предлагая в замен эквивалентный объем затраты труда. Исключения здесь составляют лишь творческие личности, представленные во всех непроизводственных сферах общества.

Таким образом автоматически формируется ответ на два других поставленных выше вопроса. По-настоящему бизнесменами могут стать лишь, скажем так, гениальные в своем роде люди, с определенными врожденными либо же усвоенными в ходе неимоверно тяжелой практики склонностями. Моральность, совестливость, человечность – это лишь оправа для гениальности либо её отсутствие. Последние практически никаким образом не определяют гениальность и не способствуют или препятствуют бизнесу. Поверьте, даже чтобы, условно говоря, украсть миллион, нужно как минимум очутиться в нужном месте в нужное время. А это уже далеко не дело случая, но гениальности.

Поэтому сколько бы желающие начать свой бизнес и разбогатеть не читали «Думай и богатей» Наполеона Хила либо подобный «высокохудожественный ширпотреб», разбогатеть им именно путем формирования своего бизнеса вряд ли когда-нибудь удастся. Выход же в этой ситуации на удивление простой – найти возможность открыть в себе гениальность. Как это сделать – уже совсем другой вопрос. Но на пути к открытию своей гениальности первое во что нужно твердо верить, так это в то, что каждый человек равен другому перед Бытием, имеет свой смысл и предназначение на Земле. Именно в понимании и следование этому смыслу и предназначению сокрыт исток человеческой гениальности. В действительности же подавляющее большинство членов общества отдают предпочтение следовать в полном неведение за тем или иным поводырем. Кто бы не рядился последним – общественное мнение, мораль, необходимость, опосредованные церковью, общественными или государственными институтами. А все потому, что обществу на самом деле, как некоему виртуальному субъекту, если и нужны гениальные люди, то лишь в малых количествах, чтобы их деятельность можно было контролировать. А в случае чего и изолировать, а то и уничтожить. Что и делается успешно со времен зарождения иудо-христианской парадигмы и по наше время.